Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:36, реферат
Основной причиной, породившей Болонский процесс, как отмечают исследователи, являются процессы интернационализации общественной жизни в форме глобализации, в результате которых изменения произошли не только в сфере экономики, услуг, культуры, но и в сфере образования. Видимые признаки, проявления этих процессов можно было наблюдать уже в течении последних десятилетий. К ним относятся международная академическая мобильность учащихся и преподавателей, валидизация зарубежных свидетельств и дипломов разного уровня, миграция высокообразованных людей, возникновение форм транснационального обучения, в том числе с помощью информационных технологий.
Введение 4
1. Сущность Болонского процесса в европейском образовательном пространстве 5
2. Причины присоединения России к Болонскому процессу 10
3. Болонский процесс и отечественная система образования. Сравнительная характеристика 12
Заключение 19
Список литературы 21
Бакалавр в Политической науке. Основные требования6:
— исследование, анализ и письмо;
— сравнительные политические системы;
— американское Правительство;
— политическая теория;
— политические партии и заинтересованные группы;
— государство, местное самоуправление;
— общественная политика;
— политическая социология.
Дополнительные требования (на выбор 5 дисциплин):
— американское разведывательное ведомство;
— анализ угрозы;
— международное развитие;
— конституционное право;
— общественное управление;
— общественная экономика;
— этнические исследования;
— специальные темы в политологии.
Общее образование:
— английский язык (должен взять eng) 101-высокий-уровень- письменной-речи);
— гуманитарные науки: история, литература, математика, политология, естественные науки, социология.
Магистр в Политической науке:=. Основные требования:
— международные политические системы;
— публичный порядок;
— законный и общественный порядок;
— методы исследования в социологии;
— политическая философия;
— американское Президентство, конгресс, бюрократия.
Дополнительные требования (4 специальности на выбор):
— экономика защиты;
— экологическое управление;
— экологическая экономика;
— экологическая политика, регулирование и закон;
— основные принципы экологических систем;
— американская конституционная история;
— международные организации;
— история американской внешней политики;
— стратегическая география и геополитика;
— правительство и безопасность;
— латиноамериканские проблемы безопасности;
— семинар по ближневосточной политике и безопасности;
— политика и безопасность в персидском заливе;
— ближневосточная культура;
— ислам;
— учреждения национальной безопасности;
— политика здоровья.
В европейском союзе совершенно иная ситуация: национальные государства, разнообразие языков и культур. Соответственно, необходимо было создать систему, при которой люди могли перемещаться из страны в страну и работать по специальности. для достижения этой цели легче всего начать со студентов, которые должны в течение периода учебы ежегодно менять вузы и страны, взаимодействуя с разными культурами. При этом деньги выделяются на мобильность и унификацию, и неважно то, что для получения качественного образования желательно бы оба года провести в одном вузе.
Болонская система позволяет человеку осмотреться, осуществить перерыв между первой и второй ступенью образования. Человек, поработав после трех летнего обучения, решил повысить свою квалификацию либо сменить специальность, либо полагает, что приобретенных знаний, навыков и умений на уровне бакалавриата ему достаточно для самореализации. Очевидно, решившие продолжить обучение в магистратуре осмысленнее подходят к образовательному процессу, чем люди, которые приходят в высшее учебное заведение прямо со школьной скамьи. Показательна, в этом отношении сложившаяся в сША практика подготовки юристов.
и др.
В основном в Болонской системе принято 3+2 (3 года бакалавриат и 2 магистратура), но иногда по ряду специальностей можно встретить и 4+1, и 4+2. к слову, англичане, родоначальники этой системы, не торопятся переходить на двухлетнюю систему, у них доминирует одногодичная магистратура. Магистратура — это более гибкий инструмент, она позволяет более тонкую настройку специализации. есть магистратуры, которые могут оставаться в рамках традиционной науки, а есть такие, которые могут открывать и какие-то новые направления при бакалавриатах, обычно укорененных в традиционных дисциплинах и фундаментальных в своей основе. Мобильность и международный статус магистратуры приводят к тому, что унифицируется язык образования. Процесс унификации привел к тому, что даже во Франции и Германии, имеющими свои мощнейшие национальные образовательные системы, если не каждая первая, то уж каждая вторая программа идет на английском языке, который стал таким вот лингва-франка (универсальным языком) науки. В то же время в европе бакалавриат, как правило, функционирует на национальных языках7.
Значительным достоинством Болонской системы является то, что она подкреплена системой грантов для студентов, способных учиться в магистратуре. Отдавая должное очевидным достоинствам Болонской системы, следовало бы видеть и очевидные опасности, которые она несет России. Первая связана с тем, что Россия гораздо меньше интегрирована в европейские структуры и процессы, чем страны Евросоюза.
Вторая опасность состоит в том, что в угоду Болонскому процессу на официальном уровне внедряются методики, направленные на снижение уровня образования. Особое место в этой политике отводится системе тестирования, которой, начиная с 1990 гг., повсеместно подменяют привычный экзамен. На тестах базируется единый госэкзамен, который призван разом определять способности будущих юристов, физиков, врачей и управленцев. Большинство базовых понятий, тем более в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин, не имеют однозначных определений.
Третья, быть может главная угроза, проявляется в тенденции к медленной ползучей утрате своей идентичности, потери интереса к своей культуре и языку, утрате способности развиваться из своих собственных начал, попадая под культурное влияние более мощно развитой технологической культуры, в постепенном плавном растворении в ней. Болонская система эффективна в условиях кризиса, когда в обществе нет устойчивого заказа на специалистов. Придав образовательной системе гибкость, она помогает молодым людям сориентироваться сегодня.
Говоря об изменениях, происходящих в действующей системы высшего профессионального образования, то существующие проблемы модернизации высшего профессионального образования можно рассматривать в двух составляющих:
Необходимо
отметить, что основополагающая цель
модернизации и развития системы
образования заключаются в
Несмотря на неоднозначные оценки европейского образовательного пространства и неоднородность отечественного высшего образования, очевидно, что развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации систем высшего образования стран-участников и может быть взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Участие России в этом процессе может позволить добиться равноправного положении наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Специалисты считают, что целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей, особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.
1 Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. - М.: КНОРУС, 2009- С.45
2 Александрова О.А. Прогноз развития высшего образования в России: 2009–2011гг./ М.: МАКС Пресс, 2009
3 Зорина Т.С. Межгосударственное сотрудничество в сфере образования: Болонский процесс и конституционное право на образование // Эволюция российского права. Тезисы докладов 6 Всероссийской студенческой научной конференции (Екатеринбург, 25–26 апреля 2008 г.). Екатеринбург: Изд. Дом «Урал. госу. юрид. акад.», 2008
4 Кирилловых А.А. Право на образование в свете Болонской декларации // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. М.: Юрист, 2009. Вып. 9. Т. 3- С.144.
5 Бурмистров С.Л. Образование и право как феномены культуры: теоретико-системный анализ // Право и образование. 2008. № 10
6 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2011
7 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2011- С.5-7
Информация о работе Болоньский процесс. Общая характеристика и тенденции