Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:32, реферат
Российская Федерация – это государство с федеративной формой государственного устройства. В данной статье предпринята попытка исследовать позиции разных ученых в отношении федеративных отношений в России в условиях современности, т.к. в науке конституционного права имеются различные точки зрения на то, какая форма государственного устройства является оптимальной для нашего государства и выявить существенные проблемы, препятствующие развитию федерализма в Российской Федерации.
Абдуллаев Абдул
Магомедович студент 1-го курса
факультета юриспруденции и ювенальной
юстиции РГСУ
Актуальные проблемы федерализма в России
(Конституционно-правовые
основы федерализма в
Российская Федерация – это государство с федеративной формой государственного устройства. В данной статье предпринята попытка исследовать позиции разных ученых в отношении федеративных отношений в России в условиях современности, т.к. в науке конституционного права имеются различные точки зрения на то, какая форма государственного устройства является оптимальной для нашего государства и выявить существенные проблемы, препятствующие развитию федерализма в Российской Федерации.
Статья 1 Конституции Российской Федерации определяет Российское государство как федеративное1. В статье 5 Конституции России закреплено что: “Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации”2. Федерализм, как принцип взаимоотношений Федерации и субъектов Российской Федерации предусматривает, что наряду с общегосударственными признаются и гарантируются интересы территорий и народов, проживающих в России. В условиях постоянных политических изменений и стремлении регионов к самостоятельности именно федерализм стал гибкой и действенной формой государственной власти, обеспечивающей относительную стабильность между составляющими федеративного государства.
В настоящее время федерализм в России имеет несколько регрессивных особенностей, среди которых можно назвать: экономическую, политическую, социальную дифференциацию субъектов (например, Брянская область, Москва); дотационность субъектов (республики Северного Кавказа) и т.п. В связи с этим растёт зависимость большинства субъектов Российской Федерации от федеральной власти, что не способствует развитию федеративных отношений в нашей стране. До сих пор недостаточно разработаны теоретические основы для федеративных отношений в России и научно-обоснованная политика государства в сфере федеративных отношений. Структура организации государственной власти субъектов Российской Федерации также остается несовершенной3.
Много противоречий возникает и в сфере разделения полномочий между субъектами Российской Федерации и федеральным центром. Новая региональная политика федеральной власти направлена на перераспределение ресурсов и полномочий в пользу федеральной власти. Некоторые исследователи считают, что, по существу, она направлена на поиск механизмов, способных политически нейтрализовать различных региональных лидеров и сделать региональную ситуацию управляемой «из Центра». Создание восьми федеральных округов с учреждением в них полномочных представителей Президента Российской Федерации и других органов федеральной власти4, они расценивают как первые шаги Президента Российской Федерации на этом пути. Исследователи увидели в этих реформах «унитаристскую надстройку над федерацией»5. Но есть ученые, высказывающиеся о них положительно, называя их попыткой привести в соответствие с федеральным законодательством уставы областей и городов, а самое главное, конституции республик и возможности в рамках этих реформ интеграции регионов. Например, С. Коваль пишет о том, что: «Систему федеральных округов следует рассматривать как один из административных способов поиска форм управления системой федеративных отношений, сглаживания проблем чрезмерной асимметричности и многосубъектности России, территориального приближения федеральной власти к субъектам Российской Федерации».6
Стоит отметить, что образование
федеральных округов не вносит изменений
в административно-
Многие исследователи считают, что федеральные округа являются основой для последующего укрупнения субъектов Российской Федерации. Процесс объединения субъектов Российской Федерации может распространиться на целый ряд субъектов Российской Федерации, в том числе, Ненецкий автономный округ и Архангельскую область, Еврейскую автономную область и Хабаровский край, Алтайский край и Республику Алтай, Краснодарский край и Республику Адыгея, города федерального значения: Москву, Санкт-Петербург и прилегающие к ним области.
Конституция Российской Федерации не исключает возможности укрупнения субъектов Российской Федерации, но процедура данного процесса не конкретизирована и юридическая база для изменения количества субъектов недостаточна7.
Опыт развития федераций показал, что используемая в России модель федерализма не способствует развитию федеративных отношений, так как в её основе лежит принцип формирования субъектов на основе национального признака. От такой федеративной модели пострадали СССР и некоторые страны Восточной Европы (Югославия, Чехословакия). В настоящее время возникла острая необходимость «деэтнизации»8 субъектов Российской Федерации. Этнически ориентированная национальная политика государства выступает одной из причин многочисленных межнациональных конфликтов, а это, в свою очередь, ведёт к ослаблению системы государственной власти 9.
Некоторые ученые указывают на часть 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации, в которой закреплено, что республика(государство) имеет свою конституцию и законодательство, как угрожающую территориальной целостности Российской Федерации. Но трактовка «государство» не находит отражения в ст. ст. 65-67, 72-73, 76-77 Конституции Российской Федерации, которые на деле и определяют статус субъектов России. Статья 71 указывает на предметы ведения Российской Федерации, на основании этой статьи можно сделать вывод, что все наиболее важные вопросы (внешняя политика и международные отношения, судоустройство и прокуратура, ядерная энергетика, защита границ и т.п.) регулируются самой Федерацией. Статья 72 определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (административное, трудовое, жилищное законодательство; обеспечение соответствия конституций и законов республик; защита прав и свобод человека и гражданина; охрана памятников и т.п.), а статья 73 определяет сферы деятельности, в которых субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Так, в статье 13 Устава города Москвы определяются предметы самостоятельного ведения города такие как: принятие Устава города Москвы, законов и иных правовых актов города Москвы; контроль за их соблюдением; управление и распоряжение собственностью города Москвы; обеспечение социально-экономического развития города Москвы и т.п.10 Исходя из этого можно сделать вывод, что предметов ведения, в которых субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой власти не так уж и много. В части 1 статьи 4 Конституции Российской Федерации закреплено, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а в части 3 статьи 5 говорится о том, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Закрепление же в части 2 статьи 5 словосочетания республика (государство) было вызвано необходимостью ослабить политические амбиции некоторых субъектов Российской Федерации. На мой взгляд, дестабилизирующую ситуацию для федерализма в России создают экономические, политические и социальные проблемы, а этнические проблемы являются лишь производными от них.
Российская модель федерализма зародилась в условиях политической и социальной нестабильности, как компромисс между субъектами Российской Федерации, неожиданно получившими независимость. В 90-е годы эта модель предотвратила распад государства. Но все же она не имеет корней в российской государственности. Можно с уверенностью сказать, что устойчивость и эффективность функционирования федерации в большинстве случаев определяется государственной политикой в сфере федеративных отношений. Существующие сегодня в России федеративные отношения нельзя охарактеризовать как устоявшиеся или неустоявшиеся. В настоящее время назрела необходимость усовершенствовать существующую в Российской Федерации модель федерализма в сторону расширения полномочий субъектов Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6 – ФКЗ, от 30.12.2008 №7 – ФКЗ, от 05.02.2014 №2 –ФКЗ)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 26.02.2014.
2. Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. От 02.02.2013) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»//Российская газета–16.05.2000. – N 92–93.
3. Закон города Москвы от 28.06.1995 (ред. от 19.12.2012) «Устав города Москвы»//Ведомости Московской городской Думы. –14.09.2001. –№8.
4. Григорьев А.В. К вопросу о развитии федеративных отношений в современной России // Право и политика. – 2009. – №10. – С. 2420–2424.
5. Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм: к вопросу о будущей организации государственного пространства России // Полис. – 2003. – №5. – С. 30–34.
6. Конюхова И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // Государство и право. – 2007. – №2 – С. 37–45.
7. Краюшкин И.А. Развитие федеративных отношений в современной России : Состояние и перспективы // Полис. – 2003. – С. 100–167.
8. Коваль С.П. Современное состояние и перспективы федеративных отношений в России//Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. –2012. – С. 200–203.
1 Статья 1 Конституции Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6 – ФКЗ, от 30.12.2008 №7 – ФКЗ, от 05.02.2014 №2 –ФКЗ)//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 26.02.2014.
2 Статья 5 Конституции Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6 – ФКЗ, от 30.12.2008 №7 – ФКЗ, от 05.02.2014 №2 –ФКЗ)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 26.02.2014.
3 Краюшкин И.А. Развитие федеративных отношений в современной России : Состояние и перспективы // Полис. – 2003. – С. 100–167.
4 Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849(ред. от 02.02.2013) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»//Российская газета–16.05.2000. – N 92–93.
5 Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм: к вопросу о будущей организации государственного пространства России // Полис. – 2003. – №5. – С. 30–34.
6 Коваль С.П. Современное состояние и перспективы федеративных отношений в России//Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. –2012. – С. 200–203.
7 Григорьев А.В. К вопросу о развитии федеративных отношений в современной России // Право и политика. – 2009. – №10. – С. 2420–2424.
8 Коваль С.П. Современное состояние и перспективы федеративных отношений в России//Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. –2012. – С. 200–203.
9 Конюхова И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // Государство и право. – 2007. – №2 – С. 37–45.
10Статья 13 Закона города Москвы от 28.06.1995 (ред. от 19.12.2012) «Устав города Москвы»//Ведомости Московской городской Думы. –14.09.2001. –№8.
Информация о работе Актуальные проблемы федерализма в России