Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:31, реферат
Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества: Беларусь является участницей около 2700 международных договоров. В 2003 г. правовое регулирование внешнеэкономических связей Беларуси обеспечивали 76 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, 49 инвестиционных договоров; с 48 странами дальнего зарубежья установлен внешнеторговый режим наибольшего благоприятствования. Беларусь осуществляет внешнеторговое сотрудничество более чем со 140 странами мира.
1.Введение……………………………………………………………………2
2. Внешнеторговые связи Республики Беларусь со странами Европейского союза……………………………………….........................4
3.Беларусь и страны Евросоюза: анализ налогового
законодательства....................................................................................10
4.Заключение…………………………………………………………………14
5.Список литературы………………………………………
Объем экспорта в Китай составил 344,1 млн. долларов (на 3,2% меньше), импорта — 1 млрд. 103,7 млн. (на 1,4% больше).
Экспорт в Польшу составил 573,6 млн. (на 15,3% меньше), импорт из этого государства — 723,7 млн. (на 0,5% меньше).
Экспорт в Литву составил 773,6 млн. (на 75,4% больше), импорт — 180,4 млн. (на 8,1% больше).
Налоговое законодательство Республики Беларусь и ставки основных налогов являются в достаточной мере конкурентоспособными среди стран – членов Таможенного союза (см. табл. 1):
Как показывают приведенные данные, только по НДС в России и Казахстане установлены более низкие ставки.
По единым правилам, определенным
международными договорами, регулирующимивзимание
косвенных налогов в Таможенном союзе,
каждое из 3 государств устанавливает
национальные ставки НДС, по которым облагаются
импорт и внутренний оборот товаров. Экспортеру
же предоставляется нулевая ставка НДС
с осуществлением налоговых вычетов в
полном объеме.
В связи с этим на территории каждого государства – члена Таможенного союза гарантированы равные конкурентные условия для всех товаров за счет применения единых национальных ставок НДС как к отечественным, так и к импортным товарам.
Аналогичный подход существует и в государствах Евросоюза, каждое из которых вправе вводить ставку НДС исходя из уровня развития и специфики экономики.
Необходимо помнить, что более низкие ставки у наших партнеров по Таможенному союзу, в частности НДС (в России – 18 %, в Казахстане – 12 %), компенсируются иными доходными источниками бюджета. Основным из них является налог на добычу полезных ископаемых, поступающий от нефте-газовой отрасли. В Казахстане он занимает 15 %, а в России – 21 % от общей суммы поступлений, контролируемых налоговыми органами.
Поэтому возможность снижения ставки НДС будет рассматриваться Минфином в зависимости от увеличения доли поступлений в бюджет за счет других источников, а также с учетом исполнения бюджета.
Что касается стран Евросоюза, то средняя стандартная ставка НДС в Евросоюзе в 2012 г. составила 21 % – на 1 процентный пункт больше, чем в Республике Беларусь. Уровень ставок НДС в Евросоюзе варьируется от 15 % в Люксембурге до 27 % в Венгрии (см. табл. 2):
Более того, налоговая практика ЕС свидетельствует о тенденции к повышению ставок косвенных налогов. За последний год увеличили стандартные ставки НДС следующие страны:
– Великобритания – с 17,5 до 20 %;
– Ирландия – с 21 до 23 %;
– Кипр – с 15 до 17 %;
– Франция – с 19,6 до 21,2 % (с октября 2012 г.);
– Италия – с 21 до 23 % (c сентября 2012 г.);
– Венгрия – с 25 до 27 %;
– Испания – с 16 до 18 %;
– Португалия – с 20 до 23 %;
– Греция – с 19 до 23 %.
Следует учитывать, что помимо ставок
налогов большое значение имеют также
аспекты их администрирования. В Республике
Беларусь условия администрирования косвенных
налогов наиболее привлекательные. В частности,
по результатам проведенной работы по
упрощению порядка применения налоговых
вычетов и упорядочению объектов налогообложения
НДС можно сказать, что с 2012 г. ограничение
налоговых вычетов по НДС сохранится лишь
в отношении объектов, приобретенных за
счет безвозмездно полученных средств
бюджета.
Существенным преимуществом для белорусских плательщиков являются сроки возврата налоговых вычетов по НДС.
К примеру, в России срок возврата занимает от 3 месяцев до полугода. В Казахстане возможность возврата ограничена (возврат производится только для экспортеров, применивших нулевую ставку НДС, и только после выездной налоговой проверки). В Республике Беларусь срок зачета (возврата) сумм превышения налоговых вычетов по НДС является одним из самых незначительных в Европе.
Белорусские экспортеры, применившие нулевую ставку НДС, имеют право произвести зачет в счет уплаты других налогов в месяце, в котором представлена налоговая декларация, содержащая сумму превышения налоговых вычетов в связи с применением ставки НДС 0 %. Возврат из бюджета на счет плательщика денежных средств, оставшихся после зачета в счет иных налогов, производится на 35-й день с момента представления налоговой декларации и заявления плательщика.
Механизм исчисления НДС, применяемый в Республике Беларусь при экспорте товаров в Таможенном союзе, является оптимальным. К тому же, как и в ЕС, он основан на правиле, что плательщик должен вывезти товар и подтвердить право на применение нулевой ставки НДС по такому экспорту документально.
Вместе с тем будет продолжена работа по совершенствованию правовой базы Таможенного союза по взиманию косвенных налогов во взаимной торговле субъектов хозяйствования Беларуси, России и Казахстана.
С 2012 г. установлен
налоговый контроль за
– Действительно, ст. 30-1 Налогового кодекса
РБ (далее – Кодекс) предусматривает механизм
контроля за трансфертными ценами на товары
и недвижимое имущество. Однако применение
ее положений и выявление в ходе налоговых
проверок операций, подлежащих анализу
на правильность установления цены сделки,
будет осуществляться только с 2013 г. по
результатам деятельности за 2012 г.
Налоговым органам республики еще предстоит наработать практику по применению норм трансфертного ценообразования в отношении товаров и недвижимости, изучить проблемные вопросы, выявить аспекты, требующие дополнительной проработки. Поэтому в ближайшее время введение контроля за трансфертным ценообразованием на работы, услуги не планируется.
Сейчас проводится разъяснительная работа среди плательщиков и инспекций МНС, а также выявление операций, которые впоследствии могут стать объектом анализа в рамках ст. 30-1 Кодекса.
А в 2013 г. планируется повышение установленного порога цены сделки, подлежащей анализу на соответствие нормам ст. 30-1 Кодекса (в настоящее время этот порог составляет 20 млрд. руб.).
Заключение
Общий объем товарооборота
Беларуси со странами в 2003 г. составил
свыше 8 млрд дол. США и увеличился по сравнению
с 1995 г. в 2,2 раза. Доля иных стран в общем
экспорте товаров из Беларуси в 2003 г. составила
37,3 % и в экспорте услуг — 59,0 %.
Наша страна имеет общее положительное
сальдо со странами в торговле как
товарами, так и услугами, которое в последние
годы увеличивается. К основным торговым
партнерам Беларуси можно отнести
государства, имеющие товарооборот с нашей
страной более 50 млн дол. США в год. Таких
государств в 2003 г. было 21, в том числе 17
с товарооборотом более 100 млн дол. США,
и их удельный вес в товарообороте Беларуси
со странами составил соответственно
82,4 и 79,2 %.
Беларусь активно
сотрудничает в экономической
сфере со странами
Торговля со странами—членами
ЕС не только служит для Беларуси надежным
источником поступления твердой валюты,
но и позволяет привлечь новейшие инновации
и технологии, инвестиционные ресурсы,
необходимые для модернизации и переоснащения
белорусских предприятий.
Главными торговыми партнерами
Беларуси из стран ЕС являются Германия
и Великобритания, на долю которых в 2003
г. приходилось соответственно 30,6 и 25,1
% ее товарооборота с ЕС в целом и 15,5 и 12,7
% общего товарооборота республики со
всеми странами вне СНГ. Необходимо отметить,
что в последние годы, несмотря на значительные
политические затруднения, торговля с
Евросоюзом развивается достаточно устойчиво.
Определилась тенденция сокращения отрицательного
сальдо торгового баланса за счет роста
экспорта белорусских товаров в страны
ЕС. Беларуси удалось добиться некоторого
смягчения антидемпинговых санкций ЕС
в отношении ряда своих товаров.
Во взаимной торговле между Республикой
Беларусь и Евросоюзом применяется режим
наибольшего благоприятствования. Еще
с начала 1993 г. Беларусь включена в список
стран, пользующихся преимуществами общей
системы преференций ЕС. Благодаря этому
около 80 % белорусских товаров экспортируется
на рынки ЕС по заниженным ставкам таможенных
пошлин или беспошлинно.
Расширению интеграционных связей
нашей страны с ЕС препятствуют применяемые
им импортные квоты и антидемпинговые
меры в отношении текстильной, химической
и металлургической промышленности. Санитарные
и фитосанитарные защитные меры ЕС серьезно
затрудняют поступление на европейский
рынок сельскохозяйственной продукции.
С пятым расширением Евросоюза
в мае 2004 г. возрастает его роль во внешнеэкономических
связях с Беларусью, так как 6 из 10 вновь
принятых стран (Польша, Литва, Латвия,
Венгрия, Чехия, Эстония) входят в число
основных партнеров Республики Беларусь
и на их долю в 2003 г. приходилось 24 % ее общего
товарооборота со странами, не входящими
в СНГ.
Государства, присоединившиеся
к Евросоюзу в 2004 г., являются важным рынком
сбыта продукции белорусских предприятий,
на их долю в 2003 г. приходилось 28,6 % всего
экспорта товаров республики в страны,
не входящие в СНГ.
Последствия расширения Евросоюза
имеют неоднозначное значение для национальной
экономики Беларуси, так как вступление
в ЕС государств, имеющих значительные
интеграционные связи с нашей страной,
обусловливает изменение их внешнеэкономической
политики, включая использование единых
мер регулирования внешней торговли, принятых
в ЕС.
Введение этими странами антидемпинговых
пошлин, аналогичных действующим в ЕС,
приведет к сокращению поставок на европейский
рынок из Беларуси продукции химической
промышленности, особенно калийных удобрений.
Использование соседними странами—новыми
членами ЕС более жестких стандартов и
норм в области экологии, энергопотребления
и безопасности серьезно осложнит экспорт
продукции белорусских машиностроительных
предприятий и потребует дополнительных
затрат на повышение ее конкурентоспособности.
Вместе с тем, учитывая, что в Евросоюзе
уровень таможенных пошлин ниже, чем во
вновь вступивших странах, условия экспорта
белорусских товаров на их рынки в целом
могут улучшиться. Присоединение этих
стран к валютному союзу позволит также
белорусским экспортерам снизить издержки,
связанные с использованием во внешнеторговых
операциях различных национальных валют.
Ориентация национальной
экономики Беларуси на экспорт
не позволяет ей замкнуться
в узкогеографических границах
постсоветского и европейского
пространств и требует поиска
новых рынков сбыта продукции
во всех частях света.
Важными торговыми партнерами
республики являются страны Азии, прежде
всего Китай и Индия, на долю которых в
2003 г. приходилось соответственно 2,1 и
0,8 % общего товарооборота Беларуси со
странами, не входящими в СНГ. Из других
азиатских стран следует назвать Турцию,
Японию, Республику Корея, Вьетнам, Малайзию,
Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ),
Израиль, Индонезию. С большинством этих
государств Беларусь имеет положительное
сальдо в торговле товарами. Отрицательное
сальдо — с Японией, Кореей и Турцией.
Особый интерес для расширения
внешнеэкономических связей Беларуси
представляют страны Африки, которые расположены
гораздо ближе, чтем Австралия и Океания,
Южная и Северная Америка. Из африканских
стран наибольший товарооборот приходится
на Алжир, Египет, Марокко, Южно-Африканскую
Республику и Гану.
На американском континенте основными
торговыми парт-яерагди Беларуси являются
США и Бразилия, на долю которых в 2003 г.
приходилось соответственно 3,2 к 2,5 % общего
товарооборота республики со странами,
не входящими в СНГ. Значительные внешнеэкономические
связи налажены также с Кубой, Канадой,
Аргентиной. Сальдо торгового баланса
с этими государствами, кроме Бразилии,
отрицательное (особенно с Кубой и США).
Внешнеторговый товарооборот Австралии
и Беларуси в 2003 г. составил лишь 3,6 млн
дол. США, Сальдо положительное — 1,2 млн
дол.
Совершенствование внешнеэкономических
связей Республики Беларусь со странами,
не входящими в СНГ, должно быть направлено
на наращивание экспорта наукоемкой, высокотехнологичной
продукции с низкой материале- и энергоемкостью,
а также на расширение сферы услуг.
В связи с этим важнейшим направлением
внешнеэкономической деятельности является
привлечение иностранных инвестиций,
прежде всего прямых, в перспективные
высокотехнологичные экспортоориентированные
и импортозамещающие производства. Важную
роль призваны сыграть свободные экономические
зоны, созданные в Минске и других областных
центрах.
Интеграция Беларуси в систему
мирохозяйственных связей будет способствовать
ее вступлению во Всемирную торговую организацию,
но не любой ценой, а с учетом интересов
национальной экономики. Это позволит
развивать внешнеторговые отношения с
другими странами на долговременной стабильной
основе, отстаивать и защищать национальные
интересы в торгово-экономических отношениях
с партнерами на общепринятых в мировой
практике правовых положениях и сложившихся
традициях.
Список литературы
Информация о работе Беларусь и страны Евросоюза: анализ налогового законодательства