Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:37, реферат
Весьма важным моментом понимания сущности политической системы общества является уяснение двух базовых понятий – национальная (объединительная, интегративная) идея и национальные интересы государства. В последние годы в официальный лексикон все прочней стало входить слово «национальный»: Доктрина национальной безопасности, национальные интересы Республики Беларусь, Общенациональное телевидение и т.д. Данное словоупотребление свидетельствует о существенном лексическом и, безусловно, мировоззренческом сдвиге в понимании терминов «нация», «национальный». В понимании нации, закрепленном ООН, «национальный» означает «государственный», причем государство в данном контексте – это не просто совокупность управленческих и принудительных институтов и учреждений, а политически организованная совокупность граждан, согражданство
Министерство Здравоохранения Республики Беларусь
Гродненский Государственный Медицинский Университет
Реферат
По курсу «Основы идеологий»
На тему: « Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства»
Составила:
научный руководитель Гресь С.М.
Весьма важным моментом понимания сущности политической системы общества является уяснение двух базовых понятий – национальная (объединительная, интегративная) идея и национальные интересы государства. В последние годы в официальный лексикон все прочней стало входить слово «национальный»: Доктрина национальной безопасности, национальные интересы Республики Беларусь, Общенациональное телевидение и т.д. Данное словоупотребление свидетельствует о существенном лексическом и, безусловно, мировоззренческом сдвиге в понимании терминов «нация», «национальный». В понимании нации, закрепленном ООН, «национальный» означает «государственный», причем государство в данном контексте – это не просто совокупность управленческих и принудительных институтов и учреждений, а политически организованная совокупность граждан, согражданство. Так, английский ученый Э.Баркер писал, что нация – не физический факт одной крови, но психический факт одной традиции.
Когда речь идет о национальном государстве, то оно не сводится к доминированию одной этнической группы в обществе, а, напротив, отражает определенный уровень развития, «эмансипации» государства к гражданско-правовому состоянию. Национальное самоопределение Беларуси связано с государственным становлением белорусского народа. “Национальный характер должен достигнуть самосознания политического суверена. Национальное бытие укрепляется государственным духом” . Народ Беларуси, обретя государственность, завершил консолидацию в единую нацию. Поэтому учредителями государства, носителями его суверенитета и единственным источником образования государственной власти являются все граждане Республики Беларусь.
Становление белорусского
государства в значительной степени
было связано с гражданско-
Б. Цилевич, политолог, депутат Сейма Латвийской республики от Партии народного согласия пишет: «Национальное государство – это любое государство, которое имеет границы и имеет общность граждан. Это уже национальное государство, это не этническое государство. Но, к сожалению, и на уровне массового сознания, на уровне специалистов и авторов политической сцены понятие национального государства как государства, в первую очередь, этнического очень широко распространено, с этим постоянно приходится сталкиваться».
Итак, объединительным
принципом суверенных государств является
единство культурно-исторической судьбы,
объединяющая общегражданская идея
(единые социально-культурные ценности
для достижения гражданского согласия)
и осознание элитами национальн
Издревле общество вырабатывало идеальные модели поведения людей, взаимодействия власти и социума. Государство же следило за уровнем духовного самочувствия общества, поддерживало его членов оптимистичными целевыми установками и идеалами. Переходные, трансформационные общества нуждаются в объединяющей идее. Ее можно называть по-разному – общенациональной, общегражданской, интегративной. Общенациональная интегративная идея должна быть возвышенной, благородной, устремлять к идеалу, основываясь на жизненных потребностях человека. Она не должна быть ни враждебной другим государствам, ни мессианской. Она объединяет людей не только по общности этнического происхождения и языку, но и по культуре, самоидентификации, а также по гражданству как неразрывной связи человека либо группы со своим государством.
В плюралистическом
демократическом обществе при
существовании множества
Российский политолог А.А. Дегтярев выделяет идеологическую функцию государства: «Идеологическая функция государства сохраняет свое немалое значение для любого государства. При этом в отдельных случаях официальная идеология вырабатывается в рамках государственных структур, а в других – государство воспринимает и поддерживает в качестве официальной идеологии концепции, выработанные вне его структур. Примером второго случая являются различные религии, как, например, буддизм для ряда стран Востока, христианство для Руси,… официальная идеология в социалистических странах, доктрина «национальной безопасности» в США в ХХ веке. Государство может в некоторых случаях более или менее терпимо относиться к неофициальным идеологиям, а в других – беспощадно подавлять их» .
Плюрализм мнений и наличие общегосударственной объединительной идеи не противостоят друг другу. Должно быть единство по поводу базовых целей и ценностей, того, к чему стремится общество. Отсутствие консенсуса по поводу базовых целей и ценностей общественного развития, раскол общественного мнения (наличие диаметрально противоположных взглядов по наиболее актуальным политическим вопросам у значительной части населения примерно в равных частях) представляют угрозу стабильности государства. В развитых консолидированных демократиях такой консенсус достигнут. Свидетельством тому служит механизм преемственности и политической ответственности, когда при смене власти на очередных выборах не происходит социальных потрясений. Власть имеет легитимный характер, существует доверие не только персонально политическим лидерам, но и политическим институтам.
В основании белорусской общенациональной идеи – национальные интересы как система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан.
Национальные интересы – базовое понятие в политике. Сам термин «национальные интересы» возник в американской политической науке, в частности, в работах Ганса Моргентау. В американской политологии национальные интересы рассматриваются сквозь призму «интересов», «целей», «государственной мощи», «угроз», «ценностей». В политический оборот термин национальные интересы введен президентом Т. Рузвельтом
(в послании Конгрессу
1904 г.). Окончательно понятие «
Выделяют несколько типов национальных интересов: 1. Главные и второстепенные. 2. Краткосрочные и долгосрочные интересы. Различают также две формы национально-государственных интересов: а) мессианская форма; б) национально-государственные интересы как приоритетная форма интересов ведущих политических и экономических элит .
Национальные интересы – это фундамент, стержень всего общественного здания, государственного устройства. Они являются социальными по своей природе и государственными по предназначению. Национальные интересы – это осознание и выражение потребностей народа. Национальные интересы связаны с условиями жизни людей, их потребностями. Политики этим потребностям придают форму целей. Национальные интересы рассматриваются в нескольких плоскостях, в первую очередь, выделяют политические и экономические интересы государства.
Национальные интересы тесно связаны с национальной безопасностью. Белорусский ученый С.Н. Князев пишет: «Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». «Центральным вопросом государственного управления является определение целей государства, достижение которых призвано обеспечивать все структуры государственного аппарата. В настоящее время в обществе уже сложилось единое представление о главной цели развития государства – обеспечении национальной безопасности, хотя конкретизация и разукрупнение этой цели остается вопросом дискуссионным. С этим, в частности, связан тот факт, что на уровне законодательной власти еще не приняты основополагающие законы и другие стратегические документы (доктрины, концепции), конкретизирующие цели национальной безопасности и предусматривающие реализацию механизма достижения этих целей» .
Национальная безопасность – это способ контролировать те внутренние и внешние условия, которые в соответствии в общественным мнением данного государства являются необходимыми для обеспечения самоопределения и автономии, процветания и благосостояния.
Итак, важнейшим компонентом
и национальной безопасности, и
национальных интересов
Процесс осознания национальных интересов – сложная эволюция и правящих элит, и всего общества. На настоящей стадии развития Беларуси он обретает четко выраженные черты. Наши соседи – страны Балтии и Польша – свой выбор сделали с пользу западных ценностей через вхождение в ЕС. В Украине конституционно закреплена стратегическая долгосрочная цель вхождения в ЕС. Беларусь избрала путь построения союзного с Россией государства при признании необходимости многовекторной внешней политики.
Базовые национально-государственные интересы Беларуси – сохранение и укрепление независимости и суверенитета нашей страны, ее территориальной целостности; интересы обеспечения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных отношениях.
Экономические интересы: поддержание обеспеченности экономики страны энергетическими и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособность производства, сохранение рабочих мест, стабильность денежной единицы, экологическое равновесие. Профессор Князев С.Н. отмечает, что «экономическая безопасность – это совокупность условий и факторов, обеспечивающих экономическую независимость национальной экономики, стабильность и устойчивость ее экономического роста, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию» .
Итак, крайне важно правильно избрать ориентиры и приоритеты развития государства в постоянно меняющихся условиях, отражающие уникальность, неповторимость белорусского опыта, нашей истории. Так, известный политолог А. Панарин, воодушевленный работой А. Тойнби «Постижение истории», пишет: «Народ, лишенный внутренней инициативы, быстро вырождается в люмпенов мировой цивилизации, ждущих подачек со стороны». Сам же А. Тойнби писал, что недостаток подражания (мимесиса) в том, что он предлагает механический ответ, заимствованный из чужого опыта, но не предполагает собственной внутренней инициативы. «Как отдельному человеку, так и целому народу нельзя овладеть наследием, не произведя творческой его реинтерпретации, не подтвердив право на него подвигом собственного созидания» . Таким образом, основой вопрос в выработке стратегии развития Беларуси (государственной идеи Беларуси) состоит также в том, чтобы обогатить мировую цивилизацию самобытным опытом и творчеством.
Как известно, Граф Уваров выдвинул
формулу русской
В 1998 г. состоялось совещание обществоведов по проблемам государственной идеологии и национальной объединительной идеи. Была предложена такая формула: патриотизм, христианские традиции, эффективная государственность, социальная справедливость и социальное единство. Советская Белоруссия. 26 ноября 1998 г.
Поиску базовых принципов и объединяющих начал белорусской государственности посвящен сборник «Грамадскія ідэалы: нацыянальныя традыцыі, сучасны стан, погляд у будучыню», изданный по результатам научной конференции от 26-27 ноября 1998 г. под редакцией М. Крюковского и Л. Владыковской-Канапляник [2]. В 1999 г. Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента выпущен сборник «Национальная идея и национальные интересы Республики Беларусь» по результатам международной научно-практической конференции 19 ноября 1998 г. В сборнике предложены следующие идеи: порядок, законность, справедливость, национальное возрождение [7,с.18-19]. «Стержневые идеи белорусской национальной идеологии: самобытность Беларуси в развивающемся мире; определяющая роль жизненных интересов и традиций граждан Беларуси; последовательное восхождение к верховенству закона, благополучию людей и процветанию государства; справедливость, патриотизм, законность, правопорядок; высшая общественная ценность – человек как созидатель и творец процветающего государства . С точки зрения Е.В. Матусевича, основными компонентами идеологии белорусской государственности являются: социальная справедливость, народовластие, патриотизм, духовные ценности, идея развития национального достоинства, конституционного порядка и законности .
Политолог М.А. Ермолицкий предлагает следующую формулу белорусской государственности: суверенитет и эффективность. Беларусь – это молодое государство с древними традициями (элементы государственности оно имело в лице Полоцкого и Туровского княжеств, Великого княжества Литовского, БССР). Беларусь – это свободное, образованное и открытое государство, основанное на принципах социальной справедливости. Важнейшая ценность белорусской государственности – это суверенитет и эффективность. Государство должно быть эффективным .
Как видим, интеграционная объединительная идея выстраивается на основе осознания национальных интересов. Национальные интересы тесно связаны с национальной безопасностью. Национально-государственная идеология – это комплекс базовых принципов, установок, определяющих стратегический выбор путей развития государства на основе общественного выбора и достижения консенсуса по поводу базовых принципов и целей развития. Таковыми базовыми принципами для Республики Беларусь являются суверенитет и эффективное государственное управление, национальное достоинство и возрождение, гражданственность, солидарность и справедливость, конституционный порядок и законность. Идейно-политические установки в данной модели тесно связаны с эффективностью функционирования государственных институтов и учреждений, что, в свою очередь, отражает принцип обратной связи между государственными мужами и народом. Эффективная государственность – это экономико-правовая действенность системы органов власти по безусловному и полному выполнению конституционных функций и полномочий.
Информация о работе Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства