Внебюджетные фонды, их структура и источники формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить экономическое содержание и значение внебюджетных фондов
2) изучить особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации
3) дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ и определить перспективы их развития.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 440.74 Кб (Скачать файл)

Документом, гарантирующим  человеку предоставление медицинской  помощи в рамках ОМС или ДМС, является страховой полис.

Для сбора обязательных страховых взносов в системе  ОМС созданы Федеральный и  территориальный фонды обязательного  медицинского страхования - ФФОМС и  ТФОМС. Финансовые средства ФФОМС являются государственной собственностью. Страхователи передают взносы в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС передает средства в руки страховых  медицинских организаций (СМО). СМО - это организации, имеющие государственное  разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. СМО выплачивают  медицинским учреждениям деньги за лечение граждан.

Фонд осуществляет:

· финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими лицензии и заключившими договор ОМС;

·     финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС;

·     выравнивание финансовых ресурсов городов  и районов, направляемых на проведение ОМС;

·  предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

·     накопление финансовых резервов;

·     контроль за рациональным использованием финансовых резервов.

Финансовые средства территориальных  фондов находятся в государственной  собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию  не подлежат. Источники финансовых средств территориальных фондов представлены на рис.5.

Средства территориальных  фондов


Часть страховых взносов предприятий  и др. хозяйствующих субъектов  на ОМС, устанавливаемых Парламентом  РФ

Средства предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на ОМС

 

Средства взыскиваемые с юридических и физических лиц при предъявлении им регрессивных требований

Добровольные взносы юридических  и физических лиц

Доходы от использования  временно свободных финансовых средств  фонда

Нормированный страховой  запас финансовых средств территориальных  фондов

Другие поступления

    


 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

Рис.5 Источники финансирования территориальных фондов ОМС

Тариф страховых фондов определяется Федеральным законом по представлению Правительства РФ.

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в фонды возложен на государственную налоговую службы РФ.

Всем  гражданам РФ по месту жительства или работы выдается страховой полис, означающий право на бесплатное получение «гарантированного объема медицинских услуг».

Недоимкой считается не внесенная сумма  страховых взносов по истечении  установленных сроков, а также  суммы задолженности, выявленные при  проверке.

Недоимки  и финансовые санкции взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке.

 

 

2.2 Экономические внебюджетные фонды.

 

Субъекты  федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные экономические фонды. С 1994 года создаются  внебюджетные фонды развития жилищной сферы. Они создаются региональными  и местными органами власти в целях  мобилизации дополнительных средств  на строительство жилищного фонда, поддержание технического состояния  коммунальных объектов, оказание помощи малоимущим гражданам в приобретении квартир.

 К экономическим фондам относятся  отраслевые и межотраслевые фонды  НИОКР (Научно исследовательские  и опытно конструкторские работы), порядок образования и использования  которых утвержден постановлением  Правительства РФ от 12.04.1994г. [] Средства фонда формируются за счет ежеквартального отчисления предприятиями и организациями от себестоимости реализованной продукции (работ, услуг). Данные средства направляются на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ. Получателями средств этих фондов выступают министерства, иные федеральные органы власти, объединения и ассоциации.

К экономическим  фондам также относятся: инвестиционный, кредитный и резервный фонды  и другие.

Экономические фонды предназначены для решения  территориальных, отраслевых и межотраслевых  задач.

Субъекты  Федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные фонды.

В управление фондами входят представители  органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, физические лица.

 

2.3 Связи между внебюджетными  фондами

 

Разнообразие  внебюджетных фондов обусловливает  сложные многоступенчатые связи  между этими фондами и другими  звеньями финансовой системы. Различают  односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

III. Перспективы развития внебюджетных фондов в Российской Федерации

Основные характеристики бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

 

3.1. Пенсионный фонд Российской Федерации

Пенсионная система России построена  по распределительному принципу, основанному  на солидарности поколений. При этом на выплаты пенсий пожилым людям  используются поступления в фонды  пенсионного страхования от работающего  населения. Лица, платившие страховые  взносы, получают при достижении пенсионного  возраста право на пенсию, которая  финансируется, в свою очередь, следующими поколениями плательщиков страховых взносов. В данном случае говорят о так называемом договоре между поколениями.

Необходимо  сформировать устойчивый механизм пенсионного  обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения  достойной пенсии как тем, кто  уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем.

Здесь необходим  широкий комплекс мер, в том числе  упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более  эффективное управление пенсионными  накоплениями.

За основу для подготовки прогноза бюджета ПФР на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов приняты сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Так,  в  соответствии с Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», суммарные доходы ПФР в 2012 году составят 5,7 трлн. рублей (в 2011 году – 5,14 трлн. рублей), или 9,7% объема ВВП страны. Суммарные расходы составят 5,4 трлн. (в 2011 году – 4,82 трлн. рублей). Превышение доходов над расходами бюджета составит 289,6 млрд. рублей.

         На выплату трудовых пенсий из бюджета ПФР в 2012 году будет выделено 4,2 трлн. рублей. Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступит 1,5 трлн. рублей на исполнение обязательств государства по выплате государственных пенсий, пособий, ЕДВ, материнского капитала, других социальных выплат, а также на софинансирование формирования пенсионных накоплений.

Средства федерального бюджета  на предоставление материнского капитала в 2012 году предусмотрены в бюджете  ПФР в сумме 162,7 млрд. рублей. Размер материнского капитала с 1 января 2012 года будет проиндексирован на 6,0% и  составит 387,6 тыс. рублей.

В бюджете ПФР учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния на 2012 год в сумме 7,5 млрд. рублей (в 2011 году – 5 млрд. рублей).

Для реализации задач по дальнейшему  повышению уровня материального  обеспечения пенсионеров в бюджете  Пенсионного фонда на 2012 год предусмотрены  расходы на следующие мероприятия:

  • индексация трудовых пенсий с 1 февраля 2012 года на 7% и 1 апреля 2012 года на 2,4%; увеличение на 6% размеров ЕДВ с 1 апреля 2012 года;
  • индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 14,1% с 1 апреля 2012 года.

Минимальный уровень пенсионного  обеспечения с учетом предоставляемых  мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии у  неработающих пенсионеров будет  поддерживаться на уровне прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, если рассмотреть динамику среднегодового размера трудовой пенсии, начиная с 2009 года размер трудовой пенсии неуклонно растет, что свидетельствует о стабильности социально-экономического роста экономики Российской Федерации и заботе государства о своих социально незащищенных гражданах (Рис.6).

Рис.6 Динамика среднегодового размера трудовой пенсии

 

 

В 2010 году пенсии повышались четыре раза:

  • 1 января произведено увеличение размеров трудовых пенсий путем проведения валоризации, в результате чего увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило около 1100 рублей.
  • 1 апреля проведена индексация трудовых пенсий на 6,3%. Средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 477 рублей и составил 8169 рублей. С начала года увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило 1539 рублей, или 23,2%.
  • С 1 апреля на 8,8% увеличены размеры социальных пенсий, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные выплаты, размеры которых повышаются при увеличении соответствующих размеров социальных пенсий. Средний размер социальной пенсии в результате перерасчета повысился до 4600 рублей.
  • 1 июля 2010 года состоялась дополнительная индексация социальных пенсий на 3,41%. Средний размер социальной пенсии с 1 июля 2010 года повысился на 157 рублей и составил 4757 рублей, средний размер пении по инвалидности военнослужащих, проходивших службу по призыву, увеличился на 235 рублей и составил 7128 рублей, средний размер пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших службу по призыву, возрос с 5777 рублей до 5974 рублей.

Общее увеличение социальных пенсий за 2010 год составило 12,51% (с учетом проведенной с 1 апреля 2010 года индексации).

В 2011 году размеры пенсий были проиндексированы дважды:

  • 1 февраля 2011 года трудовые пенсии выросли на 8,8%.
  • 1 апреля 2011 года социальные пенсии выросли на 10,27%.

Начиная с июля 2012 года российские пенсионеры, имеющие по закону право  на получение накопительной части  пенсии, смогут получать соответствующие выплаты средств пенсионных накоплений. В зависимости от состава пенсионных накоплений предусмотрено три варианта их получения: в виде единовременной выплаты, в виде срочной выплаты и в виде накопительной части трудовой пенсии по старости (бессрочно).

В настоящее время ПФР проводит организационные мероприятия для  подготовки к осуществлению со второго  полугодия 2012 года выплат средств пенсионных накоплений граждан.

Таблица 1

Средние размеры пенсий в 2012 году заложенные в федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

 

на начало 2012 года, руб.

на конец 2012 года, руб.

увеличение за 2012 год, (%)

Средний размер пенсии

8288,57

9135,72

10,2%

Трудовая пенсия

8533,31

9394,09

10,1%*

Страховая часть трудовой пенсии по старости военных пенсионеров

1896,56

2078,03

9,6%

Социальная пенсия

5216,52

5952,05

14,1%


 

       
       
       
       
       

 

 * Индексация трудовых пенсий в  2012 г. – 9,6%, однако с учетом  августовской корректировки пенсий  работающих пенсионеров повышение  по итогам года составит 10,1%.

 

В результате, к концу 2012 года средний размер трудовой пенсии в России составит более 9 тыс. рублей, размер социальной пенсии приблизится к уровню в 6 тыс. рублей.

 

 

3.2. Развитие системы ОМС в России

 

Новый Федеральный закон от 29.11.2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» сменил предыдущий, действовавший в  стране с 1993 г., и позволил применить новые подходы к оказанию медицинской помощи, заложить новые принципы в сфере финансового обеспечения здравоохранения.

Информация о работе Внебюджетные фонды, их структура и источники формирования