Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 16:57, курсовая работа
Острейшей проблемой не только для нашей страны, но и для всего мира становится сохранение целостности государства, обеспечение экологической безопасности и противодействие деятельности теневых международных финансовых структур.
Поэтому остаётся актуальным вопрос о том, какие меры сегодня требуются для укрепления национальной безопасности России от новых рисков и вызовов.
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических вопросов государственной целостности и национальной безопасности, а в частности в Российской Федерации.
Введение…………………………………………...................................3
Глава 1. Территориальная целостность государств в современном
международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации..……..5
1. 1. Целостность как признак государства……………………..................5
1. 2. Государственный и национальный суверенитет …………………....10
1. 3. Современные угрозы территориальной целостности России………..14
Глава 2. Обеспечение безопасности государства
в современном мире и в Российской Федерации……………………..17
2. 1. Государственная и национальная безопасность………………………..17
2. 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года…………………………………………………………….…20
Заключение…………………………………………………………………..23
Список использованных источников и литературы………………..... 24
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
По дисциплине: «Теория государства и права»
На тему: Целостность и безопасность государства
« » 20 г.
Москва, 2014 г.
Оглавление
Введение…………………………………………...... |
||
Глава 1. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации..……..5 |
||
1. 1. Целостность как
признак государства……………………........... | ||
1. 2. Государственный и национальный суверенитет …………………....10 1. 3. Современные угрозы Глава 2. Обеспечение безопасности государства в современном мире и в Российской Федерации……………………..17 2. 1. Государственная и 2. 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года…………………………………………………………….… Заключение…………………………………………………… |
Список использованных источников и литературы………………..... 24
Введение
Тема, выбранная автором для курсовой работы, звучит как «Целостность и безопасность государства». Прошло немногим меньше столетия с тех пор, как на Международной Конвенции Монтевидео закрепили основные признаки термина «государство» 1 как субъекта международного права. По двум первичным критериям государство всегда определённая территория с собственным правительством. Граждане как постоянное население и правительство формируют устойчивые взаимосвязи и определяют единство власти на всей территории государства и его территориальную целостность2. Поэтому целостность государства как обязательное условие его существования характеризуется двумя слагаемыми: единством государственной власти и территориальной целостностью.
Понятия целостности и безопасности взаимозависимы. Безопасность является важнейшей ступенью в потребностях человека и правительство даёт гарантии своим гражданам на защиту базовых ценностей, материальных и духовных источников жизнедеятельности, защиту человека, его прав и гражданских свобод, защиту конституционного и государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности государства от внутренних и внешних угроз. От степени целостности напрямую зависит безопасность государства. Защита территориальной целостности государства и обеспечение безопасности своих граждан от внутренних и внешних угроз – это постоянная сфера деятельности любого государства.
Проблема политика безопасности государства в современных условиях может повлечь за собой разрушение складывающейся мировой системы, привести к региональным этническим конфликтам, разрушить демократическую систему ценностей и привести в конечном итоге к глобальной катастрофе или войне.
Традиционные угрозы безопасности России сохраняются. При этом к ним добавились новые вызовы и стратегические риски. Это - международный терроризм в различных его формах, рост экстремистских проявлений на межэтнической и межконфессиональной почве, незаконная миграция, кибертерроризм, пиратство. Все более проблемной становится ситуация в области обеспечения энергетической и продовольственной безопасности, нарастают стратегические риски России в Арктике.
Острейшей проблемой не только для нашей страны, но и для всего мира становится сохранение целостности государства, обеспечение экологической безопасности и противодействие деятельности теневых международных финансовых структур.
Поэтому остаётся актуальным вопрос
о том, какие меры сегодня требуются
для укрепления национальной безопасности
России от новых рисков и вызовов.
Целью работы является рассмотрение
теоретических и практических вопросов
государственной целостности и национальной
безопасности, а в частности в Российской
Федерации.
1. Территориальная целостность государств в современном
международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации.
1. 1. Целостность как признак государства.
Государство - это одна из
разновидностей социальных систем (Система
- множество элементов с отношениями и
связями между ними, образующее определенную целостность
(Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5.
С.18)), которому наряду с его известными
и исследованными ранее признаками - публичная
право, власть, территория и др. - свойственны
и определенные системные признаки: целостность,
цели, связи, структура, управление,самоорганизация.
Государство в современном
мировом пространстве представляет собой
институт с единой политической силой
в масштабе всей страны, которая устанавливает
определённый порядок взаимоотношений
между гражданами государства и издаёт
правила поведения. Государство характеризуется
едиными признаками системы: наличием
государственного языка, денежной единицы,
символов, организационных документов,
системой права, законодательством и иными политическими,
экономическими и социальными аспектами.
В связи с существующим единством
всех критериев и признаков государства
как определенной системы, ведущим фактором
выступает его целостность. Она образуется
в результате объединения его частей:
граждан и власти, социальной, политической системы, взаимодействия
их свойств, признаков, функций и т.д., но
в рамках единого или целого. При этом
в процессе интеграции государство
подчиняет свои составные элементы, и
характеризуется как господствующий политический
режим, который отвергает, трансформирует
и выдвигает свои объективные интересы.
Именно такая правовая система позволяет
странам долго держаться на плаву и быть
дееспособными. Таким образом, государство
обеспечивает целое от распада. Целостность можно определить
как единственно возможную форму существования
государства.
Несмотря на значимость отдельных признаков
государства как определенной системной
организации, в социальных системах ведущая
роль принадлежит такому признаку, как
целостность. Его превалирующее положение
обусловлено, прежде всего, тем, что целостность
выступает условием существования системы
(государства), выражением всех иных признаков.
Ведь именно целостность характеризует
все то устойчивое, стабильное, глубинное,
что свойственно системе как системе,
обусловливает ее цельность, единство,
динамику, взаимосогласованность входящих
частей, элементов, устраняет их антагонизм
и т.д.
Целостность не только свидетельствует
об объекте как системе, но и способствует
его самостоятельному существованию,
придает своеобразный незримый знак качества,
выступает объективной тенденцией развития
государства. Целостность государства
возникает в результате интеграции между
отдельными частями общества, социально-политической
системы, взаимодействия их свойств, признаков,
функций и т.д., но в рамках единого, общего
или целого.
Целостность - это определенный
ориентир развития общества, социально-политической
системы, своеобразный дирижер, архитектор,
обусловливающий всю композиционную направленность
государства, его архитектонику. Детерминация
целостности в функционировании социальной
системы сказывается и на последующей
детерминации системы по отношению к своим
частям. В режиме этой обусловленности
и синтезируется государство как целое,
которое неумолимо подчиняет свои части
и элементы возникшей социально-политической
целостности, преобразует их согласно
ее природе. Этот феномен социально-политической
действительности с предельной отчетливостью
демонстрирует классовую, гуманистическую
или иную другую сущность данной государственно-правовой
системы, господствующего политического
режима. Именно в нем и заключен секрет
дееспособности, исторического долголетия
государства как системы.
Причем многие прежние свойства
частей и элементов общества, которые
были им присущи до вхождения в политическую
систему, исчезают или, напротив, актуализируются.
При необходимости и сами отдельные части
и элементы общества качественно преобразуются
адекватно своему новому состоянию. Именно
так это происходило, например, с первобытными
социальными регуляторами, т.е. обычаями,
которые были отчасти восприняты политической
властью и соответственно трансформированы
в те или иные нормативно-правовые акты,
отчасти отвергнуты как противоречащие
новым господствующим интересам. Поэтому
на всех компонентах государства лежит
своеобразная печать его целостности,
проявляющаяся в определенной его сущности,
формах, функциях, назначении. Отсюда целостность
государства относится ко всем проявлениям
государства - как внутренним, так и внешним.
Для государства целостность
выступает не прихотью правящего режима
и не только определенным результатом
предшествующего исторического развития
общества. Охраняя свою целостность - политическую,
экономическую, территориальную, правовую,
социальную, идеологическую - государство
в лице публичной власти охраняет господствующий
правопорядок, защищает общество от асоциальных
проявлений, от распада общественности
как таковой. В обеспечении государством
своей целостности видится не только выражение
существующих общественных отношений,
но и его (т.е. государства) природный «инстинкт»,
с потерей которого возникают различного
рода социальные катаклизмы. Именно поэтому
целостность государства и необходимо
рассматривать как признак государства,
выражающийся в его устойчивости, стабильности,
реализующийся в определенном политическом
режиме, союзе с обществом, личностью.
Целостность - первичный доминирующий
и детерминирующий фактор государства
как целого, как системы. Государство не
может существовать вне или помимо него.
В свою очередь, это означает, что, во-первых,
в социально-политической системе объективно
необходим примат (верховенство) целого
над частями и элементами, целостности
целого над целостностями частей и элементов
и, во-вторых, что целостная социально-политическая
система - единственно возможная форма
существования государства. Последнее
может быть различным по форме правления,
государственного устройства и политическому
режиму, но оно не может быть лишено своей
целостности. Государство как нецелостная
система - теоретический нонсенс.
Потеря по каким-то причинам
государством своей целостности граничит
с его политической деградацией, развалом
как определенной системы, как целого.
Перефразируя известные слова Монтескьё,
заметим, что миром управляет не фортуна,
не фатум и не случайности.
Выключение страны из общего
контекста развития цивилизации, игнорирование
принципов гражданского общества, правовой
государственности приводят режим в болото
политической стагнации, экономического
застоя, идеологического догматизма, духовной
нищеты и (как закономерный результат)
к разрушению, развалу. Кризис основополагающих
нравственно-правовых ценностей общества,
игнорирование закономерностей формирования
целостных систем всегда приводят господствующий
режим к политическому и духовному параличу,
грозят разложением самой ткани социальной
жизни.
В обеспечении целостности
государства огромную роль играют духовные
основы политической системы. При сохранении
духовных ее ориентиров и при одновременном
разрушении единого политического, экономического,
территориального и правового поля государства,
государство как целостная система способно
на возрождение. Исторические примеры
дает, в том числе, история Руси, когда
после разного рода разрушений сохранялось
единство высших нравственных, духовных
ценностей, ставших затем основой для
постепенного возрождения русского государства.
И огромную роль здесь сыграла церковь
- духовный оплот и нравственный гарант
русского народа.
Иначе говоря, какова бы ни была организация государства,
его целостность никогда не может быть
идентична целостности всего общества
как явления, неизмеримо более крупного,
более сложного и менее однозначного.
В лучшем случае они могут более или менее
соответствовать друг другу, дополнять
друг друга, но не равняться или быть тождественными
друг другу. При определенных условиях
духовная целостность общества, его настрой,
шкала утвердившихся моральных и этических
норм, формирование которых не всегда
поддается рациональному теоретическому
объяснению, могут оказаться причиной
глубоких перестроек, казалось бы, здорового
государственного организма. И это, заметим,
при стабильных экономических отношениях.
Поэтому политическая, экономическая
и любая другая целостность государства
всегда должна исходить от целостности
общества, и прежде всего духовной, нравственной.
Возникновение целостного
государства есть следствие действия
общих причин всеобщей взаимосвязи явлений
окружающего человека мира, всеобщей системности,
взаимозависимости мышления и бытия. Но
на его формирование огромное влияние
оказывают также и частные причины, характерные
для конкретного исторического этапа
развития общества, которые, не отменяя
общие закономерности, отражаются на специфике,
особенностях государственно-организованной
системы. Поэтому целостность государства
никогда не бывает близкой, стандартной
для всех народов и культур на все времена.
Хотя каждая историческая эпоха характеризуется
собственными и только ей присущими социально-политическими
параметрами, расстановкой сил, детерминант,
приоритетов и т.д., у нее всегда глубокие
национальные, культурные, духовные, ментальные
характеристики, уходящие своими корнями
в глубь веков, в историю народа, общества,
государства.
Целостность государства
не может быть чем-то аморфным, ирреальным,
искусственно сконструированным. Наоборот,
она всегда должна быть системой строго
очерченных правом границ поведения субъектов
права. Сама ее сущность исключает какое-то
произвольное толкование вне зависимости
от объективных принципов системной организации
целого, выражает неразрывную связь формы
с содержанием как своеобразная генетически
заданная программа для определенного
уровня развития, например государства,
проявляющаяся в конкретных политических
реальностях. Наряду с другими механизмами
- историческими, международными - целостность
государства представляет собой наиболее
высокий уровень социально-политической
организации общества, его нормативно-правового
обобщения.
И если в порядке вывода обратиться
к некоторым принципам системной методологии,
теории целостности государства, то можно
отметить, что:
- целостность является таким
системным признаком государства, который
выражается в стабильности, устойчивости
общественных отношений, фиксирует внимание
на факторах внутренней упорядоченности,
организованности, взаимосогласованности
политической системы;
- не всякое государство является
целостной социально-политической системой,
но всякое государство не может развиваться,
не будучи таковой;
- государство как целостная
система может быть различного уровня
сложности: от унитарного (простого) до
федеративного (сложного);
- целостность государства
указывает на тот или иной исторический
тип государства, уровень развития демократии,
культуры, статус человека в этой системе
как личности и гражданина;
- как и всякое социальное
явление, целостность государства связана
с сознанием человека, уровнем нравственного,
духовного развития общества;
- целостность государства
проявляется в уровне жизни населения,
степени социальной защищенности человека,
обеспеченности гражданских прав и свобод,
способности политической власти осуществлять
эту власть на легитимных, правовых, нравственных
основаниях;
- целостность государства
- это подсистема существующей общественной
системы; адекватность целостности государства
целостности общества - одно из условий
стабильности политической системы;
- целостность государства
- это одна из основ политической власти,
способ организации, разграничения, соединения,
сочетания социальных потребностей и
интересов; отсюда ее можно рассматривать
в качестве определенного союза граждан,
социальных групп, направленного на объединение
в единое государство;
- обеспечение своей целостности
- один из принципов государства, выражающийся
в ряде его функций, направленных на охрану
единого экономического, политического,
территориального, правового пространства
на всей территории страны.
Для государства как определенной социально-политической системы есть такая истина, которая одновременно придает ему и жизненную силу, и «вечность». И она заключена в его целостности и суверенности как первостепенных условиях бытия государственно-организованного общества: от возникновения, развития и до совершенного состояния. Эта та закономерность, которая одинаково верна для любого исторического типа государства.
Если целостность государства предполагает прежде всего наличие целостной политической власти, т.е. внутренне единой, проистекающей из одного источника, опирающейся на общие и обязательные основы системообразования, то последняя мыслится только как власть, обладающая независимым или суверенным состоянием. Целостность как интегративное качество системы может сопутствовать только суверенному государству, только суверенной политической власти.
Целостность не может существовать в государстве, где отсутствуют социальное равновесие, стабильность общественных отношений, единство экономического, политического, правового, территориального пространства. В одном государстве не может быть несколько государств. Любые ссылки на конфедеративное устройство не могут быть приняты во внимание, поскольку конфедерация - это не государственно-правовое, а международно-правовое образование. Одна государственная целостность, одна политическая власть, один государственный суверенитет - таковы объективные основы устойчивости социально-политической системы. Полновластие господствующего класса или всего народа, обладающее такими признаками, как постоянство, нераздельность, неограниченность и т.п., составляет не только сердцевину целостности государства, но и основу государственного суверенитета. Механизм совместного действия общества и политической власти обеспечивает как целостности, так и суверенитету государства всеобщий, императивный характер, превращает их в реальность.
Целостность государства и его суверенитет - это явления не только фундаментального политико-правового значения. Их истоки уходят в глубь веков, поскольку они появились тогда, когда возникло и само государство. Причем во все времена они не переставали быть определяющими условиями жизнеспособности государства. Вместе с тем целостность и суверенитет государства - это следствия целостности и суверенитета политической власти общества. Поэтому в широком смысле слова государство и есть целостная и суверенная политическая власть, материализованная в определенной политической организации общества. Именно власть как древнейшее и универсальнейшее средство регулирования общественных отношений, свойственная любой социальной организации, обусловливает общественное единство, разрешает противоречия, обеспечивает мир и согласие между различными частями социума, его суверенное состояние.
Располагая собственными политико-управляющими структурами, иерархизированной, субординированной и относительно замкнутой организацией, политическая власть имеет совершенно особое значение в процессе формирования целостного и суверенного государства. Только сильная власть может дать великие реформы.
Исторически как целостность, так и суверенитет государства сформировались постепенно, в результате ожесточенной борьбы различных социальных сил, отвоевывания жизненного пространства в столкновениях с другими народами и государствами. Поэтому они сопутствуют государству как единой политической организации, как определенному союзу людей и социальных групп на всем протяжении его развития.
Каждое из этих понятий по своей сущности едино и неделимо. Они поддаются лишь условному, теоретическому расщеплению. Включая в себя разнообразные компоненты - экономические, политические, социальные, правовые, духовные и др., находящиеся между собой в определенной органической взаимосвязи, - они не могут быть представлены в каком-то фактическом, автономном срезе. Невозможна, например, правовая целостность без политической, а государственный суверенитет - без территориальной или экономической независимости.
Целостность и суверенитет являются выражениями не просто целостно-суверенной политической власти, а власти легитимной как на национальном, так и международном уровне. Степень развитости производительных сил общества, демократии, культуры, права и свободы человека выступают естественными факторами, ограничивающими возможности власти, государства.
Важную роль в познании и решении проблемы соотношения целостности и суверенитета государства играет вопрос о взаимосвязи территориальной целостности как части общегосударственной целостности и его суверенитета. Как известно, полнота власти государства на своем географическом пространстве исключает любое правомерное проявление здесь власти других государств и международных организаций. Всякое ограничение территориальной целостности и суверенитета возможно лишь с его непосредственного согласия и в соответствии с нормами международного права. Осуществление государством на своей территории суверенной власти означает обязанность для других государств соблюдать неприкосновенность данной территории. Всякое противоправное нарушение целостности или неприкосновенности государственной территории означает и нарушение верховенства политической власти и общества.
Итак, территориальная целостность самым тесным образом связана с суверенитетом государства. Однако, последний является более широким понятием, чем территориальная целостность государства. Суверенитет проявляется не только в верховенстве политической власти на конкретном географическом пространстве, но и в определенной юрисдикции над гражданами, проживающим населением. Суверенитет государства предполагает его целостность, неприкосновенность территории.