Действие нормативно правовых актов во времени, пространстве, по кругу лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Использование этого огромного массива правовой информации в практической деятельности юриста или адвоката предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ 2
2 ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НПА 12
3. ДЕЙСТВИЕ НПА 20
3.1 Действие НПА во времени………………………………………20
3.2. Действие НПА по кругу лиц 27
3.3 Действие НПА в пространстве 29
4 ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ НПА 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Курсовой по теории права и государства.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

12) Постановление Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"13;

13) Постановление Правительства  РФ от 26.12.95 № 1263 "Об информационном  бюллетене "Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку"14;

14) Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395 "О Положении Банка  России "О порядке подготовки  и вступления в силу нормативных  актов Банка России"15;

15) Указание ГТК РФ  от 02.07.97 № 01-14/836 "О применении таможенными органами законодательства Российской Федерации"16.

От момента принятия (издания) акта до его вступления в  силу проходит определенное время, необходимое  для его государственной регистрации (для ведомственных актов) и опубликования, для всех НПА, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Со дня подписания вступают в силу только те акты Президента и Правительства, которые не носят  нормативный характер, а также  содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п. п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763), а также акты органов исполнительной власти, не имеющие нормативного характера. Таким образом, обязательными условиями вступления НПА в силу являются:

1) обязательное официальное  опубликование всех НПА (ст. 1 ФЗ "О порядке опубликования и  вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального  Собрания" от 14.06.94 № 5-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23.05.96 № 763);

2) обязательная государственная  регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763). Причем государственной регистрации подлежат НПА, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими (п. 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.07.99 № 217).

Официальное опубликование

Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение  полного текста документа в специальных  изданиях, признанных официальными действующим  законодательством.

Для федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания такими изданиями являются "Парламентская  газета", "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации" (ст. 4 ФЗ от 14.06.94 № 5-ФЗ), а для актов Президента РФ, актов Правительства РФ - "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации" (п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования  и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 № 5-ФЗ официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

При определении, какая  публикация является первой, следует  учесть положения п. 6 Постановления  Конституционного Суда от 24.10.96 № 17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента еще не обеспечивается реальное получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты "Парламентской газеты", "Российской газеты" и "Собрания законодательства Российской Федерации" и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования НПА.

Для ведомственных НПА (за исключением актов ЦБ РФ, ФКЦБ РФ) до 18 августа 1998 г. (день вступления в силу Указа Президента РФ от 13.08.98 № 963 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти") официальным опубликованием считалось опубликование в "Российских вестях" и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" (п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763). Президент РФ Указом от 13.08.98 № 963 внес изменения в порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, установив, что указанные акты подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" вместо газеты "Российские вести", как было ранее.

Для НПА ЦБ РФ официальным  источником опубликования является "Вестник Банка России" (ст. 6 ФЗ от 02.12.90 № 394-1).

Для НПА ФКЦБ РФ - "Вестник  Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" (п. 1 Постановления Правительства  РФ от 26.12.95 № 1263).

Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ

С 15 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 08.05.92 № 305 была введена государственная регистрация  нормативных актов министерств  и ведомств, затрагивающих права  и интересы граждан и носящих  межведомственный характер.

Указом Президента РФ от 21.01.93 № 104 было установлено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

В настоящее время  Постановление Правительства РФ от 08.05.92 № 305 и Указ Президента РФ от 21.01.93 № 104 утратили силу в связи с утверждением новых Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (см. Постановление Правительства РФ от 13.08.97 № 1009) и новым Порядком опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (см. Указ Президента РФ от 23.05.96 № 763). Тем не менее правовые последствия несоблюдения установленного порядка регистрации и опубликования актов, которые в этом нуждаются, остались прежними: акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не могут применяться.

Действие НПА  по кругу лиц

 

Действие НПА по кругу лиц  тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. В соответствии с общим правилом, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как  на граждан данного государства, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства). Однако, и из этого правила есть исключения:

  • во-первых, действующее уголовное законодательство России распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на её граждан за границей;
  • во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые НПА могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (например, Конституция или УК РФ). Другие нормативные акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (пенсионеры, военнослужащие и т.п.);
  • в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства;
  • им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определённые обязанности (участие в избирательном процессе, служба в Вооружённых силах и т.п.);
  • представители иностранных государств (дипломатический персонал посольств, главы государств и правительств) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Это означает, что вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершённые на территории РФ, решается дипломатическим путём.

 

Особую категорию адресатов нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а также беженцы и перемещённые лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покивув свою страну в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств.

В отличие от них, вынужденные  переселенцы покидают не суверенное государство, а какой-либо регион страны.

Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативных актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией признаётся и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

 

Действие НПА  в пространстве

 

Действия нормативных  актов в пространстве осуществляется с учётом территориального и экстерриториального  принципов.

Под территориальным  принципом понимают действие НПА  в пределах государственных или  административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Государственной территорией  является часть земной поверхности  в пределах государственных границ, недра, внутренние и территориальные  воды, воздушное пространство над  ограниченной территорией, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

В России, которая является федеративным государством (п.1. ст.1 Конституции  РФ), как и в иных федеративных государствах, регулирование общественных отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства.

 

п.2. ст.4 Конституции  РФ «Конституция Российской Федерации  и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

 

Акты федеральных органов  власти действую в пределах территориальных границ государства.

 

Акты субъектов федерации  регулируют отношения в рамках их территориальных границ.

 

Статья 76 Конституции  РФ:

4. Вне пределов  ведения Российской Федерации,  совместного ведения Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и  иные нормативные правовые акты  субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 

НПА органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность  действия нормативных актов означает распространение правовых актов  данного субъекта правотворчества  за пределы территории его юрисдикции. К примеру, при рассмотрении судом споров, связанных с внешнеторговыми сделками, в некоторых случаях, возможно применение иностранного законодательства. Кроме того, при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

 

 

 

Прекращение действия НПА

Прекращение действия нормативных  актов осуществляется, как правило, следующими способами:

  1. истечением срока действия, на который был принят НПА;
  2. прямой отменой НПА уполномоченным органом;
  3. фактической заменой НПА иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Как показывает правоприменительная  практика, последний из перечисленных способов прекращения действия НПА, получил наибольшее распространение. Ввиду того, что зачастую перечни актов утративших юридическую силу не составляются, либо составляются с опозданием, возникают правовые коллизии и пробелы в законодательстве.

Вновь принятый НПА, как правило, распространяет своё действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. По общему правилу – закон обратной силы не имеет. В то же время, из этого правила есть исключения:

  • когда в самом НПА указывается, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до момента принятия НПА;
  • когда НПА смягчает или отменяет ответственность за правонарушение.

 

Заключение

 

Известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, определяя границы  действия нормативных актов во времени, писал, что "… закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении".

Я надеюсь, что в настоящей  работе нашел ответ на этот непростой  и неоднозначный вопрос.

 

 

Список использованной литературы

 

 

Информация о работе Действие нормативно правовых актов во времени, пространстве, по кругу лиц