Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:43, доклад
Новая Конституция и изменение политической системы к началу 1994 года подготовили почву для реализации программы финансовой стабилизации. Поскольку президент твердо удерживал власть, правительство перестало зависеть от популистских решений парламента. Ему не приходилось больше балансировать между неизбежной отставкой и продолжением реформ.
Конституция ввела в российское законодательство обычное для мировой практики правило: законопроекты, касающиеся государственных финансов, принимаются Государственной Думой к рассмотрению только при наличии заключения правительства. Ранее в Верховном Совете бюджетные поправки принимались «с голоса» и могли пересматриваться в любой момент.
Бюджетный кодекс и совершенствование бюджетного процесса
Бюджетный кризис 1998 года подействовал
отрезвляюще на политическую элиту.
Стало ясно, что необходимо наводить
порядок со сбором налогов и расходованием
бюджетных средств. В 1998 году под
давлением международных
Были введены следующие важные новации в правовом регулировании:
четкая регламентация межбюджетных процедур, в частности распределение доходов по уровням бюджетной системы, разграничение расходных полномочий и ответственности между ее уровнями и разработка порядка передачи расходов и доходов бюджетов, форм финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, форм взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;
открытое составление бюджета благодаря увеличению перечня документов, сопровождающих проект бюджета;
четкая регламентация бюджетной классификации, позволившая контролировать расходование бюджетных средств;
упорядочение механизмов
различных государственных
В Бюджетный кодекс были
включены нормы, которые регламентировали
формирование и исполнение региональных
и местных бюджетов и внебюджетных
фондов, установили пределы дефицита
бюджета и долга
Вступление в силу Бюджетного
кодекса совпало с существенным
улучшением бюджетной ситуации и
политической стабилизацией в стране.
Так, с 1999 года потеряла остроту проблема
роста кредиторской задолженности
бюджетов разного уровня во многом
в связи с общим
В то же время многие важные проблемы бюджетной сферы не были решены Бюджетным кодексом или проявились уже после его вступления в силу. В частности, инструменты планирования исполнения и контроля над исполнением бюджета по-прежнему не отвечали потребностям общества, оставался неурегулированным статус внебюджетных доходов бюджетных учреждений.
После принятия Бюджетного
кодекса реформирование бюджетной
системы и бюджетного процесса отошло
на второй план. В 1999–2000 годах оно
уступило место налоговой реформе
и пересмотру распределения доходов
между федеральным и
В апреле 2007 года в Бюджетный кодекс были внесены поправки, которые принципиально изменили систему бюджетного процесса, позволили перейти к трехлетнему программно ориентированному бюджету. Если раньше федеральный бюджет утверждался на год, то в Законе «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ впервые показатели федерального бюджета были утверждены раздельно на 2008 год и на 2009–2010 годы. При этом предполагалось, что показатели на 2009 и 2010 годы будут уточняться при составлении и утверждении проекта федерального бюджета на соответствующий год. Главным распорядителям бюджетных средств с 2008 года разрешено в ходе исполнения федерального бюджета перераспределять ассигнования между текущим финансовым годом и плановым периодом.
Регионам предоставлено право составлять бюджет на три финансовых года или по-прежнему утверждать ежегодный бюджет и трехлетний среднесрочный финансовый план. Не важно, составляется проект бюджета субъекта Федерации на трехлетний период или охватывает только очередной финансовый год, законодательство субъекта Федерации должно четко определять полномочия участников бюджетного процесса.
Новая редакция Бюджетного кодекса обеспечила большую самостоятельность региональных и местных бюджетов, разграничила полномочия между различными уровнями бюджетной системы. Региональный и местный уровни получили более широкие возможности выбора механизмов бюджетного планирования, формирования бюджетной классификации и т. д. С одной стороны, это повысило гибкость региональной и местной бюджетной политики, с другой – снизило ее прозрачность, поскольку Минфину стало сложнее «читать» региональные и местные бюджеты.
Такие изменения улучшили
понимание обществом проводимой
правительством среднесрочной бюджетно-