Церковь и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

В наше время вопрос о взаимоотношении Церкви и государства стоит довольно остро. Некоторые доминирующие религиозные течения, обладающие определенной тоталитарной властью над сознанием человека, умышленно вступают в союз с политическим руководством нашей страны. Информация о постоянном контакте Представителя Церкви с высшей государственной властью не сходят с экрана телевизора и газетных полос.

Содержание работы

o Введение
o Глава 1 «Симбиоз церкви и государства»:
1. 1. Виды религиозных конфессий
1. 2. Законодательное закрепление отношений церкви и государства
1.3. Церковь и государство: симбиоз или антибиоз
o Глава 2
2. 1. Внедрение религиозного обучения в школы и в ВУЗы
2. 2. Free Pussy Riot
o Глава 3 «Церковь и коррупция»:
3. 1. Деньги и роскошь – чудо божьей милости
3. 2. Скандалы вокруг патриарха Кирилла

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 126.69 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2

2.1. Внедрение  религиозного обучения в школы  и в ВУЗы

  Следующая проблема, проблема образования, вытекает из самого существа злоупотребления сотрудничеством Церкви и государства. Любая организация, будь то политическая или религиозная, прямо заинтересована в распространении своего учения среди населения. При этом школы, ВУЗы и другие образовательные структуры предстают для многих конфессий отличным полем для пропаганды своего учения. Образование – это лакмусовая бумажка, с помощью которого с большой долей уверенности можно сказать, насколько светское то или иное государство. Образование носит светский характер только тогда, когда в образовательных программах государственных и муниципальных учебных учреждений отсутствуют дисциплины на религиозную тематику.

  Российское законодательство допускает в государственных и муниципальных образовательных структурах преподавание религиозных дисциплин. Но для этого, в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона, требуется просьба родителей или лиц, их заменяющих, и согласие самих детей, которые обучаются в учебном заведении. Только после этих обязательных процедур администрация учебного заведения по согласованию с органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей вне рамок образовательных программ. Как можно заметить, процедура довольно трудоемкая и не простая. Помимо прочего, на основе толкования вышеуказанной статьи, можно «вскрыть» определенные пробелы в праве и возникающие в связи с этим практические проблемы. Так, в данной статье, если обратить внимание, говорится только о детях и родителях. В соответствии с российским гражданским законодательством дети – это лица, не достигшие восемнадцати лет (несовершеннолетние). Это значит, что ст. 5 Закона имеет юридическую значимость только для тех учебных заведений, где обучаются именно дети (дошкольные и общеобразовательные учебные заведения)! Т.е., основываясь на элементарной логике, данная статья неприемлема для ВУЗов, где преимущественно обучаются совершеннолетние граждане России. Вот как раз на основании этого пробела в российском законодательстве можно воочию увидеть сращивание Церкви и государства. Например, в г. Курске при КГМУ (Курский Государственный Медицинский Университет) находится православный приход св. Луки, чего в светском государстве быть не должно.

 
  Проведенный на одном из  сайтов опрос в Интернете дал следующие интересные результаты. На вопрос «Нужна ли в образовании религия?» среди 100 % опрошенных респондентов около 60 % дали отрицательный результат. Оставшиеся 40 % ответили утвердительно. Одна девушка поделилась примером из собственной жизни, как ее и ее одноклассников их классный руководитель заставляет посещать факультативные занятия по основам православного учения в принудительном порядке! При этом классный руководитель утверждает, что в ней говорит сам Бог! Разумеется, данное поведение классного руководителя, ущемляющее конституционные права граждан, является незаконным и нехристианским, и служит предметом надзора сотрудников Прокуратуры.

  На основании таких простых примеров можно сделать однозначные выводы о том, к каким последствиям приводит введение изучения религиозных предметов, пусть даже на уровне факультативов, в государственных и муниципальных учебных заведениях. 
Следует отметить, что, в принципе, внедрение религиозного обучения в школы и ВУЗы для православия не является серьезной проблемой. Но не нужно забывать, что религия – это не одно лишь православие. Есть случаи, когда перед представителями других церквей «не православной направленности» просто молча закрывали двери, как учебные заведения, так и власти. Мол, это не христианство, а секта, ересь, разрушающая сознание наших детей. Нужно признать, несмотря на демократические и, в большинстве своем, справедливые законы, в России существует религиозная дискриминация. Например, ни в одной российской школе вы не увидите факультативов по изучению основ баптизма, лютеранства или адвентизма. Что уж говорить об изучении других религий, таких как ислам, буддизм и др. (хотя справедливости ради надо отметить, что в некоторых преимущественно мусульманских субъектах России изучаются основы ислама в учебных заведениях, но это исключение из правил и опять-таки носит характер дискриминации по отношению к другим конфессиям). В России существует одна серьезная проблема, проблема религиозной нетерпимости, вытекающая из подавления православием других конфессий и культивирования религиозной превосходности, мне чем-то напоминающее фашизм и коммунизм. Лозунги типа «Россия для православия» можно найти на многих Интернет сайтах и в высказываниях людей, считающих себя как минимум порядочными гражданами, как максимум – благочестивыми христианами.

  При наличии принципа отделения церкви от государства в большинстве европейских стран в государственных общеобразовательных школах преподаются религиозные предметы. Причем, это является основанной на законе практикой.

 
  Так, пункт 10 статьи 14 Конституции Австрии устанавливает: «По вопросам, касающимся федеральных школьных органов, действующих в землях и административных районах, обязательного школьного обучения, организации школ, частных школ и отношений между школой и церковью (религиозными обществами), включая преподавание религии в школе, если эти вопросы не касаются высших учебных заведений и академий искусств, федеральные законы могут приниматься Национальным советом лишь в присутствии не менее половины членов и большинством в две трети поданных голосов». Пункт 3 статьи 14а Конституции Австрии: «Если это не касается вопросов, названных в абзаце 2, то к ведению Федерации относится законодательство, а к ведению земель - исполнительная деятельность по вопросам: а) преподавания религии…» .

 
  Параграф 1 статьи 24 Конституции Бельгии устанавливает: «Сообщество организует образование, которое является нейтральным. Нейтральность подразумевает, в частности, уважение, философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся. Школы, организуемые государственными властями, предоставляют вплоть до конца обязательного школьного обучения выбор между одной из признанных религий и преподаванием неконфессиональной морали» . Параграф 3 статьи 24 Конституции Бельгии: «Все учащиеся, подлежащие обязательному школьному обучению, имеют право на духовное и религиозное обучение за счет сообщества» . Преподавание Православия в государственных школах французского сообщества Бельгии разрешено с 1 сентября 1997 г. Как известно, Православная Церковь была официально признана в Бельгии в 1985 г. С сентября 1989 г. было официально разрешено преподавание курса «Православие» в государственных школах Фламандского сообщества Бельгии . Интерес к Православию среди бельгийцев растет, и, как отметил диакон Доминик Вербек, в настоящее время этот курс уже преподается в десятках школ на фламандской территории».

 
  В Великобритании, в соответствии с Законом о реформе образования 1988 года, в программе государственных школ «обязательно должно присутствовать религиозное образование, а также проводиться ежедневные молитвы. При этом христианство должно пользоваться должным признанием». Допускаются молитвы для отдельных групп учеников в соответствии с их вероисповеданием. Программа религиозного образования в государственных школах может учитывать религиозные особенности местного населения. Родители имеют право отказаться от религиозного образования своих детей.

 
  В Федеративной Республике Германии государственной церкви нет, но имеются религиозные объединения с юридическим статусом одного из двух видов: специальным и обычным. Чтобы претендовать на специальный статус, религиозное объединение должно иметь в числе своих членов не менее 1% населения соответствующей земли. Особый статус дает религиозным объединениям право претендовать на государственную поддержку и заключать соглашения с государством на право доступа в такие учреждения, как больницы, школы, вооруженные силы и т.п. Пункт 3 статьи 7 Основного Закона Федеративной Республики Германии признает религиозное обучение обязательным в государственных школах: «Преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно. Без ущерба для права надзора со стороны государства религиозное образование проводится в соответствии с принципами религиозных общин. Ни один учитель не может быть обязан против своей воли преподавать религию» . Причем речь идет именно о лютеранстве, а отнюдь, скажем, не о системе «Живой Этики» или о чем-нибудь подобном, как это все чаще имеет место в России. Пункт 2 статьи 7 Основного Закона ФРГ устанавливает, что лица, уполномоченные на воспитание, имеют право решать, будет ли ребенок получать религиозное воспитание». Конституции земель детализируют эти вопросы. Так, в ст. 12 конституции земли Северный Рейн-Вестфалия указывается, что «в школах единого вероисповедания… обучаются дети католического либо евангелического вероисповедания в духе своей веры. В школах совместного обучения для детей разных вероисповеданий обучение и воспитание проводится на основе общих христианских культурных и образовательных ценностей». В с. 13 этой Конституции говорится, что «освобождение от посещения уроков Закона Божьего производится при наличии письменного заявления от лиц, воспитывающих ребенка, или совершеннолетнего ученика». В ФРГ сохраняется государственное финансирование теологических факультетов в государственных высших учебных заведениях.

 
  Пункт 2 статьи 16 Конституции Греции: «Образование составляет основную задачу государства. Оно включает нравственное, культурное, профессиональное и физическое воспитание греков, а также развитие их национального и религиозного самосознания и формирования их как свободных и ответственных граждан».

 
  В Грузии Парламент внёс 30 марта 2001 года в Конституцию дополнение, согласно которому между государством Грузия и Автокефальной Православной Апостольской Церковью Грузии установлены конкордатные отношения. Эти отношения будут регулироваться специальным Конституционным соглашением. В своем выступлении 2 апреля 2001 года по национальному радио с официальным заявлением об изменении Конституции страны Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе подчеркнул, что «права других религиозных организаций и атеистов» не будут ущемлены. За введение конкордатной системы проголосовало 188 депутатов грузинского парламента, как пропрезидентские, так и оппозиционные. Проект Соглашения регламентирует отношения Церкви и Государства и затрагивает, в том числе, образование. Учебные программы предмета по православному вероисповеданию и кандидатуры преподавателей утверждает государство по представлению Церкви. Проект Конституционного соглашения был опубликован на грузинском языке в трёх редакциях. Работа над текстом будет продолжена. Последний вариант отправлен на экспертизу в Парламентскую ассамблею Совета Европы, откуда в мае 2001 г. должно поступить заключение на предмет соответствия Соглашения международным нормам. Консультации с Советом Европы по поводу конкордата носят необязательный характер, так как многолетняя практика заключения конкордатов между различными государствами и Католической Церковью указывает на её легитимность. Только за время нынешнего понтификата Ватикан заключил около 60-ти двухсторонних дипломатических договоров с европейскими партнёрами. Так что обращение Грузии в Совет Европы можно интерпретировать либо как «подстраховку», либо как знак уважения к европейским традициям.

 
  Статья 2 Конституции Арабской Республики Египет устанавливает: «Религиозное воспитание - основной предмет в программах системы государственного образования». Статьи 160 и 161 Уголовного кодекса Египта защищают конституционные принципы религиозной свободы. Закон №95 от 1980 г. запрещает подстрекательство молодежи к «отказу от религиозных ценностей и преданности отечеству» и «отрицанию трех священных религий».

Статья 42 Конституции Ирландии:

«1. Государство подтверждает, что  первым и естественным воспитателем ребенка является Семья, и гарантирует  уважение к неотъемлемому праву  и обязанности родителей в соответствии с их возможностью давать своим детям религиозное и моральное, интеллектуальное, физическое и социальное воспитание.

2. Родители должны быть свободны  давать такое воспитание дома, в частных домах или в школах, признанных или учрежденных государством.

3.10. Государство не должно принуждать  родителей вопреки их совести  и законному предпочтению посылать  своих детей в школы, учрежденные  государством, или любые определенные  виды школ, указанных государством…

4. Государство должно обеспечить  бесплатное начальное образование  и должно стремиться дополнить  и оказать разумную помощь  частным и общественным образовательным  инициативам и, когда этого  требует общественное благо, предоставлять  другие возможности и учреждения, имея в виду, однако, права родителей,  особенно в вопросах религиозного  и морального формирования» .

Пункт 40 статьи 44 Конституции Ирландии: «Законодательство, предоставляющее государственную  помощь школам, не должно вводить дискриминацию  школ, состоящих под управлением  различных религиозных направлений, а также воздействовать на право  детей посещать получающие общественные деньги школы, в которых нет религиозных  поучений» .

 

  В Испании религиозным организациям, с которыми государством заключено соглашение о сотрудничестве, гарантируется предоставление возможности вести религиозное образование в государственных и частных школах при наличии соответствующего желания со стороны учеников и их родителей.

 

  В Италии религиозное образование разрешено в государственных школах. Если родители не хотят, чтобы их дети посещали уроки религиозного образования, они вправе отказаться, написав соответствующее заявление. В случае необходимости родители учеников из некатолических семей могут просить предоставить их детям школьное помещение для религиозного обучения своих детей в рамках своей религии. Текст нового Конкордата гласит: «1. В соответствии с принципом свободы образования и преподавания в пределах предусмотренных Конституцией Итальянская Республика гарантирует католической церкви право свободно создавать всех видов и степеней учебные заведения и воспитательные учреждения. Эти учебные заведения по статусу приравниваются к государственным учебным заведениям, им обеспечивается полная свобода, а их учащимся - условия, равноценные условиям, созданным для учащихся учебных заведений государства и других территоиальных единиц: одинаковые требования предъявляются и к экзаменам. 2. Итальянская Республика, признавая ценность религиозной культуры и, учитывая, что принципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа, в общих целях образования будет продолжать преподавание католической религии в государственных учебных заведениях, кроме университетов». В «Дополнительном протоколе» сказано: «5. В отношении статьи 9: а) в учебных заведениях, указанных в п.2, католическая религия преподается согласно доктрине Церкви при соблюдении свободы совести учеников преподавателями, признанными церковными властями и назначенными по согласованию с ними учебными властями. В детских садах и начальных школах религия преподается классными воспитателями при условии их согласия и если они признаны церковными властями. b) последующим соглашением между компетентными учебными властями и Итальянской Епископской конференцией будут определены: 1) программы преподавания католической религии для различных видов и ступеней государственных учебных заведений; 2) порядок организации преподавания религии, в том числе место в расписании уроков; 3) критерии отбора учебных пособий; 4) направление профессиональной квалификации преподавателей» .

Информация о работе Церковь и государство