Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 16:33, реферат
Цель данной курсовой работы – определить место и значимость внебюджетных фондов, а также развитие системы внебюджетных фондов в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «внебюджетные фонды».
2. Рассмотреть пути создания, источники формирования и особенности внебюджетных фондов.
Итак, Пенсионный Фонд РФ – это самый крупный из всех государственных внебюджетных фондов. Он выступает материальной базой пенсионного обеспечения. Основной обязанностью ПФР является назначение и обеспечение своевременной выплаты обязательного страхового обеспечения (трудовых пенсий), а также предусмотренных законодательством РФ других видов пенсий.
2.2 Фонд социального страхования РФ
Фонд социального страхования РФ (ФСС) – это централизованный аккумулирующий фонд финансовых ресурсов, предназначенных для оказания социальной помощи и социальных услуг.
Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, призванным управлять средствами системы государственного социального страхования России.
В настоящее время через Фонд социального страхования РФ проводится два вида социального страхования: социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти, а также социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются в форме федерального закона.
К функциям Фонда социального страхования относятся:
- обеспечение гарантированных
государством пособий по
- участие в разработке
и реализации государственных
программ охраны здоровья
- разработка совместно
с Министерством
С 2001 года доходы ФСС формируются посредством следующих поступлений:
- отчисления от единого социального налога;
- отчислений от единого налога на вмененный доход;
- добровольных взносов физических и юридических лиц;
- прочих поступлений.
Расходы Фонда социального страхования РФ [16, с.456] в первую очередь связаны с обязанностью по выплате гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и достижения им возраста полутора лет, на погребение и других пособий, а с 2000 г. – по выплатам в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, Фонд социального страхования является вторым среди внебюджетных фондов по объему перераспределяемых финансовых ресурсов. Он предназначен для осуществления государственных гарантий по социальному обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при болезни, инвалидности, рождения и воспитания детей и т.д.
2.3 Федеральный и территориальный фонды
обязательного медицинского страхования
Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – это денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению.
ФОМС созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Фонды являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
«Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу госгарантий» утверждается приказом Минздрава России. В соответствии с ним гражданам России не надо платить за скорую и неотложную помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина и/или окружающих. Право на получение этого объема медицинских услуг бесплатно граждане приобретают после вручения им страхового полиса.
Доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования формируются за счет:
- отчислений от единого социального налога (является основным видом доходов ФФОМС, более 90%);
- отчислений по упрощенной системе налогообложения;
- отчислений от сельхозналога;
- отчислений от единого налога на вмененный доход;
- доходов от размещения
временно свободных средств
- добровольных взносов юридических и физических лиц.
Расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования:
- расходы на выравнивание
финансовых условий
- финансирование целевых программ;
- расходы на управление.
Доходы Территориального фонда обязательного медицинского страхования формируются за счет:
- отчислений от единого социального налога (основная ставка налога с 2005 г. изменена с 3,4% до 2%);
- отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения;
- поступлений из
Расходы Территориального фонда обязательного медицинского страхования:
- расходы на финансирование
территориальной программы
- управленческие расходы;
- расходы на финансирование
отдельных мероприятий в
Итак, Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают гражданам Российской Федерации возможность бесплатного получения некоторых видов медицинской помощи. В частности, в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг включаются: амбулаторно-поликлиническая помощь, скорая медицинская помощь, лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременности и родов и т.п.
2.4 Современные
проблемы функционирования
Государственные внебюджетные фонды как общественные институты и как составная часть системы финансов появились в Российской Федерации относительно недавно и находятся в состоянии развития. Поэтому деятельность фондов сопряжена с целым рядом проблем и не обходится без недостатков.
Одной из самых серьезных проблем в деятельности Пенсионного Фонда является проблема инвестирования пенсионных денег. В настоящее время пенсионная система России испытывает существенные трудности в части рационального использования средств пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования.
Решение возникшей проблемы возможно двумя путями. Первый – это снижение требований законодательства к надежности финансовых инструментов и тем самым расширение базы инвестиционных инструментов для использования пенсионной индустрии. Второе – это развитие рынка финансовых активов, способных в полной мере удовлетворить потребности пенсионных фондов для инвестирования пенсионных накоплений.
Также в настоящее время существует проблема невысокого уровня пенсионного обеспечения. Во втором квартале 2006 г. средний размер пенсии составлял 2728 руб. и превысил прожиточный минимум пенсионера всего на 13, 7%. При этом, если рассмотреть распределение пенсионеров по уровню получаемой пенсии, то оказывается, что доходы выше прожиточного минимума имеет только треть из них. В то же время надо сказать, что средний размер назначенной пенсии не отражает фактического уровня пенсионного обеспечения.
Что касается проблем, связанных с функционированием Фонда социального страхования, прежде всего стоит отметить, что из распределителя средств он превратился в контрольный орган. До сих пор в России существовала индустрия отдыха граждан за счет средств соцстраха. По оценкам экспертов, доля ФСС в загрузке многих санаториев и пансионатов составляла более 70%. Доля соцстраха в загрузке санаторно-курортного комплекса уменьшается: люди, раньше ездившие на российские курорты за счет ФСС, теперь предпочитают обращаться в турфирмы.
Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является то, что программа ОМС исходит не из потребностей населения в медицинской помощи и из финансовых возможностей людей, а из жестких ограничений в объеме финансовых ресурсов. Это влечет за собой существенное снижение количества койко-дней пребывания больных в стационаре и фактически не гарантирует бесплатного обеспечения дорогостоящими видами медицинской помощи. Государственные обязательства по предоставлению бесплатной медицинской помощи финансируются лишь на 40-60%.
К сожалению, при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли. Именно в связи с этим возникает проблема платежей на неработающее население.
Таким образом, во 2-й главе было рассмотрено государственные социальные внебюджетные фонды, действующие в настоящее время в Российской Федерации: определили их функции, источники финансирования и направления расходования средств фондов, а также изучили проблемы функционирования этих фондов и возможные пути их решения.
Глава 3. Развитие системы социального страхования и перспективы совершенствования деятельности внебюджетных фондов
3.1 Зарубежный
опыт организации и развития
системы социального
Учитывая актуальность проблемы реализации механизма социального страхования в нашей стране, в заключении предлагается ознакомиться с формированием системы социального страхования за рубежом и выявить перспективы совершенствования деятельности внебюджетных фондов в России.
Особенность социальной политики промышленно развитых стран заключается в том, что она направлена не просто на защиту человека от социальных рисков (утраты дохода в связи с болезнью, инвалидностью и старостью), но и на недопущение резкого материального и социального неравенства, на обеспечение достаточно высокого уровня социальной поддержки и помощи нуждающимся слоям населения, на предоставление гражданам доступа к качественным услугам здравоохранения и образования. Если в начале 50-х гг. ХХ в. расходы на государственные социальные программы в большинстве западных стран составляли около 7-10% ВВП, то в течение 60-90-х гг. они динамично увеличивались (около 8% в год), что вдвое превышало темпы роста ВВП. Период с середины ХХ в. до 1990-х гг. можно определить как второй этап формирования активной государственной социальной политики.
С конца 90-х гг. ХХ в. усиливается критика социального государства. Это связано с рядом причин: экономическим грузом социальных обязательств государства, который составляет по большинству западноевропейских стран около трети ВВП, и демографическими проблемами («старение общества»). Например, в Германии к 2015 г. немецкое общество окажется самым старым в мире: половина граждан будет старше 50 лет.
Мировой опыт демонстрирует перспективность развития национальных систем обязательного социального страхования. Они существуют как самостоятельные, с высокой степенью автономности институты социальной защиты.
В настоящее время за рубежом используются в основном две формы добровольного социального страхования. Первая – связана с организацией социального страхования (главным образом пенсионного) самим работодателем. Практикуется эта система обычно в странах с развитой коллективно-договорной структурой (Канада, США, Япония и др.)
Вторая форма договорного социального страхования предусматривает заключение работодателем договора в интересах работников с внешними по отношению к предприятию страховыми учреждениями. Так, дополнительное пенсионное страхование через страховые компании, негосударственные пенсионные фонды предполагает различные варианты и формы страхования. Они могут финансироваться либо за счет страховых взносов работников и работодателей (Германия, Австрия, Франция и др.) либо только взносов работодателей (США, Финляндия и др.) (53, с.48).
В Европе существуют три типа моделей обязательного социального страхования, которые различаются принципами создания материальной базы:
1. Модель Бевериджа распространена в Великобритании, Ирландии и некоторых других странах Северной Европы. Здесь финансирование идет через налоговую систему, поэтому бюджет социального страхования напрямую зависит от формирования государственного бюджета.
Информация о работе Внебюджетные фонды как составная часть системы финансов