Валютное регулирование и валютный контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – выявить аспекты валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
 рассмотрены понятия, элементы и принципы валютного регулирования;
 рассмотрено валютное законодательство и его источники;
 рассмотрены органы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации;

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие валютного регулирования 3
2. Элементы валютного регулирования 4
3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля 5
4. Валютное законодательство и его источники 6
5. Органы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации 11
6. Виды валютного регулирования 12
7. Правовые основы валютного контроля 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

банковское д.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я      Р AБ O Т A

 

 

 

 

По предмету:   Финансы и кредит

 

На тему: Валютное регулирование и валютный контроль в РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 2

 

1. Понятие валютного регулирования 3

 

2. Элементы валютного регулирования 4

 

3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля 5

 

4. Валютное законодательство и его источники 6

 

5. Органы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации 11

 

6. Виды валютного регулирования 12

 

7. Правовые основы валютного контроля 13

 

Заключение 15

 

Список использованной литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика – это составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.

С упразднением государственной монополии на внешнюю торговлю и началом либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось количество физических и юридических лиц, сталкивающихся в своих повседневных нуждах с валютным законодательством. Создание же внутреннего валютного рынка в России придало валютно-правовому регулированию постоянный характер.

Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

Цель работы – выявить аспекты валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

    • рассмотрены понятия, элементы и принципы валютного регулирования;
    • рассмотрено валютное законодательство и его источники;
    • рассмотрены органы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации;
    • проанализированы виды валютного регулирования;
    • рассмотрены правовые основы валютного контроля;

 

 

  1. Понятие валютного регулирования

 

 

Государственное регулирование – это одна из форм управления обществом. Оно осуществляется с помощью совокупности имеющихся в арсенале данного государства мер с целью создания определенного правопорядка.

Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на:

- создание и обеспечение функционирования  государственных органов валютного  регулирования и валютного контроля;

- установление и реализацию  определенного порядка проведения  операций с валютными ценностями  на внутреннем валютном рынке;

- установление порядка перемещения  валютных ценностей за пределы  государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;

- обеспечение и защиту имущественных  прав на валютные ценности;

- регламентацию международных  расчетов;

- поддержание стабильного курса  национальной валюты и национального  платежного баланса;

- обеспечение желательного (интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

 

 

 

  1. Элементы валютного регулирования

 

 

К основным элементам валютного регулирования можно отнести:

  1. Установление порядка проведения валютных операций;
  2. Определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов;
  3. Валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

 

 

 

3.  Принципы валютного регулирования и валютного контроля

 

 

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

 

 

    1. Валютное законодательство и его источники

 

 

Реализация валютной политики любого государства опосредуется валютным законодательством – совокупностью нормативных правовых актов, регулирующих порядок совершения валютных сделок и валютных операций резидентами и нерезидентами на территории страны и резидентами за ее пределами, межгосударственных двух и многосторонних валютных и инвестиционных соглашений.

Актами валютного законодательства могут служить лишь те акты государственных органов, которые являются нормативными и правовыми, т.е. представляют собой письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, которые определяются как общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение.

В настоящее время все акты валютного законодательства могут быть классифицированы по юридической силе следующим образом:

1. Конституция Российской Федерации, Конституция и Уставы субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации от 12.12.93 содержит лишь две нормы, касающиеся валютно-правовой сферы. Прежде всего, это положение о том, что валютное регулирование относится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «ж» ст.71). Это означает, что в ведении компетентных федеральных органов находится как установление порядка совершения валютных операций, так и формирование систем валютного регулирования и контроля. Представляется, что данное положение исключает возможность участия субъектов Российской Федерации в процессе осуществления валютного регулирования.

Вторая норма Конституции Российской Федерации, входящая в валютное законодательство, устанавливает обязательность рассмотрения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации всех законопроектов по вопросам валютного регулирования (п. «в» ст.106 Конституции Российской Федерации).

2. Международные договоры и соглашения  Российской Федерации.

Сюда можно отнести три группы актов.

1). Межгосударственные договоры  и соглашения, касающиеся наиболее  существенных вопросов валютного  регулирования:

- участия РФ в международных  финансовых организациях

- участия Российской Федерации  в многосторонних экономических  соглашениях, предусматривающих координацию и согласование валютной политики (ст.3,4, 14-17 Договора стран СНГ от 23.09.93 г. «О создании экономического союза»).

- установления особого валютно-правового  режима в отношениях с отдельными  странами (Соглашение стран СНГ  от 09.09.94 «О порядке перевода денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам»).

2). Межправительственные соглашения  об особенностях осуществления  отдельных видов валютных операций  в отношениях между договаривающимися  странами:

- п.1.2. ст.2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.95 г. «О Таможенном союзе»;

- Протокол об упрощенном порядке  таможенного оформления товаров, не предназначенных для производственной  и иной коммерческой деятельности, и валюты, перемещаемых физическими лицами через таможенные границы государств – участников Таможенного союза от 22.01.98 г.;

- ст.1, 7-9 Соглашения об обеспечении  свободного и равного права  пересечения физическими лицами  границ государств – участников  Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты, утвержденного Решением Совета глав правительств при Межгосударственном совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 24.11.98 г.;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана от 02.06.93 г. «О неторговых платежах».

3) Межведомственные соглашения  о порядке осуществления отдельных  видов операций:

- Соглашение между Минфином  России и Минфином Эстонской Республики от 13.05.93 г. «О неторговых платежах»;

- Соглашение между Банком России  и Национальным Банком Грузии  от 10.01.97 г. «Об организации расчетов».

4) Кодексы Российской Федерации.

В условиях отсутствия специального Валютного кодекса, действующие кодексы содержат лишь отдельные нормы, регулирующие валютные правоотношения преимущественно в части вопросов юридической ответственности за нарушение правил совершения валютных операций. В их числе необходимо назвать:

А) Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ устанавливает уголовную ответственность:

- за контрабанду (ст.188);

- незаконный оборот драгоценных  металлов, природных драгоценных  камней или жемчуга (ст. 191);

- за нарушение правил сдачи  государству драгоценных металлов  и драгоценных камней (ст. 192);

- за невозвращение из-за границы  средств в иностранной валюте (ст. 193);

Б) Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12. 2001 №195-ФЗ

В) Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28.05. 2003 № 61-ФЗ

Г) Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 №51-ФЗ и (часть вторая) от 26.01.96 №14-ФЗ, который:

- содержит лишь отсылочные нормы, предполагающие использование иностранной  валюты при осуществлении гражданско-правовых  сделок, равно как и совершение сделок с валютными ценностями, лишь в случаях и порядке, предусмотренных специальным законодательством (п.2 ст.140, ч.1 ст.141, п.3 ст.317);

- провозглашает равную защиту  права собственности на валютные  ценности(ч.2 ст.141).

Главным же образом Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет общие условия совершения сделок, распространяющиеся и на сделки, осложненные валютным элементом, предусматривая специальный режим их осуществления только при совершении сделок купли-продажи (п.2 ст.454, п.4 ст.498), займа (п.2 ст.807) и хранения (п.1 ст.921, п.1,2 ст.925);

Д) Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 №145-ФЗ, который:

- определяет понятие внешнего  долга (ст.6);

- устанавливает возможность пополнения  государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней исключительно за счет средств федерального бюджета (ст.84);

- определяет понятия государственных  внешних заимствований Российской  Федерации и ее субъектов;

- запрещает осуществлять муниципальные  заимствования в иностранной валюте;

- определяет в качестве внешних  источников финансирования дефицита  федерального бюджета кредиты  и займы в иностранной валюте;

- регламентирует порядок:

осуществления государственных внешних заимствований;

установления предельных объемов государственного внешнего долга и государственных внешних заимствований;

предоставления государственных валютных гарантий Российской Федерации и государственных кредитов;

- устанавливает пределы парламентского  контроля за осуществлением государственных  внешних заимствований;

- определяет полномочия Минфина  России по ведению Государственной  долговой книги Российской Федерации;

Е) Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 №146-ФЗ.

Ж) Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99 №81-ФЗ, который определяет пределы ответственности сторон правоотношений по морской перевозке и порядок взыскания денежных сумм исходя из расчетной единицы, в качестве которой принята единица специального права заимствования, как она определена Международным валютным фондом (ст.11).

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в РФ