Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 13:25, доклад
Под автомобильной травмой понимают телесные повреждения, причиненные частями движущейся автомашины, а также образовавшиеся при падении из машины во время движения. Другие виды повреждений, встречающиеся на автотранспорте (ожоги при воспламенении машины, отравления парами бензина или выхлопными газами и др.), к автомобильной травме не относятся.
Различают следующие основные виды автомобильной травмы: удар (наезд), переезд колесами, прижатие тела автомашиной к неподвижному предмету (стене, столбу и т.п.), падение из машины во время движения, травма внутри машины (например, при столкновении ее с препятствием) и комбинированные повреждения -удар с последующим переездом колесом или колесами.
Многообразие автомобильной травмы определяется многообразием факторов, которые влияют на механизм возникновения этой травмы
1Автомобильная травма.
Под автомобильной травмой понимают телесные повреждения, причиненные частями движущейся автомашины, а также образовавшиеся при падении из машины во время движения. Другие виды повреждений, встречающиеся на автотранспорте (ожоги при воспламенении машины, отравления парами бензина или выхлопными газами и др.), к автомобильной травме не относятся.
Различают следующие основные виды автомобильной травмы: удар (наезд), переезд колесами, прижатие тела автомашиной к неподвижному предмету (стене, столбу и т.п.), падение из машины во время движения, травма внутри машины (например, при столкновении ее с препятствием) и комбинированные повреждения -удар с последующим переездом колесом или колесами.
Многообразие автомобильной травмы определяется многообразием факторов, которые влияют на механизм возникновения этой травмы. Отметим основные из них :
1. Скорость движения автомобиля.
2. Форма травмирующей
3. Размеры транспортного средства.
4. Положение тела жертвы в момент травмы.
5. Наличие элементов, смягчающих удар или иное воздействие повреждающего фактора ( например, толстая, плотная одежда)
6. Рост, вес и другие особенности жертвы.
Влияние перечисленных факторов на характер повреждений, возникающих в результате травматизации, проявляется во взаимодействии их друг с другом. Повреждения, возникающие от действия автомобилей, можно разделить на две большие группы повреждения в той или иной степени характерные для автомобильной травмы определенного вида повреждения, встречающиеся при любом виде механического воздействия на тело человека.
Главное событие большинства видов автомобильных травм - это взаимодействие частей транспортного средства и тела жертвы. Установление всех фактических обстоятельств этого события является одной из основных задач следствия.
При столкновении элементов кузова автомобиля с различными участками тела человека характер повреждений будет зависеть от места, в какую область тела человека пришлась основная сила удара. При травме, нанесенной выступающими частями кузова автомобиля (бампером, иногда фарами) в случае, когда человек изначально находился в вертикальном положении, наиболее часто обнаруживаются так называемые «бампер-переломы» нижних конечностей. Повреждаются, главным образом, области нижней трети бедра и голень. Характер перелома: крупнооскольчатый, отломок ромбовидной или клиновидной формы. Его основание находится со стороны приложения травмирующей силы. Тело человека при такой травме либо отбрасывается вперед с последующим ударом и скольжением по дорожному покрытию, либо забрасывается на капот автомобиля. В первом случае на теле обнаруживаются кровоподтеки и/или переломы других костей скелета вследствие удара о дорожное покрытие, а также многочисленные ссадины в местах трения при скольжении о проезжую часть. Обязательно при переломах костей не только их описывать, но и измерять расстояние от подошвенной поверхности с учетом обуви до линии перелома. Мягкие ткани повреждаются в виде кровоподтеков, ссадин или ушибленных ран, которые особенно часто возникают на выступающих частях тела, в первую очередь, на голове (нос, затылочный бугор, скула, подбородок и др.). Повреждаются также задние поверхности локтевых суставов, передняя поверхность коленных суставов, нижняя челюсть.
В случае заброса тела человека на капот помимо переломов костей нижних конечностей вначале происходит переразгибание головы в верхнешейном отделе, из-за чего характерными в данном случае являются кольцеобразные переломы основания черепа. Возможны переломы нижележащих отделов позвоночника. Механизм переезда одним и более колесами автомобиля сложен и состоит из нескольких элементов: а) первичный удар колеса (колес) о тело человека; б) перекатывание (переезд) колеса (колес) через тело человека; в) вдавление тела человека колесом (колесами). Если диаметр колеса автомобиля меньше или равен высоте тела лежащего человека, то перекатывание (переезд) исключается. При всех вариантах травмы тела человека колесом (колесами) автомобиля вначале происходит удар колеса (колес) о ту или иную анатомическую область тела, образуя при этом в месте удара кровоподтек. Далее наступает фаза первичного щипка, когда колесо сначала кратковременно трется, а затем подминает под себя участок кожи (образуются две ссадины равные по ширине диаметру колеса: со стороны колеса и со стороны дорожного покрытия), отрывая ее от подлежащих структур тела. Затем, в зависимости от положения тела пострадавшего и от места контакта колеса с ним, формируются глубокие дефекты мягких тканей, вдавленные многооскольчатые переломы подлежащих костей, разрывы и размозжения соответствующих внутренних органов.
Наиболее безопасным местом в салоне автомобиля является пассажирское место за водителем, наиболее опасным – переднее пассажирское место. Характер повреждений, которые может получить водитель вследствие автотравмы, напрямую зависит от скорости движения автомобиля непосредственно в момент столкновения. На низких скоростях (не более 25 км/ч) рулевая колонка и ремень безопасности предотвращают сильные повреждения водителя, на более высоких скоростях – становятся их главной причиной. Возможны многочисленные переломы костей грудной клетки и лицевого отдела черепа при их контакте о рулевое колесо, полосовидный кровоподтек и переломы ребер от ремня безопасности, переломы пальцев кисти, локтевых костей из-за того, что водитель держит рулевое колесо, травмы руки при соударении ее о рычаг коробки передач, переломы костей голени, стопы и области голеностопного сустава вследствие сильного удара ног о педали тормоза и сцепления, и контакта колен с элементами салона автомобиля. Кроме того, все пристегнутые пассажиры могут получить так называемые хлыстообразные переломы шейного отдела позвоночника вследствие его чрезмерного сгибания (в момент лобового столкновения) или разгибания (при ударе автомобиля сзади). Непристегнутые водитель и пассажиры получают тяжелые повреждения в результате динамического контакта с элементами салона, пробивают головой лобовое стекло и могут в итоге вылететь через него на дорожное покрытие. У таких пострадавших находят круговые переломы основания черепа и множественные переломы костей свода черепа.
2. Травматический шок.
Шок (от фр. Choc – толчок, удар) – состояние угнетения нервных центров,
контролирующих все системы организма, регулирующих кровообращение, дыхание,
обмен веществ. Шок наступает в ответ на чрезвычайно сильное раздражение этих
центров при тяжелых травмах и т.д.
В основе травматического шока – мощное болевое воздействие на организм и
большая кровопотеря. Боль нарушает
нервную регуляцию
организма ив первую очередь кровообращение, следовательно, питание всех
органов; особенно опасно такое нарушение для головного мозга; кровопотеря
усугубляет этот процесс. В результате происходящих изменений падает
артериальное давление, уменьшается объем крови, циркулирующей в кровяном
русле. В качестве компенсации кровопотери начинается переход жидкости из
различных тканей организма в сосудистое русло, за счет чего сами ткани
обезвоживаются.
Внешняя симптоматика травматического шока неоднозначна. Первоначальное
возбуждение сменяется так называемой торпидной фазой, когда функции организма
затормаживаются: сознание сохранено, но больной находится в состоянии
оцепенения. Кожа бледная и холодная, артериальное давление низкое, мочи нет.
Первая помощь заключается в остановке кровотечения путем наложения давящих
повязок, жгутов, тампонады, прижатия сосудов, в иммобилизации поврежденных
частей тела стандартными шинами или подручными средствами. Необходимо также
безотлагательно вызвать бригаду неотложной помощи. Применяются наиболее
сильные из имеющихся средств (промедол, омнопон – если нет повреждений
внутренних органов), и больной госпитализируется в травматологическое или
реанимационное отделение.
Приемы оживления.
Пострадавшего укладывают на жесткую поверхность на спину с откинутой назад
головой, при рвоте наклонив голову набок. Очищают полости рта и носа от крови
и грязи (пальцем, обернутым любой тканью). Проверяют, есть ли дыхание,
работает ли сердце. Если нет – начать реанимацию.
Начинают искусственное дыхание "рот в рот" или "рот в нос". Если рот
закрывается из-за сокращения мышц, надо пальцами нажать на область нижней
челюсти. Необходимо следить, чтобы голова больного была откинута, а шея
находилась в разогнутом положении. Если искусственное дыхание проводится "рот
в рот", следует сжимать ноздри носа, чтобы воздух не выходил через носовые
ходы. Соответственно при вдыхании воздуха в нос больного необходимо закрыть
ладонью рот. Ритм искусственного дыхания 12 - 16 раз в минуту.
Второй человек одновременно делает непрямой массаж сердца в ритме 60 – 70
надавлений на грудину в минуту (5 – 6 надавлений чередуются с одним вдуванием
воздуха).
Если появляется даже маленькая надежда на то, что меры оживления эффективны,
надо продолжать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца длительно – до
тех пор, пока не установится
самостоятельное непрерывное
Преждевременное прекращение искусственного дыхания опасно.
Нельзя:
- переносить пострадавшего без надежного шинирования;
- давать пить при жалобах на боли в животе.
Остановка
дыхания.
Надо:
-
запрокинуть голову
-
оттянуть пальцами нижнюю
- зажать нос;
-
сделать глубокий вдох и
- повторять выдох с частотой 12 – 14 раз в минуту.
Наружный массаж сердца.
Надо:
- уложить пострадавшего спиной на твердую опору;
-
положить руку ладонью вниз
на нижнюю треть грудины,
другую, обращенную пальцами к подбородку пострадавшего;
- произвести 3 – 4 ритмических нажатия, смещая грудину на 3 – 4
сантиметра вглубь. Через 15 – 30 минут делать вдувание воздуха в рот (нос)
пострадавшего.
- продолжать массаж в ритме 50 – 60 надавливаний в минуту.
-
Проводить массаж до оживления
человека или появления
Сильное кровотечение.
Надо:
- пережать поврежденный сосуд пальцем;
- сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или
локоть тканевый валик;
- наложить жгут не более чем на полтора часа, после чего ослабить
скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, снова затянуть;
-
при небольших кровотечениях
прижать рану салфеткой и
Переломы костей конечностей.
Надо:
- наложить стандартную шину или из подручных материалов;
- придать сломанной руке или ноге возвышенное положение;
- приложить холодный компресс;
- дать обезболивающее.
Нельзя:
-
пытаться вправлять отломки
- накладывать шину в месте, где выступает кость;
- прикладывать грелку;
-
без необходимости снимать
вырезать).
ТРАВМЫ.
Травма (от греч. Trauma) – повреждение тканей организма с повреждением их
целостности и функций, возникшее от воздействия внешних причин. Травма –
понятие широкое: это переломы и вывихи конечностей, ранение мягких тканей,
ушибы, повреждения органов и т.д.
Для автокатастроф характерны скальпированные раны мягких тканей.
Их особенность состоит в том, что часть кожи полностью отделена от глубоких
(подлежащих) тканей, в связи с чем имеется кровотечение и велика возможность
развития шока.
Также частыми при ДТП являются ушибленные раны. Они могут быть
самостоятельными или сочетаться с переломами. Боль – главный симптом при ушибе.
Она несколько ослабевает спустя минуты после травмы, но возобновляется через 2
– 3 часа из-за развития отека и кровоизлияния. Если ушибленная рана находится
вблизи суставов, то, как правило, страдают и они – их движения становятся
ограниченными.
Особенностью ушибленных ран является также их загрязненность, что создает
опасность инфицирования. ПМП
заключается в наложении
которой помещают пузырь со льдом или холодной водой.
Не исключается возможность получения при ДТП колотых, резаных, рубленых ран.
При всех видах ранений мягких тканей есть опасность воспаления,
инфицирования.
Первая помощь состоит прежде всего в остановке кровотечения. При сильном
кровотечении накладывается жгут (см. выше).При небольших кровотечениях из
раны удаляют поверхностно лежащие инородные тела, края ее обрабатывают
спиртом или йодом, накладывают ватно-марлевую повязку. При глубоких ранах
конечностей для обеспечения покоя руку подвешивают на косынке, а ногу
иммобилизуют (обеспечивают неподвижность) при помощи стандартной шины или
подручных средств.
В тяжелых случаях необходимо вызвать неотложную помощь с госпитализацией
больного в хирургическое или травматологическое отделение на носилках.
Повреждение мягких тканей головы.
При ушибах мягких тканей головы всегда бывает резкая боль и припухлость в
результате кровоподтека. Первая помощь заключается в наложении давящей
повязки и применении холода. Раны мягких тканей головы (особенно
скальпированные) отличаются кровоточивостью. Доврачебная помощь при небольших
ранах состоит в наложении давящей повязки и применении холода. После этого
больному следует обратиться в травмопункт для первичной хирургической