Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:40, реферат
К пониманию бюрократии существует два основных подхода. Один из них связан с именем известного немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920 гг.), работы которого оставили заметный след в теории управления. В этом подходе термином "бюрократия" обозначается рационально организованная система управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в точном соответствии с законами и другими правилами. В другом подходе бюрократия оценивается негативно и рассматривается как крайне нежелательное общественное явление. И как всегда в таких случаях существует и некая третья позиция, когда в бюрократии усматривают явление, необходимое обществу, но имеющее свои нехорошие стороны. При этом пытаются иногда провести различие между "хорошими" и "нехорошими" сторонами данного явления на основе различения слов "бюрократия" и "бюрократизм": дескать, бюрократия - это хорошо, а вот бюрократизм - плохо. В такой, достаточно запутанной ситуации, анализ требует точной расстановки акцентов
Слово "бюрократия" (от франц. "bureau"
- стол, канцелярия и греч. "kratos" - власть)
буквально означает столоначальство,
власть канцелярии, конторы.
К пониманию бюрократии существует два
основных подхода. Один из них связан с
именем известного немецкого социолога
Макса Вебера (1864-1920 гг.), работы
которого оставили заметный след в теории
управления. В этом подходе термином "бюрократия"
обозначается рационально организованная
система управления, в которой дела решаются
компетентными служащими на должном профессиональном
уровне в точном соответствии с законами
и другими правилами. В другом подходе
бюрократия оценивается негативно и рассматривается
как крайне нежелательное общественное
явление. И как всегда в таких случаях
существует и некая третья позиция, когда
в бюрократии усматривают явление, необходимое
обществу, но имеющее свои нехорошие стороны.
При этом пытаются иногда провести различие
между "хорошими" и "нехорошими"
сторонами данного явления на основе различения
слов "бюрократия" и "бюрократизм":
дескать, бюрократия - это хорошо, а вот
бюрократизм - плохо. В такой, достаточно
запутанной ситуации, анализ требует точной
расстановки акцентов.
Что касается первого подхода, то можно,
конечно, словом "бюрократия" пользоваться
в том позитивном смысле, который ему придает
Макс Вебер, а для социальной аномалии,
на которую указывает слово "бюрократия"
в его негативном значении, подыскать
какой-нибудь другой термин. Однако такая
терминологическая операция ничего не
дает, поскольку не избавляет общество
от этого зла, а нас - от необходимости
его изучать и бороться с ним. Поэтому
речь пойдет о бюрократии именно как об
определенной социальной аномалии.
Наметим основные черты этого явления.
Во-первых, бюрократия - это явление общественное,
социальное, присущее только социуму (обществу).
Во-вторых, бюрократия, как и демократия,
- это явление, неразрывно связанное с
таким социальным явлением, как власть.
Не случайно в составе обоих слов содержится
указание на власть. Бюрократия и демократия
- это два различных, а точнее - противоположных,
способа организации власти в социальном
коллективе.
В-третьих, бюрократия, как и демократия,
может касаться не только власти государственной,
но и власти в любой общественной организации
(например, в партии). Однако
бюрократия, в отличие от демократии, может
иметь место только в том случае, когда
субъект власти и ее объект разделены,
отчуждены друг от друга (что как раз и характерно
для государственной власти). В этой
разделенности субъекта и объекта власти
и состоит объективная основа бюрократии,
постоянно таящая в себе ее ростки. В этой
связи отечественный исследователь бюрократии
В.П. Макаренко правильно характеризует
бюрократизм государства как "материализацию
политического отчуждения".
Полностью искоренить бюрократию (как в рамках конкретной
властно-управленческой системы, так и
в масштабе общества) можно, только
лишив ее названной объективной основы
путем перехода на принципиально иной
способ управления, а именно - на самоуправление,
которое предполагает совпадение (полное или частичное)
субъекта и объекта власти. Так, человек
на социальном уровне зачастую выступает
как объект управления, а на уровне физиологическом,
как целостный живой организм, он представляет
собой самоуправляемую систему, которая
не может "обюрократиться": человек
не может стать бюрократом по отношению
к самому себе. Не было бюрократии и в догосударственных
формах организации власти, которые представляли
собой первобытное, естественное самоуправление.
Самоуправление - это апофеоз демократии,
ее наиболее полное воплощение. Поэтому
демократия и бюрократия и выступают как
антиподы.
Каким же образом разделение субъекта
и объекта власти в общественных (социальных)
организациях способствует появлению
бюрократии? Дело в том, что субъект власти
в том или ином социальном образовании
(коллективе, организации,
обществе) наделен властью в интересах
этого коллектива или общества в целом,
в целях его эффективного, социально полезного
управления. Однако реальное несовпадение
субъекта и объекта власти, их разделенность
объективно определяют и несовпадение
(неполное совпадение)
их интересов, что потенциально таит в
себе опасность обращения властвующим
субъектом данной ему власти в свою пользу,
использования ее для удовлетворения
интересов властной системы (если она имеет коллективный
характер) и ее членов. Именно в этом
и заключается суть бюрократизма, его
сущность. В литературе справедливо образно
характеризуют бюрократизм в масштабе
государстве как "кражу власти у народа"
(В.И. Лихачев). Что же касается
таких распространенных в общественном
мнении признаков бюрократизма, как бездушие,
формализм, волокита, бумаготворчество
и т. п., то они - лишь внешнее проявление
его антиобщественной сути.
Как же все-таки соотносятся понятия "бюрократия"
и "бюрократизм"?
Проф. Б.П. Курашвили полагает, что бюрократизм
- это неприемлемый, извращенный стиль
(или форма) управления,
а "бюрократия - это совокупность бюрократов,
образующих некоторый слой, клан или группу
в аппарате управления и а обществе".
Думается все-таки, что бюрократия - это
не совокупность бюрократов (так же, как демократия
- это не совокупность демократов),
а определенный способ организации власти
в официальных общественных образованиях.
А бюрократизм (так же, как и демократизм)
- это совокупность свойств, качеств, признаков,
характеризующих бюрократически (а в случае с демократией
- демократически) организованную
властно-управленческую систему. По существу,
бюрократия и бюрократизм - это одно и
то же явление, но рассматриваемое в разных
плоскостях, в разных отношениях. Точно
так же, как это имеет место с понятиями
"государство" и "государственность",
которые указывают на одно и то же явление,
но слово "государство" обозначает
его как некую самостоятельную целостность,
а слово "государственность" позволяет
рассмотреть государство под углом зрения
его неразрывной связи с обществом - "государственность"
определяет принадлежность государства
обществу, указывает на государство как
на определенное свойство (характеристику)
общества.
Бюрократизмом может быть поражен любой
уровень государственной власти: должностное
лицо, государственный орган, государство
в целом. При этом бюрократизм представляет
собой явление динамическое, он подвержен
трансформации, то есть во властно-управленческой
системе его может быть больше, а может
быть и меньше. Причем, чем больше в системе
бюрократизма, тем меньше в ней демократизма,
и наоборот. Следовательно, борьба с бюрократией
возможна и необходима. И здесь нужно обратить
внимание на следующее обстоятельство.
Ранее было замечено, что радикальным
средством борьбы с бюрократизмом является
изменение самого принципа управления,
то есть переход на самоуправление. Однако
такой переход возможен не в любых социальных
условиях и не для всех властных систем.
И в таких случаях должна быть разработана
и применяться система тактических мер
борьбы с бюрократизмом. Общая задача
этой системы - создание устойчивой обратной
связи субъекта власти и объекта. Средства
для налаживания такой связи в целом известны
и имеют демократическую природу: это
демократические процедуры формирования
и функционирования властных систем, позволяющие
влиять на их структуру, личностный состав;
различные механизмы надзора и контроля
и др. Но здесь опять-таки нужно заметить,
что в механизме государства разные системы
органов открыты для такого воздействия
по-разному: одни в большей степени, другие
- в меньшей. Соответственно они в разной
степени подвержены и бюрократизации.
Как раз поэтому представления о бюрократии
и бюрократизме связываются прежде всего
с управленческим, профессиональным чиновничьим
аппаратом государства, который в наибольшей
степени закрыт для общества и в наибольшей
степени подвержен бюрократическому перерождению.
А вот представительные органы государственной
власти, формируемые демократическим
путем, более подконтрольны обществу и
менее подвержены бюрократизации. Хотя
и здесь могут иметь место бюрократические
тенденции: ориентация депутатов на свои
личные интересы или бюрократические
интересы парламента как особой системы
государственных органов; "проталкивание"
законопроектов, угодных узкой группе
лиц ("заказных"
законов) и т. п.
Особенно опасна бюрократизация юрисдикционных
органов государства (их называют еще
"правоохранительными"), ведь
они в своей деятельности используют наиболее
острые приемы государственного властвования
и, ориентируясь на формальные показатели
и интересы своей системы, могут существенно
ущемить жизненно важные интересы людей.
Известны случаи, когда обнаруживалась
невиновность людей, которым органы, призванные
осуществлять правосудие, вынесли в свое
время смертные приговоры именно по той
причине, что в своей деятельности принимали
в расчет прежде всего бюрократические
интересы своей системы (а в конечном счете
- интересы лиц, функционирующих в этой
системе).
Итак, бюрократизм можно охарактеризовать
как социальную аномалию, патологию, присущую
профессиональным (отделенным от объекта
управления) властно-управленческим
системам (как государственных,
так и негосударственных организаций),
суть которой в том, что властный субъект
начинает постепенно утрачивать качества
элемента в целостной системе властеотношения
"субъект - объект", то есть перестает
в своей профессиональной деятельности
ориентироваться на ту цель, для которой
он создан, и начинает работать на себя,
на сохранение и упрочение своего статуса,
учитывая в первую очередь свои собственные
интересы, а в дальнейшем переходит к разрушительной
экспансии внутри системы, что в конечном
счете приводит к гибели самой властно-управленческой
системы. Последнее происходит в силу
той общесистемной закономерности, что
бесцельное развитие системы (то есть развитие
системы, не являющейся элементом другой
системы) представляет собой, по существу,
процесс самоуничтожения, непременно
приводящий систему к внутреннему взрыву
(подобно тому, как лопается
непомерно раздуваемый шар). Точно
так же бессмысленно и невозможно существование
властно-управленческой системы, полностью
отошедшей от объекта управления, "забывшей"
свои функции. Субъект власти, противопоставивший
себя объекту управления, просто нежизнеспособен
вне социально полезных связей. Тем более,
что зачастую объект власти в таких случаях
становится субъектом, устраняющим дисфункцию
пораженного бюрократизмом властеотношения.
С учетом всего сказанного можно выделить
следующие черты бюрократизма как явления,
характеризующего определенный способ
организации власти:
1. Это явление общественное, социальное,
присущее только социуму (обществу).
2. Явление, неразрывно связанное
с таким социальным явлением, как власть.
3. Бюрократизм, в принципе, может
касаться любой власти (как государственной,
так и негосударственной), организованной
по принципу разделения субъекта и объекта
власти (именно так организована
государственная власть).
4. Проблема бюрократизма характерна
для официально оформленных общественных
образований (коллективов, организаций),
хотя по существу она является частным
проявлением общей закономерности взаимоотношений
центра управления и его объекта в условиях
их разделенности.
5. Объективной основой бюрократизма
является разделение субъекта власти
и ее объекта, их отчуждение друг от друга,
которое таит в себе опасность обращения
властвующим субъектом данной ему власти
в свою пользу, использования ее для удовлетворения
интересов властной системы, в чем и состоит
суть бюрократизма, его сущность.
6. Радикальным средством борьбы
с бюрократизмом является смена самого
принципа организации власти и управления,
а именно - переход на самоуправление.
Однако такой переход возможен не в любых
социальных условиях и не для всех властных
систем. В этих случаях должна быть налажена
устойчивая обратная связь субъекта власти
и объекта.
7. Бюрократизмом может быть поражен
любой уровень государственной власти:
должностное лицо, государственный орган,
государство в целом.
8. Бюрократизм представляет собой
явление динамическое: во властно-управленческой
системе его может быть больше, а может
быть и меньше. Это обстоятельство определяет
возможность и необходимость борьбы с
бюрократизмом.
9. Различные системы государственных
органов подвержены бюрократизму в разной
степени: в наибольшей степени к бюрократизации
склонен профессиональный аппарат управляющих,
государственных служащих, составляющих
костяк исполнительной власти, а в меньшей
- государственные органы, образуемые
демократическим путем.
10. "Бюрократия" - это способ
организации власти, а "бюрократизм"
- совокупность качеств, свойств, признаков,
характеризующих бюрократически организованную
властно-управляющую систему.
11. Бюрократия и демократия выступают
как антиподы: они представляют собой
противоположные по своей сущности способы
организации власти.