Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 10:21, реферат
Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.
17. Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков [и др.]; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: КНОРУС, 2006.
Приложение
Структура распределения доходов и расходов в консолидированном бюджете (в процентах к общему объему доходов)[5]
Таблица №1
Январь |
Январь- Февраль |
Январь-Март |
Январь-Апрель |
Январь-Май |
Январь-Июнь |
Январь-Июль |
Январь-Август |
Январь-Сентябрь |
Январь-Октябрь |
Январь-Ноябрь |
Январь-Декабрь | |||||||||||||
Доходы |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 | ||||||||||||
Из них: | ||||||||||||||||||||||||
Налог на прибыль организаций | ||||||||||||||||||||||||
2002 |
11,4 |
12,1 |
13,0 |
15,3 |
15,2 |
14,5 |
14,4 |
14,0 |
13,5 |
13,9 |
13,6 |
13,2 | ||||||||||||
2003 |
10,1 |
9,2 |
11,9 |
13,6 |
13,1 |
12,7 |
13,3 |
12,8 |
12,6 |
13,1 |
12,7 |
12,7 | ||||||||||||
2004 |
9,4 |
8,0 |
13,5 |
16,6 |
15,9 |
15,8 |
16,2 |
16,0 |
15,8 |
15,9 |
16,1 |
16,0 | ||||||||||||
2005 |
- |
18,3 |
20,8 |
20,6 |
20,0 |
19,3 |
18,6 |
18,5 |
17,9 |
18,0 |
18,0 |
17,5 | ||||||||||||
2006 |
- |
9,1 |
16,7 |
14,7 |
18,0 |
14,1 |
||||||||||||||||||
Налог на доходы физических лиц | ||||||||||||||||||||||||
2002 |
8,5 |
9,3 |
9,5 |
9,4 |
9,2 |
9,5 |
9,7 |
9,8 |
9,8 |
9,7 |
9,8 |
10,2 | ||||||||||||
2003 |
9,9 |
10,6 |
10,3 |
10,0 |
9,9 |
10,2 |
10,4 |
10,5 |
10,6 |
10,5 |
10,6 |
11,0 | ||||||||||||
2004 |
10,6 |
11,7 |
11,2 |
10,5 |
10,4 |
10,4 |
10,6 |
10,5 |
10,4 |
10,3 |
10,2 |
10,6 | ||||||||||||
2005 |
- |
7,3 |
7,8 |
8,1 |
8,4 |
8,7 |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
8,9 |
8,9 |
9,3 | ||||||||||||
2006 |
- |
9,3 |
8,9 |
9,1 |
8,9 |
7,4 |
||||||||||||||||||
Единый социальный налог | ||||||||||||||||||||||||
2004 |
7,5 |
9,3 |
9,2 |
8,8 |
8,8 |
8,8 |
8,6 |
8,5 |
8,4 |
8,2 |
8,0 |
8,2 | ||||||||||||
2005 |
- |
3,6 |
3,6 |
3,5 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,5 |
3,5 |
3,5 | ||||||||||||
2006 |
- |
3,2 |
3,2 |
3,3 |
3,2 |
4,5 |
||||||||||||||||||
Налог на добавленную стоимость | ||||||||||||||||||||||||
2002 |
21,0 |
20,6 |
21,7 |
20,5 |
20,8 |
21,3 |
21,2 |
21,4 |
21,9 |
21,6 |
21,7 |
21,4 | ||||||||||||
2003 |
27,2 |
24,6 |
22,9 |
21,6 |
21,3 |
21,6 |
21,3 |
21,5 |
21,7 |
21,5 |
21,6 |
21,3 | ||||||||||||
2004 |
26,5 |
23,4 |
20,7 |
19,3 |
19,9 |
19,5 |
19,8 |
19,8 |
19,9 |
19,9 |
19,9 |
19,7 | ||||||||||||
2005 |
- |
26,5 |
25,5 |
23,7 |
23,0 |
22,1 |
21,6 |
21,1 |
20,7 |
10,3 |
14,0 |
13,5 | ||||||||||||
2006 |
- |
22,9 |
19,2 |
18,8 |
17,1 |
13,3 |
||||||||||||||||||
Акцизы | ||||||||||||||||||||||||
2002 |
8,8 |
9,9 |
9,3 |
8,5 |
8,2 |
8,4 |
8,0 |
7,8 |
7,8 |
7,6 |
7,5 |
7,5 | ||||||||||||
2003 |
10,8 |
10,9 |
10,6 |
9,4 |
9,1 |
9,1 |
8,9 |
8,7 |
8,5 |
8,5 |
8,3 |
8,3 | ||||||||||||
2004 |
10,2 |
8,9 |
7,4 |
6,1 |
5,7 |
5,3 |
5,0 |
4,9 |
4,9 |
4,7 |
4,6 |
4,5 | ||||||||||||
2005 |
- |
4,0 |
4,0 |
3,8 |
3,7 |
3,4 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,4 |
3,4 |
3,3 | ||||||||||||
2006 |
- |
3,3 |
3,0 |
3,0 |
2,8 |
2,3 |
||||||||||||||||||
Налоги на имущество | ||||||||||||||||||||||||
2004 |
0,4 |
0,7 |
1,4 |
3,3 |
3,5 |
3,0 |
3,0 |
3,2 |
2,9 |
2,8 |
3,0 |
2,7 | ||||||||||||
2005 |
- |
1,0 |
2,0 |
2,9 |
3,3 |
3,0 |
3,2 |
3,4 |
3,3 |
3,4 |
3,5 |
3,3 | ||||||||||||
2006 |
- |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
3,5 |
2,5 |
||||||||||||||||||
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | ||||||||||||||||||||||||
2004 |
9,8 |
11,5 |
10,6 |
9,9 |
10,0 |
10,2 |
10,1 |
10,1 |
10,6 |
10,7 |
10,8 |
10,7 | ||||||||||||
2005 |
- |
8,0 |
10,0 |
10,6 |
11,0 |
11,1 |
11,4 |
11,7 |
12,1 |
12,3 |
12,3 |
12,2 | ||||||||||||
2006 |
- |
16,5 |
13,8 |
13,8 |
13,4 |
10,8 |
||||||||||||||||||
|
продолжение табл. №1
Доходы от внешнеэкономической деятельности | ||||||||||||
2002 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
2,0 |
1,9 |
1,9 |
2003 |
1,1 |
1,7 |
1,5 |
1,3 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
2004 |
1,0 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
2005 |
- |
17,8 |
17,6 |
17,8 |
18,5 |
19,3 |
19,6 |
20,1 |
20,7 |
20,9 |
21,5 |
22,2 |
2006 |
- |
27,0 |
25,1 |
25,5 |
24,7 |
19,9 |
||||||
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | ||||||||||||
2002 |
5,4 |
4,5 |
4,2 |
4,0 |
3,9 |
4,0 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,5 |
2003 |
7,2 |
5,2 |
5,0 |
4,9 |
6,4 |
6,2 |
6,0 |
5,8 |
5,9 |
5,8 |
5,7 |
5,8 |
2004 |
4,8 |
4,3 |
4,8 |
5,0 |
4,9 |
6,3 |
6,1 |
6,1 |
6,0 |
6,1 |
5,9 |
6,1 |
2005 |
- |
1,9 |
2,2 |
2,4 |
2,4 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
3,1 |
3,0 |
3,1 |
2006 |
- |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
2,3 |
2,9 |
||||||
------------------------------ | ||||||||||||
Расходы |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Из них на: | ||||||||||||
Общегосударственные вопросы | ||||||||||||
2005 |
- |
14,0 |
14,5 |
13,3 |
12,5 |
13,0 |
12,6 |
13,3 |
13,0 |
12,2 |
12,2 |
12,6 |
2006 |
- |
11,7 |
12,5 |
11,4 |
11,2 |
8,6 |
||||||
из них на обслуживание государственного и муниципального долга | ||||||||||||
2002 |
11,4 |
14,8 |
13,6 |
9,6 |
9,1 |
8,6 |
8,2 |
8,8 |
8,9 |
7,9 |
7,2 |
7,0 |
2003 |
8,6 |
11,9 |
11,3 |
8,6 |
7,8 |
7,3 |
6,9 |
7,5 |
7,6 |
7,1 |
6,6 |
6,1 |
2004 |
6,1 |
9,7 |
9,3 |
6,8 |
6,1 |
5,9 |
5,6 |
6,2 |
6,3 |
5,8 |
5,3 |
4,9 |
2005 |
- |
10,1 |
11,1 |
10,6 |
10,5 |
10,0 |
10,1 |
9,8 |
9,1 |
9,2 |
9,3 |
9,8 |
2006 |
- |
5,2 |
4,9 |
3,8 |
3,3 |
2,4 |
||||||
Национальную оборону | ||||||||||||
2002 |
5,7 |
6,4 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
8,6 |
8,7 |
8,6 |
8,5 |
8,3 |
8,5 |
8,7 |
2003 |
7,4 |
8,4 |
9,4 |
9,4 |
9,3 |
9,1 |
9,0 |
8,9 |
8,9 |
8,9 |
8,9 |
9,0 |
2004 |
9,5 |
9,7 |
10,0 |
10,7 |
10,2 |
9,6 |
9,6 |
9,3 |
9,3 |
9,3 |
9,3 |
9,2 |
2005 |
- |
10,1 |
11,1 |
10,6 |
10,5 |
10,0 |
10,1 |
9,8 |
9,1 |
9,2 |
9,3 |
9,8 |
2006 |
- |
9,4 |
10,9 |
10,7 |
10,7 |
7,8 |
||||||
Национальную безопасность и правоохранительную деятельность | ||||||||||||
2005 |
- |
9,7 |
9,9 |
9,8 |
9,7 |
9,8 |
9,8 |
9,6 |
9,3 |
9,6 |
9,9 |
9,8 |
2006 |
- |
11,6 |
10,8 |
10,5 |
10,3 |
7,7 |
||||||
Национальную экономику | ||||||||||||
2005 |
- |
8,2 |
10,1 |
10,8 |
10,7 |
11,1 |
11,2 |
11,4 |
11,3 |
11,7 |
12,0 |
12,8 |
2006 |
- |
7,1 |
8,7 |
9,4 |
10,3 |
8,1 |
||||||
Жилищно-коммунальное хозяйство | ||||||||||||
2004 |
7,7 |
6,7 |
6,3 |
6,2 |
6,4 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
6,3 |
6,2 |
6,2 |
2005 |
- |
6,3 |
6,7 |
6,6 |
6,8 |
7,2 |
7,1 |
7,4 |
7,3 |
7,5 |
7,6 |
7,9 |
2006 |
- |
5,4 |
6,1 |
6,2 |
6,4 |
5,1 |
||||||
Социально-культурные мероприятия | ||||||||||||
2002 |
48,2 |
45,3 |
43,0 |
43,8 |
42,8 |
42,6 |
42,2 |
41,2 |
40,7 |
41,1 |
41,2 |
40,3 |
2003 |
31,3 |
29,0 |
28,8 |
29,8 |
29,9 |
30,7 |
30,3 |
29,5 |
29,2 |
29,4 |
29,7 |
29,7 |
2004 |
35,7 |
32,9 |
31,6 |
32,2 |
32,2 |
32,9 |
32,5 |
31,7 |
31,4 |
31,5 |
31,6 |
31,4 |
2005 |
- |
30,8 |
33,5 |
33,5 |
33,7 |
35,5 |
34,8 |
33,9 |
32,3 |
33,8 |
33,8 |
|
2006 |
- |
31,8 |
33,8 |
33,6 |
34,4 |
51,4 |
Объем и структура государственного внутреннего долга в 2000 – 2006 гг. (в млн. руб.)[6]
Таблица № 2
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. | |
ВСЕГО |
576232,7 |
557417,1 |
533514,0 |
679914,4 |
681555,8 |
778303,1 |
995840,0 |
Целевой заем 1990 года |
3206,8 |
2618,6 |
3776,3 |
3009,2 |
2984,9 |
3208,6 |
3053,9 |
Целевые вклады и чеки на автомобили |
2376,3 |
2110,6 |
2938,7 |
2447,3 |
20055,8 |
1962,5 |
639,3 |
Государственный
внутренний заем |
79,2 |
10,0 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
Государственный внутренний заем 1992г. |
139,0 |
176,5 |
210,7 |
77,2 |
40,3 |
32,9 |
- |
Казначейские обязательства |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
- |
- |
Задолженность по
АПК, |
3360,0 |
12240,0 |
1680,0 |
1120,0 |
560,0 |
- |
- |
Государственные
краткосрочные |
7433,2 |
3051,1 |
19,541,5 |
18815,2 |
2722,5 |
244,0 |
- |
Задолженность по
централизованным |
20878,1 |
15556,8 |
12559,4 |
8990,6 |
5997,9 |
3007,4 |
- |
Государственные гарантии |
819,5 |
1023,0 |
16,8 |
8616,4 |
5575,6 |
12926,8 |
- |
Задолженность предприятий
текстильной |
- |
350,0 |
280,0 |
210,0 |
140,0 |
70,0 |
- |
Задолженность по
финансированию |
1750,2 |
1263,7 |
1020,4 |
777,1 |
533,8 |
290,6 |
47,3 |
Облигации федеральных
займов с |
42,6 |
24106,0 |
24100,8 |
24100,8 |
24100,8 |
1295,0 |
48848,0 |
Государственный
сберегательный заем I |
4878,5 |
3000,0 |
124,7 |
106,6 |
100,0 |
203,5 |
- |
Государственный
внутренний целевой заем |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Облигации федеральных
займов с |
402213,2 |
359211,3 |
307820,6 |
350741,5 |
50476,3 |
43307 |
- |
Облигации государственных
нерыночных |
2690,0 |
19498 |
20727,2 |
11500,0 |
11500,0 |
- |
- |
Задолженность по
централизованным |
82,1 |
70,4 |
58,6 |
35,2 |
23,5 |
11,7 |
- |
Авалированные векселя "Агропромбанку" |
354,4 |
354,4 |
114,6 |
- |
- |
- |
- |
Облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) |
112429,6 |
122766,8 |
138533,6 |
207069,9 |
199310,7 |
171224 |
235664,5 |
Государственные
сберегательные |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
85000,0 |
Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) |
- |
- |
- |
42286,9 |
375423,4 |
542235,1 |
546419,5 |
продолжение табл. №2
Таблица №3
Динамика структуры внешнего государственного долга Российской Федерации (в млрд. долл.)[7]
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Государственный внешний долг Российской обязательства бывшего
СССР, |
119,9 |
148,4 |
139,3 |
129,3 |
122,1 |
119,7 |
113,7 |
104,9 |
По кредитам правительств иностранных государств |
75,0 |
60,8 |
63,6 |
56,8 |
52,4 |
54,7 |
49,7 |
50,1 |
В том числе задолженность: | ||||||||
Кредиторам Парижского клуба |
- |
42,8 |
46,1 |
42,0 |
44,7 |
47,7 |
43,1 |
44,4 |
Кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба |
- |
3,7 |
3,7 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,3 |
2,9 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
- |
14,3 |
13,8 |
11,2 |
4,1 |
3,4 |
3,3 |
2,8 |
По кредитам иностранных
коммерческих банков |
39,5 |
35,0 |
5,9 |
6,0 |
3,4 |
3,8 |
2,9 |
0,0 |
По кредитам иностранных
коммерческих банков |
- |
29,0 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Коммерческая задолженность |
- |
6,0 |
5,9 |
6,0 |
3,4 |
3,8 |
2,9 |
- |
По кредитам международных
финансовых |
5,4 |
19,4 |
16,2 |
14,9 |
139 |
13,1 |
9,7 |
8,9 |
МВФ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3,5 |
2,2 |
МБРР |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5,7 |
5,6 |
ЕБРР, прочие |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,4 |
1,1 |
Государственные
ценные бумаги Российской |
- |
26,8 |
47,2 |
45,2 |
46,2 |
43,0 |
42,7 |
41,6 |
В том числе: | ||||||||
еврооблигационные займы |
- |
15,7 |
36,4 |
35,3 |
37,0 |
35,7 |
35,4 |
34,4 |
ОВГВЗ |
- |
11,1 |
10,8 |
9,9 |
9,2 |
7,3 |
7,3 |
7,2 |
По кредитам Центрального банка РФ |
- |
6,4 |
6,4 |
6,4 |
6,2 |
6,2 |
5,5 |
4,3 |
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг