Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:33, контрольная работа
Целью работы поставлено исследование действующей нормативной базы, направленной на регулирование агропромышленного комплекса в России, выявление целей, задач и эффективности выбранного направления.
Способом достижения поставленной цели работы послужит решение следующих задач:
1. Определение общей картины АПК России.
2. Исследование возможных перспектив дальнейшего состояния агропромышленного комплекса.
3. Характеристика современного состояния уровня государственного регулирования АПК.
Введение 3
Характеристика АПК России. 5
Перспективы развития АПК в РФ. 8
Государственное регулирование АПК на современном этапе. 12
Заключение 19
Список литературы 21
Целью данной Концепции является
дальнейшее развитие аграрной науки
путем совершенствования
3. Государственного регулирования АПК на современном этапе.
Сегодня развитие сельского хозяйства в нашей стране рассматривается в качестве одного из приоритетных национальных проектов. Это говорит о том, что, с одной стороны, в аграрной сфере накопилось множество серьезных проблем, требующих своего решения, в том числе и на законодательном уровне, а с другой - что идет поиск новых подходов к формированию аграрной политики государства и определению направлений его воздействия на экономические процессы. Об этом свидетельствует не только ряд законодательных актов, принятых в сфере аграрной политики, а в целом цели и задачи, которые ставятся.
Стратегическими задачами агропродовольственной политики государства являются:
в экономической области
– формирование эффективного конкурентоспособного
агропромышленного
в социальной области – повышение качества жизни сельского населения, развитие социальной инфраструктуры села;
в экологической области – производство экологически чистых продуктов питания и сохранение природных ресурсов для аграрного производства на основе повышения его технологического уровня и внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.
Поддержание стабильности продовольственного обеспечения страны:
осуществление мер по ускоренному восстановлению производства зерна как основы устойчивости агропродовольственного рынка;
создание страховых запасов
базовых продовольственных
оказание продовольственной
помощи отдельным территориям, оказавшимся
в зоне чрезвычайного
поддержка завоза продовольствия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории.
Обеспечение единства агропродовольственных рынков в стране:
установление режима беспрепятственного перемещения товаров, услуг и ресурсов по всей территории страны;
проведение единой антимонопольной политики в секторе;
поддержка формирования и регулирование рынков агропродовольственной продукции.
Проведение структурной политики:
содействие повышению
конкурентоспособности
исправление накопленных
структурных деформаций путем реструктуризации
неэффективных и убыточных
Проведение эффективной внешнеэкономической политики:
осуществление разумного протекционизма при импорте продовольствия;
поддержка включения в мировые рынки отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
привлечение зарубежных инвестиций
в агропродовольственный
Проведение единой земельной политики:
разработка общих принципов земельной политики в сельском хозяйстве;
формирование земельного законодательства;
ведение общегосударственного земельного кадастра;
ведение единой системы регистрации недвижимости;
Проведение единой технологической политики:
поддержка элитного семеноводства, племенного дела и мелиорации земель;
установление единых государственных стандартов в АПК;
реализация целевых программ, обеспечивающих технологический и технический прогресс в АПК;
формирование и финансирование фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в аграрной сфере;
поддержка наиболее эффективных и ресурсосберегающих технологий.
Проведение кадровой политики – системы подготовки и переподготовки кадров, регулирование миграции в сельской местности.
Информационное обеспечение:
создание и поддержание
единой государственной системы
информационного обеспечения
обеспечение мониторинга результатов проведения аграрной политики;
пропаганда отечественной продукции и технологий за рубежом.
Проведение единой финансовой политики:
формирование многоканальной системы финансирования капитальных вложений;
концентрация государственных
ресурсов на приоритетных направлениях
развития агропромышленного
Методическое и
Разработка единой системы бухгалтерского и статистического учета в отраслях АПК.
Осуществление общегосударственных контрольных функций в отрасли - ветеринарный, технический контроль, контроль в семеноводстве и племенном деле и проч.
Однако постановка целей
это только начало. Анализ причин аграрного
кризиса позволяет сделать
восстановление управляемости агропромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, повышение роли Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ как организатора и координатора многих функций АПК;
рациональное сочетание
крупных, средних и мелких хозяйств
и предприятий различных форм
собственности, а также поддержание
эффективного разделения производства
между этими формами
обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью;
достаточный для поддержки
аграрного сектора и
развитие кооперативных форм и связей;
эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств;
гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на их реализацию и социальную направленность;
преодоление движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур;
система мер по защите отечественного товаропроизводителя.
Одна из важнейших стратегических
целей аграрной и экономической
реформы в целом заключалась
в замене административно-
Среди позитивных результатов преобразований в первую очередь следует отметить создание сектора крестьянских хозяйств, расширение землепользования граждан (владельцев личных подсобных хозяйств, садово-огородных участков и т. д.). Воссоздание крестьянского уклада явилось, безусловно, положительным процессом, как и расширение прав крестьян в области землевладения и землепользования. Позитивным было и расширение спектра форм хозяйствования—возникновение в структуре аграрного сектора наряду с крестьянскими хозяйствами товариществ с ограниченной ответственностью, новых типов кооперативов, ассоциаций крестьянских хозяйств и т. д. Развивается сельское предпринимательство.
В сельском хозяйстве проведена
земельная реформа и
В результате преобразований
в сельском хозяйстве около 62% сельхозугодий
перешло в частную
Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.
Государственное регулирование
в АПК предполагает осуществление
его преимущественно
Государственное регулирование
АПК обязательно включает и внешнеэкономическое
направление. Оно в качестве одной
из важнейших задач имеет защиту
отечественного сельского хозяйства.
Степень и формы внешнеторговой
защиты и аграрного протекционизма
должны зависеть от состояния
В будущем представляется вполне реальным повышение экспортных возможностей аграрного сектора России. В частности, перспективным ресурсом для экспорта является зерновое хозяйство, где можно добиться радикального перелома при наличии ряда условий—коренной реорганизации закупочной системы, создания лучшей складской и транспортной инфраструктуры, экономии посевного материала, а также при достижении паритета цен на сельскохозяйственную продукцию с ценами на средства производства. При этих условиях зерновое хозяйство в перспективе сможет выделять экспортные ресурсы.
Заметные изменения происходят
и в подходах к государственному
регулированию аграрного
Заключение
На основании все выше
сказанного можно сделать вывод:
Современное сельское хозяйство
это высокотехнологичная
Сельское хозяйство уже
давно требует к себе более
пристального взгляда со стороны
правительства. Наряду с промышленной,
энергетической отраслями является
основополагающей для экономики
любого государства. История сельского
хозяйства начинается в доисторические
времена. Развитие сельскохозяйственных
технологий, внедрение новых способов
растениеводства и
Важнейшими проблемами агропромышленного комплекса, требующими к себе наиболее пристального внимания со стороны государства, являются острый дефицит высококвалифицированных руководителей, специалистов и рабочих, что сдерживает широкое использование в отрасли современных технологий; а также обеспечение отрасли качественной техникой и оборудованием.