Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 12:19, курсовая работа
В наше время вопрос о взаимоотношении Церкви и государства стоит довольно остро. Некоторые доминирующие религиозные течения, обладающие определенной тоталитарной властью над сознанием человека, умышленно вступают в союз с политическим руководством нашей страны. Информация о постоянном контакте Представителя Церкви с высшей государственной властью не сходят с экрана телевизора и газетных полос.
o Введение
o Глава 1 «Симбиоз церкви и государства»:
1. 1. Виды религиозных конфессий
1. 2. Законодательное закрепление отношений церкви и государства
1.3. Церковь и государство: симбиоз или антибиоз
o Глава 2
2. 1. Внедрение религиозного обучения в школы и в ВУЗы
2. 2. Free Pussy Riot
o Глава 3 «Церковь и коррупция»:
3. 1. Деньги и роскошь – чудо божьей милости
3. 2. Скандалы вокруг патриарха Кирилла
Глава 2
2.1. Внедрение религиозного обучения в школы и в ВУЗы
Следующая проблема, проблема образования, вытекает из самого существа злоупотребления сотрудничеством Церкви и государства. Любая организация, будь то политическая или религиозная, прямо заинтересована в распространении своего учения среди населения. При этом школы, ВУЗы и другие образовательные структуры предстают для многих конфессий отличным полем для пропаганды своего учения. Образование – это лакмусовая бумажка, с помощью которого с большой долей уверенности можно сказать, насколько светское то или иное государство. Образование носит светский характер только тогда, когда в образовательных программах государственных и муниципальных учебных учреждений отсутствуют дисциплины на религиозную тематику.
Российское законодательство допускает в государственных и муниципальных образовательных структурах преподавание религиозных дисциплин. Но для этого, в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона, требуется просьба родителей или лиц, их заменяющих, и согласие самих детей, которые обучаются в учебном заведении. Только после этих обязательных процедур администрация учебного заведения по согласованию с органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей вне рамок образовательных программ. Как можно заметить, процедура довольно трудоемкая и не простая. Помимо прочего, на основе толкования вышеуказанной статьи, можно «вскрыть» определенные пробелы в праве и возникающие в связи с этим практические проблемы. Так, в данной статье, если обратить внимание, говорится только о детях и родителях. В соответствии с российским гражданским законодательством дети – это лица, не достигшие восемнадцати лет (несовершеннолетние). Это значит, что ст. 5 Закона имеет юридическую значимость только для тех учебных заведений, где обучаются именно дети (дошкольные и общеобразовательные учебные заведения)! Т.е., основываясь на элементарной логике, данная статья неприемлема для ВУЗов, где преимущественно обучаются совершеннолетние граждане России. Вот как раз на основании этого пробела в российском законодательстве можно воочию увидеть сращивание Церкви и государства. Например, в г. Курске при КГМУ (Курский Государственный Медицинский Университет) находится православный приход св. Луки, чего в светском государстве быть не должно.
Проведенный на одном из
сайтов опрос в Интернете дал следующие
интересные результаты. На вопрос «Нужна
ли в образовании религия?» среди 100 % опрошенных
респондентов около 60 % дали отрицательный
результат. Оставшиеся 40 % ответили утвердительно.
Одна девушка поделилась примером из собственной
жизни, как ее и ее одноклассников их классный
руководитель заставляет посещать факультативные
занятия по основам православного учения
в принудительном порядке! При этом классный
руководитель утверждает, что в ней говорит
сам Бог! Разумеется, данное поведение
классного руководителя, ущемляющее конституционные
права граждан, является незаконным и
нехристианским, и служит предметом надзора
сотрудников Прокуратуры.
На основании таких простых примеров
можно сделать однозначные выводы о том,
к каким последствиям приводит введение
изучения религиозных предметов, пусть
даже на уровне факультативов, в государственных
и муниципальных учебных заведениях.
Следует отметить, что, в принципе, внедрение
религиозного обучения в школы и ВУЗы
для православия не является серьезной
проблемой. Но не нужно забывать, что религия
– это не одно лишь православие. Есть случаи,
когда перед представителями других церквей
«не православной направленности» просто
молча закрывали двери, как учебные заведения,
так и власти. Мол, это не христианство,
а секта, ересь, разрушающая сознание наших
детей. Нужно признать, несмотря на демократические
и, в большинстве своем, справедливые законы,
в России существует религиозная дискриминация.
Например, ни в одной российской школе
вы не увидите факультативов по изучению
основ баптизма, лютеранства или адвентизма.
Что уж говорить об изучении других религий,
таких как ислам, буддизм и др. (хотя справедливости
ради надо отметить, что в некоторых преимущественно
мусульманских субъектах России изучаются
основы ислама в учебных заведениях, но
это исключение из правил и опять-таки
носит характер дискриминации по отношению
к другим конфессиям). В России существует
одна серьезная проблема, проблема религиозной
нетерпимости, вытекающая из подавления
православием других конфессий и культивирования
религиозной превосходности, мне чем-то
напоминающее фашизм и коммунизм. Лозунги
типа «Россия для православия» можно найти
на многих Интернет сайтах и в высказываниях
людей, считающих себя как минимум порядочными
гражданами, как максимум – благочестивыми
христианами.
При наличии принципа отделения церкви от государства в большинстве европейских стран в государственных общеобразовательных школах преподаются религиозные предметы. Причем, это является основанной на законе практикой.
Так, пункт 10 статьи 14 Конституции
Австрии устанавливает: «По вопросам,
касающимся федеральных школьных органов,
действующих в землях и административных
районах, обязательного школьного обучения,
организации школ, частных школ и отношений
между школой и церковью (религиозными
обществами), включая преподавание религии
в школе, если эти вопросы не касаются
высших учебных заведений и академий искусств,
федеральные законы могут приниматься
Национальным советом лишь в присутствии
не менее половины членов и большинством
в две трети поданных голосов». Пункт 3
статьи 14а Конституции Австрии: «Если
это не касается вопросов, названных в
абзаце 2, то к ведению Федерации относится
законодательство, а к ведению земель
- исполнительная деятельность по вопросам:
а) преподавания религии…» .
Параграф 1 статьи 24 Конституции Бельгии
устанавливает: «Сообщество организует
образование, которое является нейтральным.
Нейтральность подразумевает, в частности,
уважение, философских, идеологических
и религиозных взглядов родителей и учащихся.
Школы, организуемые государственными
властями, предоставляют вплоть до конца
обязательного школьного обучения выбор
между одной из признанных религий и преподаванием
неконфессиональной морали» . Параграф
3 статьи 24 Конституции Бельгии: «Все учащиеся,
подлежащие обязательному школьному обучению,
имеют право на духовное и религиозное
обучение за счет сообщества» . Преподавание
Православия в государственных школах
французского сообщества Бельгии разрешено
с 1 сентября 1997 г. Как известно, Православная
Церковь была официально признана в Бельгии
в 1985 г. С сентября 1989 г. было официально
разрешено преподавание курса «Православие»
в государственных школах Фламандского
сообщества Бельгии . Интерес к Православию
среди бельгийцев растет, и, как отметил
диакон Доминик Вербек, в настоящее время
этот курс уже преподается в десятках
школ на фламандской территории».
В Великобритании, в соответствии
с Законом о реформе образования 1988 года,
в программе государственных школ «обязательно
должно присутствовать религиозное образование,
а также проводиться ежедневные молитвы.
При этом христианство должно пользоваться
должным признанием». Допускаются молитвы
для отдельных групп учеников в соответствии
с их вероисповеданием. Программа религиозного
образования в государственных школах
может учитывать религиозные особенности
местного населения. Родители имеют право
отказаться от религиозного образования
своих детей.
В Федеративной Республике Германии
государственной церкви нет, но имеются
религиозные объединения с юридическим
статусом одного из двух видов: специальным
и обычным. Чтобы претендовать на специальный
статус, религиозное объединение должно
иметь в числе своих членов не менее 1%
населения соответствующей земли. Особый
статус дает религиозным объединениям
право претендовать на государственную
поддержку и заключать соглашения с государством
на право доступа в такие учреждения, как
больницы, школы, вооруженные силы и т.п.
Пункт 3 статьи 7 Основного Закона Федеративной
Республики Германии признает религиозное
обучение обязательным в государственных
школах: «Преподавание религии в государственных
школах, за исключением неконфессиональных,
обязательно. Без ущерба для права надзора
со стороны государства религиозное образование
проводится в соответствии с принципами
религиозных общин. Ни один учитель не
может быть обязан против своей воли преподавать
религию» . Причем речь идет именно о лютеранстве,
а отнюдь, скажем, не о системе «Живой Этики»
или о чем-нибудь подобном, как это все
чаще имеет место в России. Пункт 2 статьи
7 Основного Закона ФРГ устанавливает,
что лица, уполномоченные на воспитание,
имеют право решать, будет ли ребенок получать
религиозное воспитание». Конституции
земель детализируют эти вопросы. Так,
в ст. 12 конституции земли Северный Рейн-Вестфалия
указывается, что «в школах единого вероисповедания…
обучаются дети католического либо евангелического
вероисповедания в духе своей веры. В школах
совместного обучения для детей разных
вероисповеданий обучение и воспитание
проводится на основе общих христианских
культурных и образовательных ценностей».
В с. 13 этой Конституции говорится, что
«освобождение от посещения уроков Закона
Божьего производится при наличии письменного
заявления от лиц, воспитывающих ребенка,
или совершеннолетнего ученика». В ФРГ
сохраняется государственное финансирование
теологических факультетов в государственных
высших учебных заведениях.
Пункт 2 статьи 16 Конституции Греции:
«Образование составляет основную задачу
государства. Оно включает нравственное,
культурное, профессиональное и физическое
воспитание греков, а также развитие их
национального и религиозного самосознания
и формирования их как свободных и ответственных
граждан».
В Грузии Парламент внёс 30 марта 2001
года в Конституцию дополнение, согласно
которому между государством Грузия и
Автокефальной Православной Апостольской
Церковью Грузии установлены конкордатные
отношения. Эти отношения будут регулироваться
специальным Конституционным соглашением.
В своем выступлении 2 апреля 2001 года по
национальному радио с официальным заявлением
об изменении Конституции страны Президент
Грузии Эдуард Шеварднадзе подчеркнул,
что «права других религиозных организаций
и атеистов» не будут ущемлены. За введение
конкордатной системы проголосовало 188
депутатов грузинского парламента, как
пропрезидентские, так и оппозиционные.
Проект Соглашения регламентирует отношения
Церкви и Государства и затрагивает, в
том числе, образование. Учебные программы
предмета по православному вероисповеданию
и кандидатуры преподавателей утверждает
государство по представлению Церкви.
Проект Конституционного соглашения был
опубликован на грузинском языке в трёх
редакциях. Работа над текстом будет продолжена.
Последний вариант отправлен на экспертизу
в Парламентскую ассамблею Совета Европы,
откуда в мае 2001 г. должно поступить заключение
на предмет соответствия Соглашения международным
нормам. Консультации с Советом Европы
по поводу конкордата носят необязательный
характер, так как многолетняя практика
заключения конкордатов между различными
государствами и Католической Церковью
указывает на её легитимность. Только
за время нынешнего понтификата Ватикан
заключил около 60-ти двухсторонних дипломатических
договоров с европейскими партнёрами.
Так что обращение Грузии в Совет Европы
можно интерпретировать либо как «подстраховку»,
либо как знак уважения к европейским
традициям.
Статья 2 Конституции Арабской Республики
Египет устанавливает: «Религиозное воспитание
- основной предмет в программах системы
государственного образования». Статьи
160 и 161 Уголовного кодекса Египта защищают
конституционные принципы религиозной
свободы. Закон №95 от 1980 г. запрещает подстрекательство
молодежи к «отказу от религиозных ценностей
и преданности отечеству» и «отрицанию
трех священных религий».
Статья 42 Конституции Ирландии:
«1. Государство подтверждает, что первым и естественным воспитателем ребенка является Семья, и гарантирует уважение к неотъемлемому праву и обязанности родителей в соответствии с их возможностью давать своим детям религиозное и моральное, интеллектуальное, физическое и социальное воспитание.
2. Родители должны быть свободны
давать такое воспитание дома,
в частных домах или в школах,
признанных или учрежденных
3.10. Государство не должно
4. Государство должно обеспечить
бесплатное начальное
Пункт 40
статьи 44 Конституции Ирландии: «Законодательство,
предоставляющее
В Испании религиозным организациям, с которыми государством заключено соглашение о сотрудничестве, гарантируется предоставление возможности вести религиозное образование в государственных и частных школах при наличии соответствующего желания со стороны учеников и их родителей.
В Италии религиозное образование разрешено в государственных школах. Если родители не хотят, чтобы их дети посещали уроки религиозного образования, они вправе отказаться, написав соответствующее заявление. В случае необходимости родители учеников из некатолических семей могут просить предоставить их детям школьное помещение для религиозного обучения своих детей в рамках своей религии. Текст нового Конкордата гласит: «1. В соответствии с принципом свободы образования и преподавания в пределах предусмотренных Конституцией Итальянская Республика гарантирует католической церкви право свободно создавать всех видов и степеней учебные заведения и воспитательные учреждения. Эти учебные заведения по статусу приравниваются к государственным учебным заведениям, им обеспечивается полная свобода, а их учащимся - условия, равноценные условиям, созданным для учащихся учебных заведений государства и других территоиальных единиц: одинаковые требования предъявляются и к экзаменам. 2. Итальянская Республика, признавая ценность религиозной культуры и, учитывая, что принципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа, в общих целях образования будет продолжать преподавание католической религии в государственных учебных заведениях, кроме университетов». В «Дополнительном протоколе» сказано: «5. В отношении статьи 9: а) в учебных заведениях, указанных в п.2, католическая религия преподается согласно доктрине Церкви при соблюдении свободы совести учеников преподавателями, признанными церковными властями и назначенными по согласованию с ними учебными властями. В детских садах и начальных школах религия преподается классными воспитателями при условии их согласия и если они признаны церковными властями. b) последующим соглашением между компетентными учебными властями и Итальянской Епископской конференцией будут определены: 1) программы преподавания католической религии для различных видов и ступеней государственных учебных заведений; 2) порядок организации преподавания религии, в том числе место в расписании уроков; 3) критерии отбора учебных пособий; 4) направление профессиональной квалификации преподавателей» .