Автоматические санкции в российском праве (теория, практика, техника)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 20:57, автореферат
Описание работы
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью
теоретического осмысления автоматических санкций и раскрытия их регу-
лятивного потенциала. Словосочетание «автоматические санкции» активно
используется в современной лексике. Так, по запросу «автоматиче-
ские санкции», сделанному в Интернете с помощью поисковой системы
«Яндекс» 23 марта 2014 года, нашелся один миллион ответов, из них около
800 тысяч касаются правовой тематики.
Файлы: 1 файл
На правах рукописи
ВАСИЛЬЕВ Павел Вячеславович
АВТОМАТИЧЕСКИЕ САНКЦИИ
В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
(ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕХНИКА)
Специальность: 12.00.01 – теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Нижний Новгород – 2014
2
Работа выполнена в Нижегородской академии МВД России.
Научный руководитель:
доктор юридических наук, профессор
Толстик Владимир Алексеевич
Официальные оппоненты: Липинский Дмитрий Анатольевич,
доктор юридических наук, профессор,
Тольяттинский государственный университет,
заместитель ректора – директор Института права;
Поляков Сергей Борисович,
доктор юридических наук, доцент,
Пермский государственный национальный
исследовательский университет,
профессор кафедры теории и истории
государства и права
Ведущая организация:
Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского
Защита состоится 8 октября 2014 года в 10 часов на заседании диссер-
тационного совета Д 203.009.01 на базе Нижегородской академии МВД Рос-
сии по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ГСП-268, Анкудиновское шоссе,
д. 3. Зал ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте Нижего-
родской академии МВД России: www.namvd.ru.
Автореферат разослан «___» июля 2014 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент
М.А. Миловидова
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью
теоретического осмысления автоматических санкций и раскрытия их регу-
лятивного потенциала. Словосочетание «автоматические санкции» активно
используется в современной лексике. Так, по запросу «автоматиче-
ские санкции», сделанному в Интернете с помощью поисковой системы
«Яндекс» 23 марта 2014 года, нашелся один миллион ответов, из них около
800 тысяч касаются правовой тематики. Например, 24 сентября 2013 года
на интернет-сайте РБК размещена публикация под заголовком «МИД РФ:
В резолюции по Сирии не могут быть предусмотрены автоматические
санкции», в которой дана принципиальная позиции МИД России по сирий-
скому вопросу
1
.
Другим примером российских публикаций, содержащих упоминание
об автоматических санкциях, является информация, размещенная 19 октября
2012 года на интернет-сайте Инновационной образовательной сети «Эврика»,
согласно которой 17 октября 2012 года в Минобрнауки России состоялось за-
седание Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятель-
ности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффек-
тивности их работы и реорганизации неэффективных государственных обра-
зовательных организаций. «Задача мониторинга – выявить проблемные зоны,
выявить те вузы и филиалы, которые сегодня в силу разных причин дают об-
разование, не соответствующее высоким требованиям», – отметил Министр
образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Министр особо подчеркнул, что
«факт попадания в список вузов, имеющих признаки неэффективности, не
означает автоматического применения каких-либо санкций (выделено
нами. – П.В.) в отношении этих вузов или филиалов…»
2
.
1
URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130924145025.shtml (дата обращения: 23.12.2013).
2
URL: http://www.eurekanet.ru/ewww/promo_print/19028.html (дата обращения: 23.12.2013).
4
В качестве юридических явлений автоматические санкции известны не
только современности, но и истории права. Например, дхармашастра Ману
(«Законы Ману») предусматривала правовую норму, согласно которой «взла-
мывающих царский склад, арсенал или храм, крадущих слонов, лошадей или
колесницы надо казнить без промедления (выделено нами. – П.В.)»
1
.
По смыслу текста источника указанная санкция также применялась без воз-
никновения промежуточных юридических фактов, изменяющих правовой
статус лица до момента казни. Представляется, что казнь вора в храме по За-
конам Ману является не обстоятельством, исключающим преступность дея-
ния, а именно санкцией, так как ее реализация в принципе не связана с на-
личностью преступного посягательства.
Понятие «автоматическая санкция» известно российской юридической
науке. Так, В.Б. Исаков указывает, что «автоматическое наступление санкций
имеет место в тех случаях, когда негативные правовые последствия наступа-
ют непосредственно в силу указания нормы права, без каких-либо действий
участников правоотношения или правоприменительных органов. …Исполь-
зование в законодательстве автоматической санкции требует тщательного ре-
гулирования сопряженных с ней правовых отношений»
2
. Данная категория
также используется в нормативном регулировании. Статья 129 Общего рег-
ламента Всемирного почтового союза
3
, принятого в городе Бухаресте 5 ок-
тября 2004 года XXIII Конгрессом Всемирного почтового союза, имеет на-
именование «Автоматические санкции».
Термин «автоматические санкции» представляется удачным, так как он
четко очерчивает круг изучаемых правовых явлений. Вместе с тем, следует
констатировать, что автоматические санкции не получили должного научно-
го осмысления. До настоящего времени не определены их возможности для
1
Томсинов В.А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древ-
ность и средние века. М., 2001. С. 55.
2
Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984. С. 128–129.
3
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=50139 (дата обраще-
ния: 10.01.2014).
5
совершенствования российского законодательства, не разработаны критерии
использования указанных правовых средств для нормативного правового ре-
гулирования общественных отношений.
Таким образом, в качестве самостоятельного юридического феномена
автоматические санкции нуждаются в изучении для разработки теоретиче-
ской основы их использования в целях повышения эффективности правового
воздействия на общественные отношения.
Степень научной разработанности темы исследования. В отече-
ственной и зарубежной правовой науке уделено значительное внимание
изучению проблем правовых санкций. В качестве структурных элементов
правовых норм санкции исследовали такие известные правоведы кон-
ца XIX – начала XX века, как А.С. Алексеев, А.И. Елистратов, Г. Еллинек,
Р. Иеринг, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазарев, А. Меркель,
П.И. Новгородцев, Н.И. Палиенко, Л.И. Петражицкий, Е.Н. Трубецкой,
Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич и другие.
Важные проблемы правовых санкций затрагивались в современных
доктринальных исследованиях С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, Б.Т. Базылева,
М.И. Байтина, В.М. Баранова, Г. Бойчева, А.Г. Братко, Н.А. Власенко,
Н.Л. Гранат, С.А. Голунского, Е.В. Дьяченко, В.Б. Исакова, А.В. Краснова,
Д.А. Ковалюнаса, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, Д.А. Липинского, А.В. Малько,
Л.А. Морозовой, А.А. Мусаткиной, П.Е. Недбайло, В.В. Ныркова,
З.В. Поповой, А.С. Родионовой, М.В. Соболева, М.С. Строговича, Е.В. Типи-
киной, Р.Л. Хачатурова, А.Г. Шишкина и других теоретиков права.
В международном праве о санкциях писали В.А. Василенко, Д.Б. Ле-
вин, С.В. Маринич, М.В. Рыжова, П.В. Чиков. Значительный вклад в изуче-
ние санкций внесли представители отраслевых юридических наук. В консти-
туционном праве санкции изучали С.А. Авакьян, В.И. Червонюк; в уголов-
ном праве – С.А. Бражникова, С.В. Жиляев, А.П. Козлов, Л.Л. Кругликов,
Н.В. Огородникова, К.Р. Самвелян, В.П. Силкин; в уголовно-процессуальном
праве – Н.А. Громов, С.А. Полунина; в административном праве – Д.Н. Бах-
6
рах, И.И. Веремеенко, А.С. Дугенец, А.Б. Панов, М.С. Студеникина; в фи-
нансовом праве – А.В. Андреев, А.З. Арсланбекова, Т.В. Ахрапенко; в муни-
ципальном праве – Е.М. Заболотских; в гражданском праве – В.Л. Слесарев,
С.Н. Шишкин; в трудовом праве – О.В. Абрамова, М.И. Бару; в семейном
праве – Г.И. Вавильченкова, Л.И. Дроздова, Л.М. Звягинцева. Отдельные ас-
пекты правовых средств, функций и механизма правового регулирования
общественных отношений отражены в работах М.Л. Давыдовой, С.Б. Поля-
кова, Т.Н. Радько, В.М. Сырых, В.А. Толстика и других правоведов.
Многие проблемы правовых санкций широко разрабатываются россий-
скими учеными, однако автоматическим санкциям не посвящено ни одной
специальной монографии, не раскрыты их сущностные характеристики, не
изучены их функциональные возможности и сфера применения. Таким обра-
зом, правовая природа автоматических санкций является неизученной, что не
позволяет целенаправленно использовать их для повышения эффективности
российского законодательства.
Учитывая изложенное, можно сформулировать основную проблему на-
стоящего исследования, заключающуюся в том, что до настоящего времени
не изучена юридическая сущность автоматических санкций, а также не опре-
делены их возможности для дальнейшего совершенствования системы зако-
нодательства России.
Цель исследования состоит в научном осмыслении и анализе авто-
матических санкций как правовых средств, особым образом функциони-
рующих в системе механизма правового регулирования общественных от-
ношений.
Основные задачи диссертационного исследования в рамках обозна-
ченной цели сводятся к следующему:
1) рассмотреть санкции в качестве особого правового последствия;
2) определить понятие автоматической санкции;
3) предложить классификацию автоматических санкций;
4) выявить особенные функции автоматических санкций;
7
5) проанализировать проблемы функционирования автоматических
санкций в российском праве;
6) обозначить перспективы использования автоматических санкций в
нормативном правовом регулировании.
Объектом диссертационного исследования выступает совокупность
юридически значимых общественных отношений, связанных с наступлением
правовых последствий.
Предметом исследования являются автоматические санкции, рас-
сматриваемые в качестве особых правовых последствий.
Методология диссертационного исследования представлена всеоб-
щими методами: метафизическим и диалектическим; общенаучными: логи-
ческим (включающим анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, срав-
нение, абстрагирование, обобщение, классификацию), контрадикторным
трансформационным, модификационным, системным (системно-структур-
ным), функциональным, аксиологическим; частнонаучными: методом кон-
кретно-социологических исследований (конкретно-социологическим мето-
дом); моделированием, формально-юридическим (догматическим).
Теоретической основой диссертации послужили работы отечественных
и зарубежных специалистов в области теории государства и права и отраслевых
юридических наук, философов и представителей других отраслей знаний.
Эмпирическую базу диссертации составляют материалы судебной
практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Ленинского
районного суда города Ульяновска, практика кредитования в Нижегородской
и Ульяновской областях, данные социологических опросов (интервьюирова-
ния), статистические данные о совершении административных правонаруше-
ний в области дорожного движения за 2013–2014 годы.
Нормативная правовая база исследования включает: акты меж-
дународного права, современное российское законодательство, норматив-
ные правовые акты из отечественной истории и истории зарубежных
стран.
8
Научная новизна исследования заключается в том, что проблема ав-
томатических санкций подвергнута подробному анализу, заключающемуся в
выявлении существенных признаков, формулировке их дефиниции, анализе
видов и функций автоматических санкций, определении и изучении критери-
ев использования автоматических санкций для оптимизации правового воз-
действия на общественные отношения, в критической оценке практики при-
менения отдельных автоматических санкций, выработке конкретных реко-
мендаций по оптимизации правового регулирования общественных отноше-
ний путем использования в конструкциях правовых норм автоматических
санкций, в определении общих направлений совершенствования российского
законодательства посредством введения в него автоматических санкций.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Правовая санкция как закрепленное юридической нормой правовое
последствие обладает следующими признаками:
1) гарантирует реализацию нормы;
2) существует в форме качественно и количественно определенных мер
юридического воздействия;
3) вызывается особым (противоправным или заслуженным) правовым
поведением лица-адресата;
4) по качеству и количеству мер воздействия корреспондирует виду
правового поведения;
5) факультативна в механизме правового регулирования, так как по-
следний может функционировать и без ее реализации.
Таким образом, правовая санкция – это гарантирующее реализацию
юридической нормы правовое последствие противоправного или заслужен-
ного поведения лица, существующее в механизме правового регулирования
общественных отношений в форме качественно и количественно определен-
ных мер юридического воздействия.
2. Автоматические правовые последствия – это изменения правового
статуса лиц, которые в системе механизма правового регулирования общест-
9
венных отношений непосредственно обусловлены соответствующими юри-
дическими фактами. Автоматизм при этом выражается в непосредственности
влияния одного юридического явления на состояние другого.
3. Автоматической является правовая санкция, юридическая возмож-
ность наступления которой непосредственно обусловлена юридическим фак-
том в виде правового поведения ее адресата без изменения его правового ста-
туса с момента совершения деяния и до возникновения реального социально-
го результата.
4. Основными практически значимыми классификационными основа-
ниями для деления автоматических санкций на виды являются:
1) качество правовых последствий для адресата;
2) специфика формы возникновения правовых последствий;
для негативных автоматических санкций:
3) интенсивность волеизъявления адресата;
4) необходимость установления волеизъявления адресата при пассив-
ном его поведении;
5) возможность адресата воспрепятствовать реализации;
6) наличие или отсутствие непосредственно выраженного согласия ад-
ресата;
для позитивных автоматических санкций:
7) непосредственность направленности волеизъявления адресата (по
классификации юридических актов на действия и поступки);
8) документальная подтвержденность оснований возникновения;
9) способ предоставления документального подтверждения оснований
возникновения.
5. Автоматические санкции выполняют как общие, свойственные всем
правовым санкциям, функции: регулятивную, охранительную и информа-
ционно-воспитательную, так и особенные функции, обусловленные их ав-
томатизмом. При этом все автоматические санкции выполняют функцию
процессуальной (процедурной) экономии, негативным автоматическим
10
санкциям свойственна ограничительная функция, а позитивным – стимули-
рующая.
6. Теория автоматических санкций в целях ее практического использо-
вания нуждается в выявлении конкретных критериев для использования ав-
томатических санкций как средств оптимизации правового регулирования
общественных отношений. Указанные критерии в зависимости от их приро-
ды подразделяются на социальные и формально-юридические. При этом к
социальным критериям относятся:
1) социальная целесообразность, понимаемая как повышение интен-
сивности реализации поощряемых или охраняемых интересов;
2) экономическая целесообразность, которая выражается в возможно-
сти избегать излишних затрат материальных, человеческих, организацион-
ных и иных ресурсов при переходе механизма правового регулирования со-
ответствующих общественных отношений с трансформационной стадии в
корреляционную;
3) обратимость юридических последствий, под которой понимается ре-
альная возможность вернуть состояние, имевшееся до реализации автомати-
ческой санкции.
К формально-юридическим критериям относятся:
1) определенность юридической ситуации, заключающаяся, во-первых, в
однозначном установлении субъектного состава регламентируемых отношений,
во-вторых, в достоверности наступления юридического факта (фактического
состава), обусловливающего возникновение трансформационной стадии меха-
низма правового регулирования соответствующих общественных отношений;
2) возможность создания соответствующей нормативной конструкции,
обусловливаемая, во-первых, отсутствием в обладающих иерархическим
приоритетом нормативных правовых актах требований об изменении право-
вого статуса адресата на трансформационной стадии механизма правового
регулирования, во-вторых, отсутствием иных формально-логических препят-
ствий в виде других нормативных предписаний.
11
7. Применение автоматических санкций в нарушение социальных и
формально-юридических критериев ведет к возникновению конфликта с пра-
вовыми принципами и создает препятствия для реализации прав, свобод и за-
конных интересов субъектов общественных отношений.
8. Учет выявленных социальных и формально-юридических критериев
позволяет сформулировать как конкретные предложения по совершенствова-
нию законодательства, так и обозначить общие направления его развития по-
средством автоматических санкций. Конкретными предложениями по совер-
шенствованию законодательства являются:
– введение во все юрисдикционные процессы и процедуры нормы, со-
держащей автоматические санкции следующего содержания: «Изменение
участником производства, первоначально не заявлявшим о возможной не-
точности сообщаемых им сведений, своих показаний и (или) объяснений
полностью или в части влечет признание измененных и первоначальных по-
казаний и (или) объяснений данного участника производства недопустимыми
доказательствами в части доказываемого обстоятельства»;
– дополнение Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 279-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» нормой, содержащей автомати-
ческую санкцию следующего содержания: «Получение обучающимся лицом
отметок о прохождении аттестации незаконным способом влечет автомати-
ческое признание их недействительными»;
– введение в Кодекс Российской Федерации об административных пра-
вонарушениях статьи с диспозицией следующего содержания: «Допущение
собственником (владельцем) транспортного средства нарушения правил до-
рожного движения, выявленного посредством использования работающих в
автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функ-
ции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, ви-
деозаписи».
Общими направлениями совершенствования законодательства России
являются:
12
– устранение необоснованных препятствий для автоматического разви-
тия общественных отношений;
– создание правовых оснований для стимулирования автоматиче-
ского возникновения желательных для общества и государства социальных
связей;
– введение в систему права автоматических санкций, препятствующих
возникновению и развитию негативных для общества и государства социаль-
ных явлений.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что
сформулированные в ней научные положения и выводы развивают и допол-
няют многие разделы общей теории права и отраслевых юридических дис-
циплин. Материалы исследования расширяют научные представления о
юридической природе и оптимизационных возможностях правовых санк-
ций, содержат теоретически и практически обоснованные предложения о
понятии автоматических санкций, их видах и функциях. Научные результа-
ты диссертации могут служить методологическими, теоретическими посыл-
ками для отраслевых исследований.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что выводы и
предложения, содержащиеся в ней, могут быть использованы:
1) в научно-исследовательской деятельности при анализе широкого
круга вопросов, затрагивающих проблемы автоматических санкций;
2) в практической нормотворческой деятельности по использованию
автоматических санкций для нормативного правового воздействия на обще-
ственные отношения;
3) в правоинтерпретационной практике при выявлении автоматической
или неавтоматической сущности той или иной санкции.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на
кафедре теории и истории государства и права ФГКОУ ВПО «Нижегород-
ская академия МВД России», на которой работа прошла обсуждение, рецен-
зирование и получила одобрение.
13
Основные положения, выводы и научно-практические рекомендации
изложены на международных и всероссийских научных конференциях: Сим-
бирский диалог – 2012: материалы II Всероссийского Форума добровольных
дружин (г. Ульяновск, 25 октября 2012 г.); Современное российское право:
пробелы, пути совершенствования: сборник статей VI Международной науч-
но-практической конференции (г. Пенза, 2012 г.); V Бабаевские чтения. Ме-
ждународная научно-практическая конференция «Компромисс в праве: тео-
рия, практика, техника» (г. Н. Новгород, 29–30 мая 2014 г.), а также нашли
отражение в публикациях.
Дидактическая значимость диссертации заключается во введении в
учебный процесс понятий «автоматические правовые последствия» и «авто-
матические санкции».
Структура диссертации отражает логику исследования и состоит
из введения, трех глав, каждая из которых включает по два параграфа, за-
ключения, библиографии, списка иллюстративного материала и двух
приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется сте-
пень ее разработанности, определяются объект, предмет, цель, задачи иссле-
дования, приводится его методологическая основа, аргументируется научная
новизна, а также теоретическая и практическая значимость, формулируются
выносимые на защиту положения, приводятся сведения об апробации резуль-
татов работы и структуре диссертации.
Первая глава «Общая характеристика автоматических санкций»
содержит анализ автоматических санкций как особых правовых последствий
и состоит из двух параграфов.
14
В первом параграфе «Санкция как особое правовое последствие» оп-
ределяется место правовых санкций в механизме правового регулирования
общественных отношений. Диссертант исходит из того, что правовое регули-
рование является центральной составной частью более широкого явления –
правового воздействия, которое характеризует пути, формы, способы влия-
ния права на общественные отношения.
Рассматривая правовое регулирование с инструментальной точки зре-
ния, диссертант отмечает, что для понимания сущности санкций, в том числе
автоматических, наиболее существенное значение имеют правовые последст-
вия, изучаемые во взаимосвязи с правовыми нормами, юридическими усло-
виями, юридическими фактами, правовыми презумпциями и фикциями.
Обобщенно под правовыми (юридическими) последствиями понимаются
предусмотренные правовыми нормами изменения правового статуса субъек-
та общественных отношений, порождаемые наличием или отсутствием соот-
ветствующих юридических фактов. Представленный в диссертации анализ
научной юридической литературы позволяет выделить следующие признаки
правовых последствий.
Во-первых, одним из основных признаков правовых последствий явля-
ется их обусловленность правовыми нормами, так как: 1) правовые нормы
содержат указания на определенные меры, гарантирующие их реализацию;
2) данные меры связаны с определенным правовым поведением, по отноше-
нию к которому они являются правовыми последствиями; 3) такие правовые
последствия адресованы субъектам правовых отношений, на чей правовой
статус они оказывают определенное воздействие.
Во-вторых, правовые последствия возникают для определенных лиц, ко-
торых диссертант обозначает термином «адресат правовых последствий», или
«адресат», отмечая при этом, что адресатом является то лицо, на правовой ста-
тус которого названные последствия оказывают какое-либо воздействие.
В-третьих, правовые последствия выполняют функции правовых
средств.
15
В-четвертых, правовые последствия всегда связаны с динамикой пра-
воотношений в форме их возникновения, изменения или прекращения в сис-
теме механизма правового регулирования. Анализируя динамическую сто-
рону механизма правового регулирования, диссертант поддерживает точку
зрения Т.Н. Радько и В.А. Толстика о том, что процесс правового регулиро-
вания (собственно правовое регулирование) является системой характери-
зующихся различными юридическими особенностями взаимосвязанных ста-
дий: организационной, трансформационной и корреляционной
1
. Изучив ука-
занные стадии, диссертант полагает, что каждая последующая стадия являет-
ся определенным правовым последствием предыдущей. При этом одна ста-
дия отделяется от другой юридическим фактом или фактическим составом.
В-пятых, правовые последствия являются следствием юридических
условий, юридических фактов или фактических составов.
Таким образом, по мнению диссертанта, правовые последствия:
1) обусловлены правовыми нормами; 2) адресованы лицам, обладающим
определенным правовым статусом, – адресатам правовых последствий;
3) выполняют функции правовых средств; 4) связаны с динамикой правоот-
ношений в форме их возникновения, изменения или прекращения в системе
механизма правового регулирования; 5) являются следствием юридических
фактов (фактических составов), правовых презумпций, фикций и юридиче-
ских условий.
Далее в диссертации ставится вопрос о том, может ли санкция рассмат-
риваться в качестве особого правового последствия, какими признаками она
при этом обладает. В ходе анализа юридической литературы на поставлен-
ный вопрос дается положительный ответ, который обосновывается выявле-
нием сущностных признаков правовых санкций, приведенных выше в виде
положения, выносимого на защиту.
Основываясь на стадиях механизма правового регулирования общест-
венных отношений, диссертант предлагает общую схему стадий механизма
1
См.: Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. Н. Новгород, 1995. С. 85.
16
правового регулирования с использованием санкций, представленную на
схеме 1.1.
Сущность приведенной схемы заключается в следующем. С момента
начала действия правовой нормы санкция существует в форме правового
предписания (элемента правовой нормы) и начинает оказывать информаци-
онное и ориентационное воздействие на участников общественных отноше-
ний. Данные виды воздействия правовая санкция осуществляет на органи-
зационной стадии механизма правового регулирования соответствующих
17
общественных отношений. На второй, третьей и четвертой стадиях правовая
санкция существует в форме потенциальной юридической возможности ее
реализации в отношении конкретного адресата. Именно на данных стадиях
санкция становится правовым последствием, то есть изменением правового
статуса лица-адресата, порождаемым наличием или отсутствием соответст-
вующих юридических фактов. На пятой (корреляционной) стадии правовая
санкция существует уже в форме реально функционирующего в отношении
адресата правового средства.
Во втором параграфе «Понятие автоматической санкции» диссер-
тант, приняв во внимание то обстоятельство, что функционально механизм
правового регулирования общественных отношений состоит из трех основ-
ных стадий (организационной, трансформационной и корреляционной), а на-
чало его функционирования и переход от одной стадии к другой обусловле-
ны определенными юридическими фактами (фактическими составами), пра-
вовыми презумпциями, фикциями и юридическими условиями, ставит вопрос
о том, имеются ли юридически значимые для адресатов различия в способах
возникновения правовых последствий, в том числе и санкций. Для выявления
указанных различий диссертант обращается к анализу механизма возникно-
вения правовых последствий в виде вступления в силу отдельных право-
вых норм.
Анализ трансформационной стадии механизма правового регулирова-
ния правоотношений по возникновению правовых последствий нормотвор-
чества показывает, что правовые нормы могут вступать в силу либо автома-
тически, либо не автоматически, если для этого необходимы какие-то допол-
нительные юридические факты. Автоматически возникающие (наступающие,
применяющиеся) правовые последствия диссертант предлагает обозначить
термином «автоматические последствия», дефиниция которых приводится в
положении, выносимом на защиту.
Далее, основываясь на вышеприведенной схеме, диссертант выявляет
характерную специфику автоматических санкций, которая заключается
18
в юридической конструкции трансформационной стадии механизма правово-
го регулирования. Указанная специфика предполагает, во-первых, непосред-
ственную обусловленность вида и меры санкции юридическим фактом или
фактическим составом (правовой презумпцией), а не субъективным усмот-
рением лица, принимающего решение о реализации правового потенциала
санкции, во-вторых, неизменность правового статуса адресата на протяже-
нии всей трансформационной стадии, то есть до наступления корреляцион-
ной стадии. При этом специально оговаривается то обстоятельство, что тех-
нические, то есть не влекущие непосредственного изменения правового ста-
туса адресата, действия субъектов общественных отношений по установле-
нию оснований применения санкции не обусловливают отсутствие ее авто-
матизма.
Выявление юридической специфики автоматических санкций осущест-
влено с использованием сравнения и контрадикторного трансформационного
метода, которые позволили сопоставить применение уголовно-правовой
санкции, предполагающее изменение статуса адресата (подозреваемый, об-
виняемый), и реализацию автоматических санкций. Выявлено, что указанная
реализация осуществляется без изменения правового статуса адресата с мо-
мента наступления юридического факта (фактического состава) и до возник-
новения реального социального результата на корреляционной стадии меха-
низма правового регулирования общественных отношений.
Предлагаемое понимание автоматизма и автоматических санкций явля-
ется социально оправданным, теоретически обоснованным и практически при-
годным для решения задач по совершенствованию законодательства России.
Таким образом, автоматические санкции: являются особыми видами
правовых санкций; непосредственно обусловлены юридическими фактами в
виде правового (противоправного или заслуженного) поведения адресата;
юридическая возможность их реализации наступает незамедлительно с мо-
мента возникновения юридического факта и предполагает неизменность пра-
вового статуса адресата до возникновения реального социального результата.
19
Далее в диссертации синтезируется общая дефиниция понятия авто-
матической санкции, приведенная выше в виде положения, выносимого на
защиту.
Вторая глава «Виды и функции автоматических санкций» содер-
жит два параграфа.
В первом параграфе «Виды автоматических санкций» выявляются и
описываются виды автоматических санкций.
Диссертант, разделяя позиции ученых о возможности отраслевой
классификации правовых санкций, полагает, что автоматические санкции
могут подразделяться на виды по отраслям права на конституционно-
правовые, административно-правовые, уголовно-правовые
1
, муниципально-
го права, гражданско-правовые, экологического права, информационно-
правовые, семейно-правовые, трудового права и других отраслей. Вместе с
тем, следует согласиться с позиций О.Э. Лейста о том, что «в пределах от-
раслевой классификации трудно провести различие между разнородными
санкциями, существующими в одной отрасли права… Наконец, отраслевая
классификация санкций не является исчерпывающей и не становится такой
при дополнении традиционного перечня указанием на государственно-
правовые, процессуальные, семейно-правовые, земельные, кредитно-финан-
совые и иные санкции, поскольку вне этой классификации остаются такие
общие ряду отраслей права санкции, как принудительное исполнение, отме-
на незаконных актов и др.»
2
.
Далее в параграфе аргументируется актуальность других классифика-
ций правовых санкций для выявления юридической специфики именно авто-
матических санкций. Автор делает вывод о том, что основным практически
значимым и теоретически обоснованным классификационным критерием для
1
Уголовно-правовых автоматических санкций нет в правовой системе современной Рос-
сии. Однако они существовали в истории, например, в артикуле 94 Артикула воинского
Петра I от 26 апреля 1715 года.
2
Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретические проблемы).
М., 1981. С. 61–62.
20
автоматических санкций является их качество для адресата, в соответствии с
которым автоматические санкции подразделяются на негативные и позитив-
ные. Несмотря на то, что существование позитивных правовых санкций при-
знается далеко не всеми учеными
1
, в диссертации поддержана позиция
А.В. Малько, обоснованно доказывающего их самостоятельность
2
.
В свою очередь негативные автоматические санкции в зависимости от
юридической специфики формы возникновения подразделяются на возни-
кающие в форме прекращения (приостановления) субъективных прав и в
форме возникновения юридических обязанностей (иного правового урона).
Негативные автоматические санкции в форме прекращения (приоста-
новления) субъективного права в зависимости от интенсивности волеизъяв-
ления адресата подразделяются на обусловленные активным поведением ад-
ресата (ст. 1066 ГК РФ предусматривает, что не подлежит возмещению вред,
причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были
превышены ее пределы) и обусловленные пассивным поведением адресата.
Последние в зависимости от необходимости установления волеизъявления
адресата подразделяются на два подвида: не связанные с установлением во-
леизъявления адресата (ст. 7–12 Федерального закона от 19 июля 2007 года
№ 196-ФЗ «О ломбардах» содержат указания на правовые последствия в виде
прекращения права собственности при реализации заложенной в ломбард и
невостребованной заемщиком вещи) и связанные с установлением волеизъ-
явления адресата (ст. 129 Общего регламента Всемирного почтового союза,
принятого в г. Бухаресте 5 октября 2004 года XXIII Конгрессом Всемирного
почтового союза, предусматривает утрату страной-членом права голоса на
Конгрессе и на собраниях Административного совета и Совета почтовой экс-
плуатации).
1
См.: Баранов В.М., Девяшин И.В., Чевычелов В.В. «Поощрительная санкция» в россий-
ском праве: реальность или искусственно-ложная юридическая конструкция. Н. Новгород,
2005. С. 3.
2
См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
С. 72–80.
21
Негативные автоматические санкции в форме возникновения юридиче-
ской обязанности (иного правового урона) в зависимости от наличия непо-
средственно выраженного согласия адресата на их реализацию подразделя-
ются на обусловленные согласием адресата (добровольная уплата заемщиком
неустойки по кредитному договору) и без согласия адресата. Последние в за-
висимости от наличия или отсутствия возможности адресата своими дейст-
виями воспрепятствовать их применению подразделяются на абсолютные
(артикул 94 Артикула воинского Петра I предусматривал смертную казнь для
дезертиров фразой: «…без процессу на первом древе, которое прилучится,
повешены быть») и относительные (ст. 221 УПК РФ указывает правовые по-
следствия в форме возвращения уголовного дела следователю, что предпола-
гает существенные организационные затраты последнего, если он автомати-
чески продолжит производство по делу, а не станет обжаловать решение
прокурора).
Позитивные автоматические санкции в зависимости от юридической
специфики формы возникновения подразделяются на возникающие в форме
субъективного права (иной юридической выгоды) и в форме освобождения
от юридической обязанности (иных обременений).
Юридически значимым обстоятельством, обусловливающим внутриви-
довое деление позитивных автоматических санкций как в форме возникнове-
ния субъективного права (иной юридической выгоды), так и в форме осво-
бождения от юридической обязанности (иных обременений), является непо-
средственная направленность волеизъявления адресата. В соответствии с
данным критерием внутри указанных видов автоматических санкций выде-
лены позитивные автоматические санкции, обусловленные юридическими
поступками (п. 41 Положения о подготовке научно-педагогических и науч-
ных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального
образования и научно-исследовательских учреждениях Министерства внут-
ренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от
7 августа 2003 года № 610, предусматривает, что результаты выпускных маги-
22
стерских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку за-
считываются в качестве вступительных экзаменов в адъюнктуру, если в ин-
дивидуальном учебном плане магистра были предусмотрены магистерские
экзамены по этим предметам), и позитивные автоматические санкции, обу-
словленные юридическими актами. Последние в зависимости от наличия или
отсутствия документального подтверждения подразделяются на докумен-
тально подтвержденные (получение сотрудником органов внутренних дел
ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (вы-
слугу лет) согласно ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-
ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Россий-
ской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации») и не имеющие документального подтверждения
(получение сотрудником органов внутренних дел премии за добросовестное
выполнение служебных обязанностей в соответствии с приказом МВД Рос-
сии от 31 января 2013 года № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения де-
нежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Фе-
дерации»).
В связи с тем, что освобождение от юридических обязанностей (иных
ограничений) в качестве правовой санкции требует документального под-
тверждения, целесообразно выявить признаки автоматических санкций в за-
висимости от способа его предоставления. По данному критерию обуслов-
ленные юридическими актами адресата позитивные автоматические санкции
подразделяются на следующие виды:
– изначально документально подтвержденные (освобождение победи-
телей или призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады
школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших
в международных олимпиадах, от прохождения государственной итоговой
аттестации по учебному предмету, соответствующему профилю Всероссий-
ской олимпиады школьников (Международной олимпиады) в соответствии с
п. 3 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образова-
23
тельным программам среднего общего образования, утвержденного приказом
Минобрнауки РФ от 26 декабря 2013 года № 1400);
– документально подтвержденные впоследствии (освобождение работ-
ника, прибывшего в соответствующую медицинскую организацию для сдачи
крови и ее компонентов, от работы в соответствии со ст. 186 ТК РФ и Феде-
ральным законом от 20 июля 2012 года № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее
компонентов»);
– комбинированно документально подтвержденные (предоставление
согласно ст. 173 ТК РФ дополнительных отпусков с сохранением среднего
заработка работникам, направленным на обучение работодателем или посту-
пившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккре-
дитацию программам бакалавриата, программам специалитета или програм-
мам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно
осваивающим эти программы).
Все указанные виды позитивных автоматических санкций проиллюст-
рированы примерами и сопутствующим анализом. Общая схема видов авто-
матических санкций представлена на схеме 2.1.
24
Во втором параграфе «Функции автоматических санкций» утверж-
дается, что автоматические санкции выполняют как общие функции право-
вых санкций, так и особенные функции, которые обусловлены их автоматиз-
мом. К таковым относятся: общая функция автоматических санкций – функ-
ция процессуальной (процедурной) экономии, а также функции отдельных их
видов: ограничительная функция негативных и стимулирующая функция по-
зитивных автоматических санкций.
Изучение функции процессуальной (процедурной) экономии осущест-
вляется на основе достижений науки в области оптимизации и эффективно-
сти. Этимологически слово «эффект» означает «результат каких-либо явле-
25
ний или действий, следствие каких-либо причин... В философии, психологии
эффектом называется воздействие одного явления, процесса на другое, в ре-
зультате чего возникает устойчивый, определенный результат»
1
. Обобщенно
эффективность представляет собой достижение того же результата при за-
трачивании меньшего количества ресурсов или более высокого результата
при расходовании того же количества ресурсов. Это позволило сделать
вывод об оптимизационной сущности эффективности правового регулиро-
вания, осуществляемого посредством автоматических санкций, и выявить
ее социальные критерии, сформулированные в выносимом на защиту по-
ложении.
Функция процессуальной (процедурной) экономии представляет собой
частный случай оптимизации и может быть определена как обеспечение
осуществляемого с учетом оптимизационных критериев наиболее быстрого,
простого и дешевого перехода механизма правового регулирования реализа-
ции правовых санкций с трансформационной стадии в корреляционную. Для
того чтобы указанная функция не превратилась в свою противоположность
(в дисфункцию), предлагаются также формально-юридические критерии ис-
пользования автоматических санкций для оптимизации правового воздейст-
вия на общественные отношения, также приведенные в положении, выноси-
мом на защиту.
Далее диссертант полагает, что рассмотрение функционирования авто-
матических санкций не может быть полным без анализа специфики правово-
го воздействия двух основных качественно противоположных видов автома-
тических санкций: негативных и позитивных. Указанная специфика заключа-
ется в особенностях информационного и ориентационного правового воздей-
ствия негативных и позитивных автоматических санкций. В современной
правовой науке вопрос о формах правового воздействия изучен достаточно
полно. Так, например, Т.Н. Радько и В.А. Толстик к формам правового воз-
1
Толковый словарь русского языка: Ок. 7000 словар. ст.: Свыше 35000 значений: Более
70000 иллюстрат. примеров / под ред. Д.В. Дмитриева. М., 2003. С. 1571.
26
действия относят правовое регулирование, информационное и ориентацион-
ное воздействие
1
. Диссертант соглашается с мнением указанных ученых о
том, что с информационной точки зрения нормы права это, прежде всего, те
сведения, в которых содержится информация о должном, возможном, поощ-
ряемом, рекомендуемом либо запрещенном варианте деятельности субъек-
тов, об условиях, при наличии которых такое поведение может или должно
осуществляться, а также о неблагоприятных последствиях невыполнения
требований государства
2
. Центральными категориями, характеризующими
ориентационное воздействие права, являются «правовые установки» и «пра-
вовые ориентации»
3
.
Используя модификационный метод, диссертант воссоздает общую схе-
му информационного и ориентационного воздействия автоматических санкций
на общественные отношения. В указанной схеме (2.1.) раскрывается юридиче-
ская специфика ограничительного и стимулирующего воздействия автоматиче-
ских санкций. На организационной стадии механизма правового регулирования
адресаты, оценив вид и меру санкции по своему внутреннему убеждению, фор-
мируют правовые установки по поводу ее вероятной реализации. Однако им
приходится принимать во внимание то обстоятельство, что в силу автоматизма
санкции они могут получить правовые последствия практически незамедли-
тельно с момента возникновения соответствующего юридического факта (фак-
тического состава) и без процесса (процедуры) по поэтапному изменению их
правового статуса. Это создает дополнительные гарантии для реализации санк-
ций и существенно повышает вероятность наступления негативных и позитив-
ных правовых последствий (наступления корреляционной стадии механизма
правового регулирования соответствующих общественных отношений).
Таким образом, функция процессуальной (процедурной) экономии
проявляется при осуществлении правового регулирования посредством ав-
1
См.: Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. Н. Новгород, 1995. С. 27–28.
2
Там же. С. 59.
3
Там же. С. 72–73.
27
томатических санкций, а ограничительная и стимулирующая функции прояв-
ляются в рамках их ориентационного воздействия и прослеживаются до
формирования правовой ориентации адресата. Конкретное же его поведение
будет свидетельствовать о целесообразности или нецелесообразности из-
бранного варианта правового регулирования, что в дальнейшем позволит
продолжить и углубить изучение проблем функционирования автоматиче-
ских санкций.
Третья глава «Проблемы и перспективы использования автомати-
ческих санкций» включает в себя два параграфа.
В первом параграфе «Отдельные проблемы функционирования ав-
томатических санкций в современной российской правовой системе»
формулируется основная проблема автоматизма и проводится анализ про-
блемных вопросов реализации автоматических санкций. Основная проблема
автоматических санкций заключается в том, что в некоторых случаях их реа-
лизация приводит к социально и (или) юридически неадекватным результа-
там. Это выражается в том, что при функционировании механизма правового
регулирования нарушаются правовые принципы и нормальное развитие об-
щественных отношений (или создается опасность этого).
Последний тезис подтверждается конкретными примерами. Так, в дис-
сертации обосновывается несоответствие правовым принципам законности и
презумпции невиновности имеющейся практики привлечения к администра-
тивной ответственности не лица, действительно управляющего транспорт-
ным средством, а его собственника (владельца) в случае фиксации админист-
ративного правонарушения работающими в автоматическом режиме специ-
альными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъем-
ки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Автор
поддерживает позицию судьи Конституционного Суда РФ С.Д. Князева, ко-
торый принципиально не согласен с указанной практикой. Тем не менее дис-
сертант, учитывая экономическую и социальную целесообразность указанных
автоматических санкций, считает допустимым их наличие в правовой системе
28
Российской Федерации и предлагает ввести в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях статью с диспозицией, приведенной
в положении, выносимом на защиту. Предлагаемое нормативное правовое
регулирование содержит автоматическую санкцию и при этом позволяет уст-
ранить юридическую неопределенность, так как указанное деяние может
быть как в форме действий самого собственника (владельца) транспортного
средства по управлению им, так и в форме передачи права владения и поль-
зования транспортным средством другому лицу. В связи с тем, что форма ви-
ны в данном случае не конкретизируется, она может быть как умышленной,
так и неосторожной.
Далее анализируются правовые последствия в виде бессрочного пре-
кращения пассивного избирательного права. Нормативное правовое регули-
рование наступления указанных последствий осуществлялось подп. «а» п. 3.2
ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных га-
рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Рос-
сийской Федерации» (в редакции, введенной Федеральным законом от 2 мая
2012 года № 40-ФЗ) и действовало до 24 февраля 2014 года, когда вступил в
силу Федеральный закон от 21 февраля 2014 года № 19-ФЗ «О внесении из-
менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Юри-
дическая несостоятельность изучаемой автоматической санкции в полном
объеме раскрыта в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 октября
2013 года № 20-П
1
. Несмотря на устранение в настоящее время очевидных
недостатков, действующее правовое регулирование также противоречиво.
Конституционный Суд РФ противоречиво постановляет: с одной стороны,
ограничение пассивного избирательного права должно быть индивидуализи-
ровано судом (что возможно лишь при наличии соответствующего право-
применительного акта, например, приговора суда), с другой – может приме-
няться автоматически, так как из законодательства вытекает необходимость
1
См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 43, ст. 5622.
29
применения обозначенного ограничения «без специального указания на то в
приговоре». Таким образом, проблема автоматизма применения указанной
санкции не решена и действующей редакцией подп. «а» п. 3.2 ст. 4 Феде-
рального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающей,
что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осу-
жденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких
преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непо-
гашенную судимость за указанные преступления.
В диссертации делается вывод о том, что указанное противоречие свя-
зано именно с автоматической сущностью изучаемой санкции, то есть с тем
обстоятельством, что вступивший в законную силу приговор суда непосред-
ственно обусловливает лишение осужденного лица пассивного избиратель-
ного права в силу закона и без необходимой индивидуализации. Иными сло-
вами, федеральный законодатель и Конституционный Суд РФ признали не-
обходимость ограниченного определенным временем лишения пассивного
избирательного права лиц, совершивших тяжкие и (или) особо тяжкие пре-
ступления и осужденных к лишению свободы, но не создали механизма ин-
дивидуализации данной меры. Диссертант считает, что преодолеть указанное
противоречие с сохранением автоматического порядка реализации указанной
санкции невозможно. Однако данное противоречие может быть успешно
снято введением в соответствующие статьи особенной части УК РФ вида на-
казания «Лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью», которое может быть индивидуализировано
судом применительно к каждому конкретному случаю.
Во втором параграфе «Перспективы использования автоматиче-
ских санкций в российском праве» автор исследования обращает внимание
на другой недостаток современного российского права, заключающийся в от-
сутствии в нем востребованных автоматических санкций. Особенностью по-
строения параграфа является индуктивный способ его изложения, который
30
позволяет перейти от анализа отдельных оптимизационных предложений к
общим тенденциям использования автоматических санкций для совершенст-
вования российского законодательства.
В настоящее время в процессуальном (процедурном) законодательстве
России отсутствуют правовые нормы, согласно которым показания (объяс-
нения) участников производства по делам или процедурам, в случае выяв-
ления их несоответствия ранее данным этим лицом показаниям (объяснени-
ям), автоматически признавались бы недопустимыми доказательствами.
Диссертант иллюстрирует указанную проблему материалами конкретного
уголовного дела и на основе их анализа предлагает ввести во все юрисдик-
ционные процессы и процедуры норму, проведенную в выносимом на защи-
ту положении.
Другим недостатком в нормативном правовом регулировании, устра-
нимым введением автоматических санкций, является отсутствие оснований
для аннулирования результатов аттестации обучающихся лиц, которые полу-
чили положительные отметки ненадлежащим способом, например, за взятки.
Проблема заключается в том, что наличие уголовно-правовых отношений не
обязательно обусловливает возникновение административных отношений по
применению соответствующих мер воздействия. Указанная ситуация также
проиллюстрирована материалами уголовного дела, на основе анализа кото-
рых сформулировано предложение о дополнении Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации» правовой нормой, приведенной в
выносимом на защиту положении.
Также в параграфе обозначены отдельные социальные проблемы, оп-
ределяющие направления введения в законодательство некоторых автомати-
ческих санкций. Среди проблем, которые могут быть успешно решены по-
средством автоматических санкций, указываются следующие:
– отсутствие позитивных автоматических санкций для лиц, совершив-
ших научные открытия, а также защитивших кандидатские и докторские
диссертации;
31
– отсутствие негативных автоматических санкций для организаций,
предоставляющих гражданам и юридическим лицам справочную информа-
цию, если таковая не была подготовлена к назначенному дню обращения
гражданина;
– необходимость получения судебного решения в очевидных и бес-
спорных случаях, которые вполне могли бы быть решены путем совершения
нотариусом исполнительной надписи или иного аналогичного удостоверения
юридического факта.
Вместе с тем, оптимизационный потенциал автоматических санкций не
исчерпывается регулированием административных отношений. Диссертант
считает, что правовое регулирование большинства отношений в сферах при-
родопользования, землеустройства, гражданского оборота, градостроитель-
ства, производства и труда, а также во многих других может быть успешно
оптимизировано путем введения автоматических санкций.
Абстрагируясь от конкретных правовых ситуаций, автор выделяет ос-
новные направления использования автоматических санкций для оптимиза-
ции правового регулирования общественных отношений.
Во-первых, это может быть сфера общественных отношений, основан-
ных на юридическом неравенстве субъектов, например, конституционных,
налоговых, финансовых, административных и трудовых отношений. Нега-
тивные автоматические санкции должны при этом выполнять ограничитель-
ную функцию – функцию ограничения возможности произвола со стороны
должностных лиц, а позитивные – стимулирующую функцию, способствую-
щую добросовестному выполнению подчиненными своих служебных обя-
занностей, а в отношениях власти – подчинения.
Например, в налоговом законодательстве содержится Раздел VI «Нало-
говые правонарушения и ответственность за их совершение». Однако сим-
метричного раздела, предусматривающего налоговые поощрения, в нем нет.
Представляется целесообразным ввести в налоговое право раздел «Налоговые
поощрения», в котором необходимо предусмотреть общие нормы, позволяю-
32
щие применить автоматические санкции, например, в виде снижения налого-
вого бремени для лиц, соблюдающих налоговую дисциплину в течение не-
скольких, например, трех, отчетных (налоговых) периодов подряд. Кроме то-
го, рационально было бы предусмотреть прогрессивную систему поощрений,
мера которых будет зависеть от количества отчетных (налоговых) периодов,
в которых обязанное лицо в полном объеме выполняет свои налоговые обяза-
тельства. Автоматизм при этом будет заключаться в том, что адресат, уста-
новив факт отсутствия к нему претензий со стороны налогового органа по
итогам рассмотрения бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыду-
щий период, автоматически исчислит налоговые платежи в соответствующем
меньшем размере.
Во-вторых, автоматические санкции могут использоваться в сферах
правового регулирования, основанных на правовом равенстве субъектов об-
щественных отношений, например, гражданских и семейных. При этом вы-
полнение негативными автоматическими санкциями ограничительной функ-
ции должно сдерживать антиобщественные волеизъявления адресатов и од-
новременно создавать условия для свободного волеизъявления при реализа-
ции прав, свобод и законных интересов. Выполнение позитивными автома-
тическими санкциями стимулирующей функции в указанной сфере право-
вого регулирования, напротив, должно быть направлено на формирование
условия для реализации частных интересов адресатов при соблюдении пра-
вовых принципов, позволяющих другим участникам отношений полу-
чить возможность для реализации своих справедливых требований и Инте-
ресов. Например, целесообразно ввести в правовое регулирование аренды
движимого имущества положения, согласно которым на основе диспозитив-
ности арендатор получит субъективное право на автоматическое снижение
размера арендной платы при установлении юридического факта в виде от-
сутствия к нему претензий со стороны арендодателя по истечении обуслов-
ленного договором периода. Автоматизм в данном случае будет выражаться
в том, что неподача в обусловленной договором форме претензии или подача
33
необоснованной претензии арендодателем автоматически, то есть без каких
либо дополнительных процедур, связанных с изменением правового статуса
арендатора, повлечет изменение его юридической обязанности в части
уменьшения арендной платы. При этом возможное судебное обжалование
необоснованной претензии арендодателя никак не меняет автоматической
сущности предлагаемой санкции, так как она в механизме правового регули-
рования связана не с усмотрением суда относительно факта обоснованности
претензии, а с фактом наличия или отсутствия добросовестного исполнения
арендатором договорных обязательств. Аналогичные юридические конст-
рукции могут быть введены в иные частноправовые институты: имуществен-
ного найма, оказания услуг, подряда, расчетов (автоматический перевод с ак-
кредитивной формы расчетов на более простые) и другие.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, отмечает-
ся достаточно широкая сфера использования автоматических санкций в рос-
сийском законодательстве, что обусловлено следующими их достоинствами:
1) обеспечивают высокую стабильность соответствующих обществен-
ных отношений, что обусловливается выявленной в настоящем исследовании
юридической спецификой выполнения ими ограничительной и стимулирую-
щей функций;
2) предоставляют возможность избежать излишних затрат трудовых,
материальных, организационных и иных ресурсов, так как выполняют функ-
цию процессуальной (процедурной) экономии;
3) могут быть легко адаптированы при изменении соответствующих
общественных отношений.
Однако автоматические санкции как правовые средства обладают неко-
торыми недостатками, к наиболее существенным из которых относятся:
1) неспособность обеспечить индивидуализацию меры воздействия, что
в отдельных случаях может приводить к нарушению правовых принципов;
2) необходимость тщательной оценки субъектом правотворчества всех
критериев использования автоматических санкций для оптимизации право-
34
вого воздействия на общественные отношения, так как необдуманное их вве-
дение в правовую систему может привести к нарушению логики правового
регулирования и нормального развития общественных отношений.
Учитывая изложенное, диссертант приходит к общему выводу о том,
что в каждом отдельном случае разработки нормативного регулирования
субъекту нормотворчества необходимо тщательно оценивать как достоинст-
ва, так и недостатки автоматических санкций и принимать взвешенные ре-
шения.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях:
1. Васильев, П. В. О феноменологической самостоятельности правовых
автоматических санкций / П. В. Васильев // Юридическая наука и практика:
Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2013. – № 22. – С. 83–84.
2. Васильев, П. В. К вопросу о возможности применения автоматиче-
ских санкций против Сирии / П. В. Васильев // Юридическая наука и практи-
ка: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2014. – № 1 (25). –
С. 187–190.
3. Васильев, П. В. О понятии автоматических санкций в российском
праве / П. В. Васильев // Юридическая наука и практика: Вестник Нижего-
родской академии МВД России. – 2014. – № 2 (26). – С. 200–204.
Иные публикации:
4. Васильев, П. В. О роли автоматических санкций в механизме стиму-
лирования работы дружинников по поддержанию правопорядка / П. В. Ва-
сильев // Симбирский диалог – 2012 : материалы II Всероссийского Форума
добровольных дружин (Ульяновск, 25 октября 2012 г.) / под ред. Ю.Н. Деми-
дова. – Ульяновск : Артишок, 2012. – С. 25
–
28.
35
5. Васильев, П. В. О правовой природе автоматических санкций /
П. В. Васильев // Современное российское право: пробелы, пути совершенст-
вования : сборник статей VI Международной научно-практической конфе-
ренции. – Пенза : Приволжский Дом знаний, 2012. – С. 21
–
23.
6. Васильев, П. В. О возможности автоматической реализации право-
вых санкций / П. В. Васильев // Проблемы юридической науки в исследова-
ниях докторантов, адъюнктов и соискателей : сборник научных трудов / под
ред. М. П. Полякова, К. М. Маштакова. – Н. Новгород : Нижегородская ака-
демия МВД России, 2013. – Вып. 19. – С. 42
–
53.
Общий объем опубликованных работ – 2,59 п. л.
Корректор Ю.В. Майорова
Компьютерная верстка Т.В. Булкиной
Тираж 100 экз. Заказ № ___
Отпечатано в отделении полиграфической и оперативной печати
Нижегородской академии МВД России
603950, г. Нижний Новгород, ГСП-268, Анкудиновское шоссе, 3
Информация о работе Автоматические санкции в российском праве (теория, практика, техника)