Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:17, курсовая работа
В результате проведенного нами курсового исследования мы можем сделать вывод о том, что различия в основополагающей юридической технике между континентально-европейским и англо-саксонским правом объясняют зачастую с трудом понимаемую европейцами с континента, излишне богатую казуистику в английском и прежде всего американском законодательстве. Правовые акты и правовые следствия описываются там обычно весьма обстоятельно и с кажущимися ненужными перечислениями любой из очень близких альтернатив. Но ведь эта техника является следствием прецедентного метода, и ее цель - достичь такого же эффективного нахождения частного случая в законодательстве, которое дает прецедент. Американские и английские юристы воспитаны своей юридической средой думать и писать именно таким образом.
Законодательство в правовой системе США имеет больший удельный вес и более значимо, чем статутное право Англии. Это связано прежде всего с наличием целой системы конституций: федеральной, существующей уже более двухсот лет, во многом устаревшей, но все же играющей значительную роль, и разных по возрасту конституций штатов. Кроме того, штаты обладают широкой законодательной компетенцией и активно используют ее. В каждом штате имеется значительный по объему массив своего законодательства.
Усиление тенденций к централизации в развитии федерации США, государственного вмешательства в экономику привело к значительному росту объема федерального законодательства, расширению правотворчества высших звеньев исполнительных структур: президента, федеральных служб и т.д.
В законодательстве США встречается и немало кодексов, которых не знает английское право. В нескольких штатах действуют гражданские кодексы, в двадцати пяти штатах - гражданские процессуальные, во всех штатах - уголовные, в некоторых - уголовно-процессуальные. За исключением Луизианы, где действуют кодексы романского типа, во всех остальных штатах кодексы отнюдь не напоминают европейские. Законодатель стремится в первую очередь воспроизвести в них прежние нормы, созданные судебной практикой, консолидировать прецеденты, а не создать какие-либо новые нормы.
Особой формой кодификации в США стало создание так называемых единообразных, типовых для штатов законов и кодексов для установления максимального единства в тех отраслях права, где это необходимо. Подготовку проектов таких законов и кодексов осуществляет Общенациональная комиссия представителей всех штатов совместно с Американским институтом права и Американской ассоциацией адвокатов. Для того чтобы проект стал законом для штата, он должен быть официально им утвержден.
Среди подобных кодексов первым и наиболее известным является Торговый кодекс, содержащий 400 статей. Первоначально он был выработан в 1952 г., а затем пересмотрен в 1958 и 1962 гг. Ныне кодекс принят практически во всех штатах. Были созданы также типовые кодексы по уголовному праву, уголовному процессу и по доказательственному праву. Но при этом не следует забывать, что в США применение закона зависит от судебных прецедентов его толкования и нет гарантий, что типовые законы или кодексы будут повсеместно одинаково толковаться судебной практикой.
Постоянно возрастающее число законов в США все более остро ставит вопрос об их систематизации, приведении в порядок для удобства пользования и применения. Существует ряд сборников, официальных и частных, охватывающих федеральное законодательство или законодательство штатов. Имеется, например, так называемый Кодекс законов США, представляющий собой систематизированное собрание действующих законов федерации.
Со времен Средневековья формирование английского права происходило главным образом в виде прецедентов. Быстрые общественные изменения в XIX в., а также стремления к кодификациям на континенте постепенно привели к повышению значения законодательства и правоведения и в Англии. Королевская власть и парламент и раньше не могли полностью обойтись без своего вмешательства в законодательной форме, так называемых статутов (statutes). Последние регулировали специальные, зачастую очень узкие области правовой системы, где прецедентов не существовало вовсе или их было недостаточно. Статуты, появлявшиеся в связи со специфической или типичной для какого-то времени ситуацией, зачастую быстро устаревали. Тогда было естественным либо полностью их отменить, либо издавать новые, которые включали бы старый комплекс статутов, имущественные положения которых относились к тому же правовому институту или к той же области права. С 1870 по 1934 гг. парламент принял 109 законов консолидации (consolidation act) - в действительности новых и более обширных специальных законодательств, основанных на модернизации старого материала статутов. Таким образом, в Англии почти незаметно перешли и приблизились к методам континентального законодательства. В качестве примера можно назвать закон по коммерческому и морскому праву, включавший 748 параграфов, а также специальные законы по вексельному, торговому праву и праву юридических лиц. В данном случае развитие в Англии шло параллельно с общеевропейским, где, в первую очередь, модернизировались и приспосабливались к потребностям промышленного общества именно те области права, которые имели особенно большое значение для производства и торговли, основанных на идеях либерализма.
Центральные части имущественного права, однако, оставались в значительной степени незатронутыми законодательством вплоть до 1925 г., когда принципиальные весьма важные реформы земельного права реализовались благодаря Закону о собственности (Property Act). При этом были радикально упрощены формы передачи прав и отменены многочисленные права пользования, возникшие еще при феодализме. Характерным для чрезмерного традиционализма форм английского права является то, что там никогда не задумывались ввести право землевладения по континентальному образцу. Конечно, на практике правовой титул "поместье, наследуемое без ограничений в полной собственности" ('fee simple absolute in possession), является юридическим положением, которое во всем основном соответствует, например, французскому, германскому или шведскому праву землевладения. Но в теории это положение означает лишь наличие "субправа землевладения" относительно принадлежащего королевской власти "сверхправа землевладения", пусть даже если это сверхправо землевладения практически не имеет имущественного содержания. Итак, английское земельное право и сегодня основано на феодальных принципах Средневековья.
Напротив, во второй половине XIX в. прямое законодательное вмешательство, означавшее глубокие перемены, имело место в области семейного права. Согласно обычному праву муж и жена по гражданскому праву рассматривались как один юридический субъект; поскольку муж осуществлял правоспособность этого субъекта, то у жены не было возможности иметь имущественные права или заключать договор. Благодаря Закону о собственности замужних женщин 1882 г., измененному в 1893 г., жена получила такую же имущественную правоспособность, как и муж, а также и равные с ним права заключать договор. Это английское законодательство соответствовало начавшейся правовой эмансипации женщин на континенте; но и в данной области сильный традиционализм в английском понимании права длительное время оказывал сдерживающее влияние. Традиционализм также действовал в праве расторжения брака. Положения о разводах в английском праве были исключительно ограниченными до того, как Закон о браке (The Marriage Act) 1823 и 1898 гг. и Закон о супружеских делах (The Matrimonial Cases Acts) 1857 г. несколько расширили возможности для развода. Но еще в начале XX в. законодательство о разводах было настолько ограничительным, что была разработана обстоятельная система его обхода путем фиктивного нарушения супружеской верности.
В качестве резюме можно сказать о развитии английского права за период от наполеоновских войн до первой мировой войны. Оно происходило медленнее, чем в прочей части Европы, и в формах, характерных для юридической техники времен Средневековья. Импульсы со стороны правоведения и стремления к кодификации во Франции и Германии привели к изменившемуся и более позитивному отношению к законодательству как методу создания правовых положений, а также к довольно значительному числу важных реформ специальных институтов права. Однако, в общем и целом придерживались средневековой дуалистической системы с вытекающими из нее последствиями: право для простого человека было непонятным, как оно толковалось достопочтенными судьями и адвокатами, судебный процесс был ритуальным зрелищем, в котором представители сторон прежде всего стремились завоевать расположение суда присяжных (или судей) благодаря слепленному с античной риторики ораторскому искусству. Насколько сложным для получения о нем представления был (и остается) английский материал по вопросам правовых положений, можно увидеть благодаря данным знаменитого историка английского права Поллока, согласно которым описание прецедентов в 1916 г. составляло не менее 6540 томов. Древнейшие из прецедентов пришли из Средневековья. Если к этим источникам из английской метрополии добавить прецеденты, появившиеся в судах Америки и английских колоний, число томов может возрасти до 25 тыс.
После 1914 г. положение немного изменилось. Однако можно считать, что в Англии во все большей степени стали воспринимать метод кодификации в качестве метода формирования права. В США в этом отношении так далеко не пошли.
Праматерь американского права - это английское право, которое привезли с собой в Новый Свет в XVII-XVIII веках английские колонисты. Оно было формально принято первыми поселенцами американских колоний за основу при формировании собственного права. И сегодня можно обнаружить достаточно тесное сходство американского права (особенно в сфере регулирования гражданско-правовых отношении) с общими западными правовыми традициями, в основе которых лежит римское право.
Право США, так же как и англо-саксонское право, в качестве основных источников включает: 1) обычаи и традиции, 2) законодательство, которое в самом широком смысле называется статутным правом и 3) прецедентное право, создаваемое судами.
Первоначально главную роль в формировании правового мировоззрения колонистов играло именно обычное право и право справедливости как совокупность нравственных и религиозных (божественных) представлений об общем благе и естественной справедливости.
Следует еще раз заметить, что англо-саксонское право представляет собой совокупность местных обычаев и правовых принципов, которые преобладали в Англии с VI века, норманнского завоевания (1066 г.) и позднее. Вместе со скандинавским правом и так называемыми варварскими правдами континентальной Европы оно составило систему права, именовавшуюся германским правом. Англо-саксонское право записано на национальном языке и относительно свободно от влияния римского права, неизменно присутствовавшего в континентальных законах, писанных на латыни. Влияние римского права на англо-саксонское право было косвенным и, в основном, осуществлялось через церковь. Норманнское завоевание, безусловно, способствовало объединению обычаев и традиций в систему общего права, т.е. общего для всех граждан страны, откуда пошло название -common law.
В юридической литературе выражение "источники права" трактуется достаточно широко: и как литературные сведения, и как документальные источники общих сведений о нормах права (например, судебные отчеты и комментарии к законам, а также к деликтам или договорам, равно как и частные собрания прецедентов могут рассматриваться в качестве источников права или сведений о праве. Существуют, однако, исторические трактаты, оригинальные, производные или непосредственные, из которых правовая норма берет свое историческое содержание. Таковыми для американцев явились труды крупных английских юристов, поскольку они формулировали нормы, воплотившиеся в судебных решениях и парламентских актах; римское право и средневековые обычаи, ибо некоторые из положений англо-саксонского права, применяемые теперь к решениям конкретных дел и статутным положениям, восходят к нормам римского права (а значительная часть англо-саксонского земельного права, например, ведет свое начало от феодальных обычаев). Если обобщить, то понятие "источники права" может быть распространено на все, что имеет отношение к существованию юридической нормы с точки зрения ее причинной связи. С одной стороны, в источниках права закладываются концепции авторов правовых норм, а с другой - в них находит определенное выражение сформировавшееся общественное мнение о праве и те нравственные принципы, которые лежат в основе отдельных правовых институтов и норм.
Но подпадают ли нравственные принципы под понятие "источники права" как основы законодательной нормы? Рассмотрим в качестве примера такой нормы, источником которой является обычай, существовавшую с "незапамятных времен" практику: рыбаки определенной местности сушат сети, растягивая их на песчаной отмели. Их действия, несомненно, ущемляют права собственника береговой полосы. Однако как представители англо-саксонской юридической мысли, так и практикующие юристы, всегда считали, что рыбаки данной местности имеют законное право сушить свои сети на песке, несмотря на то, что этот обычай никогда не был предметом судебного рассмотрения и не закреплялся законом
На первых порах колонисты руководствовались общим правом, но лишь в той мере и до тех пор, пока оно обеспечивало стабильное существование прав на землю и имущество и оберегало священное для них право собственности, которое представлялось им пьедесталом свободы. Позднее главным инструментом в руках колонистов стало частноправовое учение, позаимствованное у английских землевладельцев, мелких предпринимателей и небогатых торговцев. В американском обществе, где крупные и влиятельные землепользователи и бизнесмены на свой вкус и во имя собственной выгоды постепенно устанавливали удобные им порядки, юристы умело приспосабливали и частное право для общественного блага.
Нечто подобное происходило и с правом справедливости. Первоначально оно было задумано в Англии в интересах нового класса коммерсантов. Они надеялись, что право справедливости поможет им вырваться из-под тяжкого гнета обычного права, которое несло на себе печать феодальной косности. В результате в США оно превратилось в своего рода "суд совести" со своими судьями (канцлерами), своими учениями (такими, как доктрина доверительной собственности) и своими судебными постановлениями и "запретительными решениями" (injunctions). Но в США, за Исключением нескольких штатов, одни и те же юристы стали заседать как в судах, применявших законы, так и в судах справедливости, хотя в Англии доктрины и процедуры суда справедливости имеют, куда больший вес в тех делах, где речь идет о предпринимательстве, наемном труде и собственности, чем в США.
Общее и статутное право-основные и равноценные источники английского права, взятые за основу для правового регулирования в колониях Северной Америки. Но английское право никогда не знало конституции как основополагающего законодательного акта, а следовательно, не имело и не имеет сколько-нибудь устойчивой юридической базы для текущего законодательства. Наслаиваясь друг на друга веками, его нормы многими своими положениями фиксировали то, что уже в жизни не существовало, или закрепляли институты, хотя и существующие, но изжившие себя и утратившие свое первоначальное значение.