Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:37, реферат

Описание работы

Весьма важным моментом понимания сущности политической системы общества является уяснение двух базовых понятий – национальная (объединительная, интегративная) идея и национальные интересы государства. В последние годы в официальный лексикон все прочней стало входить слово «национальный»: Доктрина национальной безопасности, национальные интересы Республики Беларусь, Общенациональное телевидение и т.д. Данное словоупотребление свидетельствует о существенном лексическом и, безусловно, мировоззренческом сдвиге в понимании терминов «нация», «национальный». В понимании нации, закрепленном ООН, «национальный» означает «государственный», причем государство в данном контексте – это не просто совокупность управленческих и принудительных институтов и учреждений, а политически организованная совокупность граждан, согражданство

Файлы: 1 файл

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  Здравоохранения Республики Беларусь

Гродненский Государственный  Медицинский Университет

 

 

 

 

 

 

Реферат

По курсу  «Основы идеологий»

На тему: « Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства»

 

 

 

 

 

 

 

Составила:                                   студентка: 1 курса, ПФ, 2 группы

                                                                             Брагинец Д.Н.                                                                         

                                       научный руководитель Гресь С.М.                                                         

 

 

 

 

  

                                        Гродно 2013

Весьма важным моментом понимания сущности политической системы общества является уяснение двух базовых понятий – национальная (объединительная, интегративная) идея и национальные интересы государства. В последние годы в официальный лексикон все прочней стало входить слово «национальный»: Доктрина национальной безопасности, национальные интересы Республики Беларусь, Общенациональное телевидение и т.д. Данное словоупотребление свидетельствует о существенном лексическом и, безусловно, мировоззренческом сдвиге в понимании терминов «нация», «национальный». В понимании нации, закрепленном ООН, «национальный» означает «государственный», причем государство в данном контексте – это не просто совокупность управленческих и принудительных институтов и учреждений, а политически организованная совокупность граждан, согражданство. Так, английский ученый Э.Баркер писал, что нация – не физический факт одной крови, но психический факт одной традиции.

Когда речь идет о национальном государстве, то оно  не сводится к доминированию одной  этнической группы в обществе, а, напротив, отражает определенный уровень развития, «эмансипации» государства к гражданско-правовому состоянию. Национальное самоопределение Беларуси связано с государственным становлением белорусского народа. “Национальный характер должен достигнуть самосознания политического суверена. Национальное бытие укрепляется государственным духом” . Народ Беларуси, обретя государственность, завершил консолидацию в единую нацию. Поэтому учредителями государства, носителями его суверенитета и единственным источником образования государственной власти являются все граждане Республики Беларусь.

Становление белорусского государства в значительной степени  было связано с гражданско-правовыми  и политическими отношениями, а  не только с этническими. В нашем  государстве самоидентификация  происходит по единству культурно-исторической судьбы.

Б. Цилевич, политолог, депутат Сейма Латвийской республики от Партии народного согласия пишет: «Национальное государство –  это любое государство, которое  имеет границы и имеет общность граждан. Это уже национальное государство, это не этническое государство. Но, к сожалению, и на уровне массового сознания, на уровне специалистов и авторов политической сцены понятие национального государства как государства, в первую очередь, этнического очень широко распространено, с этим постоянно приходится сталкиваться».

Итак, объединительным  принципом суверенных государств является единство культурно-исторической судьбы, объединяющая общегражданская идея (единые социально-культурные ценности для достижения гражданского согласия) и осознание элитами национально-государственных интересов.

Издревле общество вырабатывало идеальные модели поведения  людей, взаимодействия власти и социума. Государство же следило за уровнем  духовного самочувствия общества, поддерживало его членов оптимистичными целевыми установками и идеалами. Переходные, трансформационные общества нуждаются в объединяющей идее. Ее можно называть по-разному – общенациональной, общегражданской, интегративной. Общенациональная интегративная идея должна быть возвышенной, благородной, устремлять к идеалу, основываясь на жизненных потребностях человека. Она не должна быть ни враждебной другим государствам, ни мессианской. Она объединяет людей не только по общности этнического происхождения и языку, но и по культуре, самоидентификации, а также по гражданству как неразрывной связи человека либо группы со своим государством.

 В плюралистическом  демократическом обществе при  существовании множества идеологий  различных политических сил (партий, групп интереса) должна существовать  сфера базовых ценностей, вокруг которых формируется согласие большинства членов общества, осуществляется общественный выбор путей и перспектив общественного развития.

Российский  политолог А.А. Дегтярев выделяет идеологическую функцию государства: «Идеологическая  функция государства сохраняет свое немалое значение для любого государства. При этом в отдельных случаях официальная идеология вырабатывается в рамках государственных структур, а в других – государство воспринимает и поддерживает в качестве официальной идеологии концепции, выработанные вне его структур. Примером второго случая являются различные религии, как, например, буддизм для ряда стран Востока, христианство для Руси,… официальная идеология в социалистических странах, доктрина «национальной безопасности» в США в ХХ веке. Государство может в некоторых случаях более или менее терпимо относиться к неофициальным идеологиям, а в других – беспощадно подавлять их» .

Плюрализм мнений и наличие общегосударственной  объединительной идеи не противостоят друг другу. Должно быть единство по поводу базовых целей и ценностей, того, к чему стремится общество. Отсутствие консенсуса по поводу базовых целей и ценностей общественного развития, раскол общественного мнения (наличие диаметрально противоположных взглядов по наиболее актуальным политическим вопросам у значительной части населения примерно в равных частях) представляют угрозу стабильности государства. В развитых консолидированных демократиях такой консенсус достигнут. Свидетельством тому служит механизм преемственности и политической ответственности, когда при смене власти на очередных выборах не происходит социальных потрясений. Власть имеет легитимный характер, существует доверие не только персонально политическим лидерам, но и политическим институтам.

В основании  белорусской общенациональной идеи – национальные интересы как система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан.

Национальные  интересы – базовое понятие в  политике. Сам термин «национальные  интересы» возник в американской политической науке, в частности, в работах Ганса Моргентау. В американской политологии национальные интересы рассматриваются сквозь призму «интересов», «целей», «государственной мощи», «угроз», «ценностей». В политический оборот термин национальные интересы введен президентом Т. Рузвельтом

(в послании Конгрессу  1904 г.). Окончательно понятие «национальный  интерес» утвердилось после принятия  закона о Национальной безопасности  США в 1947 г. 

Выделяют несколько типов  национальных интересов: 1. Главные  и второстепенные. 2. Краткосрочные и долгосрочные интересы. Различают также две формы национально-государственных интересов: а) мессианская форма; б) национально-государственные интересы как приоритетная форма интересов ведущих политических и экономических элит .

Национальные интересы – это фундамент, стержень всего общественного здания, государственного устройства. Они являются социальными по своей природе и государственными по предназначению. Национальные интересы – это осознание и выражение потребностей народа. Национальные интересы связаны с условиями жизни людей, их потребностями. Политики этим потребностям придают форму целей. Национальные интересы рассматриваются в нескольких плоскостях, в первую очередь, выделяют политические и экономические интересы государства.

Национальные интересы тесно  связаны с национальной безопасностью. Белорусский ученый С.Н. Князев пишет: «Национальная безопасность – состояние  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз». «Центральным вопросом государственного управления является определение целей государства, достижение которых призвано обеспечивать все структуры государственного аппарата. В настоящее время в обществе уже сложилось единое представление о главной цели развития государства – обеспечении национальной безопасности, хотя конкретизация и разукрупнение этой цели остается вопросом дискуссионным. С этим, в частности, связан тот факт, что на уровне законодательной власти еще не приняты основополагающие законы и другие стратегические документы (доктрины, концепции), конкретизирующие цели национальной безопасности и предусматривающие реализацию механизма достижения этих целей» .

Национальная безопасность – это способ контролировать те внутренние и внешние условия, которые  в соответствии в общественным мнением данного государства являются необходимыми для обеспечения самоопределения и автономии, процветания и благосостояния.

 Итак, важнейшим компонентом  и национальной безопасности, и  национальных интересов является  характеристика состояния самого общества. Национально-государственные интересы проходят эволюцию вместе с изменением социальных отношений, состоянием общества, ролью страны на международной арене, динамикой геополитической ситуации. Внутренняя и внешняя политика любого государства многовариантна, во многом имеет ситуативный характер. Вместе с тем, сохраняется ядро неизменных интересов, таких, как суверенитет, территориальная целостность, стабильность, безопасность, обеспечение достойного уровня жизни, благоприятная экологическая среда.

Процесс осознания национальных интересов – сложная эволюция и правящих элит, и всего общества. На настоящей стадии развития Беларуси он обретает четко выраженные черты. Наши соседи – страны Балтии и Польша – свой выбор сделали с пользу западных ценностей через вхождение в ЕС. В Украине конституционно закреплена стратегическая долгосрочная цель вхождения в ЕС. Беларусь избрала путь построения союзного с Россией государства при признании необходимости многовекторной внешней политики.

Базовые национально-государственные интересы Беларуси – сохранение и укрепление независимости и суверенитета нашей страны, ее территориальной целостности; интересы обеспечения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных отношениях.

Экономические интересы: поддержание  обеспеченности экономики страны энергетическими  и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособность  производства, сохранение рабочих мест, стабильность денежной единицы, экологическое равновесие. Профессор Князев С.Н. отмечает, что «экономическая безопасность – это совокупность условий и факторов, обеспечивающих экономическую независимость национальной экономики, стабильность и устойчивость ее экономического роста, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию» .

Итак, крайне важно правильно  избрать ориентиры и приоритеты развития государства в постоянно  меняющихся условиях, отражающие уникальность, неповторимость белорусского опыта, нашей истории. Так, известный политолог А. Панарин, воодушевленный работой А. Тойнби «Постижение истории», пишет: «Народ, лишенный внутренней инициативы, быстро вырождается в люмпенов мировой цивилизации, ждущих подачек со стороны». Сам же А. Тойнби писал, что недостаток подражания (мимесиса) в том, что он предлагает механический ответ, заимствованный из чужого опыта, но не предполагает собственной внутренней инициативы. «Как отдельному человеку, так и целому народу нельзя овладеть наследием, не произведя творческой его реинтерпретации, не подтвердив право на него подвигом собственного созидания» . Таким образом, основой вопрос в выработке стратегии развития Беларуси (государственной идеи Беларуси) состоит также в том, чтобы обогатить мировую цивилизацию самобытным опытом и творчеством.

Как известно, Граф Уваров выдвинул формулу русской объединительной  идеи: православие, самодержавие народность. Какие же формулы, лежащие в основе идеологии белорусского государства, выдвинуты нашими учеными?

В 1998 г. состоялось совещание  обществоведов по проблемам государственной  идеологии и национальной объединительной  идеи. Была предложена такая формула: патриотизм, христианские традиции, эффективная  государственность, социальная справедливость и социальное единство. Советская Белоруссия. 26 ноября 1998 г.

Поиску базовых принципов  и объединяющих начал белорусской  государственности посвящен сборник  «Грамадскія ідэалы: нацыянальныя традыцыі, сучасны стан, погляд у будучыню», изданный по результатам научной конференции от 26-27 ноября 1998 г. под редакцией М. Крюковского и Л. Владыковской-Канапляник [2]. В 1999 г. Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента выпущен сборник «Национальная идея и национальные интересы Республики Беларусь» по результатам международной научно-практической конференции 19 ноября 1998 г. В сборнике предложены следующие идеи: порядок, законность, справедливость, национальное возрождение [7,с.18-19]. «Стержневые идеи белорусской национальной идеологии: самобытность Беларуси в развивающемся мире; определяющая роль жизненных интересов и традиций граждан Беларуси; последовательное восхождение к верховенству закона, благополучию людей и процветанию государства; справедливость, патриотизм, законность, правопорядок; высшая общественная ценность – человек как созидатель и творец процветающего государства . С точки зрения Е.В. Матусевича, основными компонентами идеологии белорусской государственности являются: социальная справедливость, народовластие, патриотизм, духовные ценности, идея развития национального достоинства, конституционного порядка и законности .

Политолог М.А. Ермолицкий предлагает следующую формулу  белорусской государственности: суверенитет  и эффективность. Беларусь – это  молодое государство с древними традициями (элементы государственности оно имело в лице Полоцкого и Туровского княжеств, Великого княжества Литовского, БССР). Беларусь – это свободное, образованное и открытое государство, основанное на принципах социальной справедливости. Важнейшая ценность белорусской государственности – это суверенитет и эффективность. Государство должно быть эффективным .

Как видим, интеграционная объединительная идея выстраивается  на основе осознания национальных интересов. Национальные интересы тесно связаны с национальной безопасностью. Национально-государственная идеология – это комплекс базовых принципов, установок, определяющих стратегический выбор путей развития государства на основе общественного выбора и достижения консенсуса по поводу базовых принципов и целей развития. Таковыми базовыми принципами для Республики Беларусь являются суверенитет и эффективное государственное управление, национальное достоинство и возрождение, гражданственность, солидарность и справедливость, конституционный порядок и законность. Идейно-политические установки в данной модели тесно связаны с эффективностью функционирования государственных институтов и учреждений, что, в свою очередь, отражает принцип обратной связи между государственными мужами и народом. Эффективная государственность – это экономико-правовая действенность системы органов власти по безусловному и полному выполнению конституционных функций и полномочий.

Информация о работе Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства