Действие нормативно-правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:02, реферат

Описание работы

Признаком, позволяющим установить особенности того или иного государства, является его форма. Форма государства - это, прежде всего, порядок образования органов государства, особенности структуры высших органов государства, взаимоотношения между ними и органами составных частей государства и местными органами, а также методы их деятельности по руководству обществом.
Всякая форма государства складывается из трех её структурных элементов, а именно: формы правления, государственного устройства и формы политического режима.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 23.05 Кб (Скачать файл)

1 Характеристика  основных конституционно закрепленных  элементов формы Российского  государства

Признаком, позволяющим установить особенности того или иного государства, является его форма. Форма государства - это, прежде всего, порядок образования органов государства, особенности структуры высших органов государства, взаимоотношения между ними и органами составных частей государства и местными органами, а также методы их деятельности по руководству обществом.  

Всякая форма государства складывается из трех её структурных элементов, а именно: формы правления, государственного устройства и формы политического режима.

Форма правления Российской Федерации

По тому, как строятся высшие органы власти - являются ли они  единоличными или коллегиальными, наследственными или выборными, в теории государства и права принято различать монархические и республиканские формы правления.  
          В статье 1 Основного закона Российской Федерации Россия характеризуется как государство с республиканской формой правления. Однако в Конституции не устанавливается, к какой разновидности республики относится Российская Федерация - парламентской или президентской. Вместе с тем, конституционные характеристики статуса Президента Российской Федерации дают основания говорить о том, что в Российской Федерации предпочтение отдано президентской форме правления. В конкретных условиях нашей страны более предпочтительной оказалась именно такая форма правления, которая призвана, с одной стороны, обеспечить сбалансированный характер взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью, а с другой - сильную исполнительную власть. Характеризуя правовой статус Президента Российской Федерации, не следует ограничиваться безоговорочными утверждениями - "или ... или". То есть в данном случае речь идет о том, что многие наши государствоведы в обязательном порядке пытаются сравнить особенности статуса Президента РФ со статусом Президента в США, как классической формы президентской республики, а затем отсчитывая от неё все иные президентские республики. Тем самым президентская республика США превращается в главную точку отсчета - только такой должна быть президентская республика, а все остальные - это уже полупрезидентские, смешанные и т. п. У каждого государства есть свои особенности, традиции, обстоятельства, которые вызвали необходимость установить именно такую, свою форму президентской республики. Так и в Российской Федерации. 
Президент Российской Федерации может быть отнесен к вполне самостоятельному виду органов государственной власти.

Конституция Российской Федерации  предлагает новую схему разделения властей, суть которой - более сильное  президентство, чем это сложилось  в современных президентских  республиках. По действующей Конституции  Российской Федерации Президент  Российской Федерации уже не глава  исполнительной власти, как это было по Конституции 1978 г. с изменениями 1989-1991 гг., и, следовательно, он не руководит  деятельностью Правительства и  не несет прямой ответственности  за политику и действия исполнительной власти. Президент и исполнительная власть отделяются, а это значит, что сделан шаг в сторону от американской модели президентской  республики, которая предполагает тесную связь этих ветвей власти. Особенность  президентской власти в России в  том, что она становится доминирующей в схеме разделения властей, в  определенной степени первичной  и по отношению к законодательной, и исполнительной, и судебной. 
Отвечая на вопрос о том, какую форму правления установила Конституция Российской Федерации 1993 года, можно прямо сказать, что Россия является президентской республикой со своими специфическими особенностями.

Форма государственного устройства

В науке под государственным устройством понимают устройство государства с точки зрения его национально - государственной или административно - территориальной организации, т. е. из каких частей состоит государство и какой характер взаимоотношения государства в целом с его составными частями.

 Для всех современных государств характерна одна из двух форм государственного устройства - унитарное или единое государство и федеративное или  сложное государство. Унитарное государство характеризуется следующими основными чертами:

- это единое, слитное государство, территория которого делится на административно - территориальные единицы, которые не являются самостоятельными государственными образованиями. Вместе с тем, унитарная республика допускает национально-политическую или административную автономию;

- в унитарном государстве имеется одна конституция (реже конституцию имеет одна из форм автономии, но она не должна противоречить содержанию общегосударственной конституции);

- имеются единые законодательные и представительные органы для всей страны. В административно - территориальных единицах таких органов нет. Там действуют органы территориальных образований. 
 В общественных науках термин "государственное устройство" употребляют в широком и узком смысле. Государственное устройство в широком смысле понимается как все устройство государства - организация власти, включая систему государственных органов, правовой статус личности и др. В узком смысле - это его территориальная организация и только.

Федеративное устройство, независимо от его разновидности, характеризуется  следующими государственно - правовыми признаками:

- это также единое, но уже сложное государство, состоящее из государств - членов (субъектов), т.е. это постоянное объединение нескольких государств или государственных образований, которые образовали новое государство. При этом, каждый из субъектов федерации обладает значительной самостоятельностью;

-  правовой формой закрепления государственных связей является либо договор, либо конституция, законодательно закрепившие предметы ведения двух уровней;

- у федерации есть единая территория, образованная в результате объединения территорий её субъектов;

- в федерации имеется единое федеральное гражданство и одновременно может сохраняться гражданство её отдельных субъектов;

- в федерации существуют общие для всего государства высшие законодательные (представительные) органы государственной власти, единые органы исполнительной власти. В тоже время субъекты федерации вправе иметь свои законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти;

- в федерации создаются единые вооруженные силы, устанавливается единая денежная система и система федеральных налогов. Названные признаки являются общими для всех федераций.

Российская Федерация  существенно отличается от всех известных  современных федеративных государств. До образования СССР под федерацией обычно понимали объединение двух или более государств в одно союзное государство. Однако образование РСФСР шло другим путем; она была образована в результате создания в её составе автономных государств народов, населявших территорию России. Эти государства (автономные республики) и национально-государственные образования (автономные области и национальные округа) стали её субъектами. С самого начала своего образования Российская Федерация (РСФСР) характеризовалась тем, что это была федерация конституционная, национально - территориальная, асимметричная, децентрализованная.

Часто к формам государственного устройства относят и конфедерацию. Слово "конфедерация" в переводе на русский язык означает - союз, объединение. Применительно к рассматриваемому вопросу, это означает постоянный, а чаще - временный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей политического, военного или таможенного характера. В конфедерации образуются только те органы, которые необходимы для решения общих задач в пределах делегированных им полномочий. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Решения этих органов, хотя и принимаются по принципу единогласия, подлежат осуществлению только с согласия органов власти соответствующего государства, которому принадлежит также право нуллификации, т. е. право отказа в признании либо в применении актов союзной власти на своей территории. Конфедерация не обладает суверенитетом, который сохраняется за входящими в союз государствами; не является субъектом международного права, поскольку конфедерация лишена суверенной власти над территорией и населением; субъектам конфедерации принадлежит право выхода из союза (сецессия). В конфедерации нет единого гражданства, отсутствует единая система налогов; бюджет конфедерации формируется за счет взносов субъектов конфедерации, при чем, возможность принудительного взыскания налогов конфедерация не обладает. Всё это свидетельствует о том, что конфедерация не представляет единого государства с присущими ему соответствующими государственно-правовыми признаками, а потому не может быть признана формой государственного (внутригосударственного) устройства. Конфедерация - это международно-правовое объединение государств .

Политический режим Российской Федерации

Главной, внутренней стороной формы государства является политический режим, который характеризуется:

  - совокупностью приемов и методов осуществления государственной власти;

  - определенными структурными особенностями самого государственного аппарата.

Можно сказать, что именно анализ политического режима позволяет  высказать наиболее адекватное суждение о подлинных возможностях человека в его взаимоотношениях с государственными органами. Политическим режимом обуславливается присущий тому или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Это, по сути, функциональная характеристика власти. Она не может не отражаться на правовых формах государства и его отношениях с обществом и отдельным человеком, урегулированных, прежде всего, государственным правом. Однако именно политический режим нередко выступает как причина фиктивности соответствующих правоположений, содержание которых выхолащивается практикой осуществления государственной власти или которые этой практикой нарушаются. 
В современном мире существуют:

- либеральный, либерально  - демократический или конституционный, бонапартистский, военно - полицейский, фашистский, диктаторско - монополистический, марионеточный, клерикально - фундаменталистский и различные варианты того или иного из названных режимов. Однако всё многообразие политических режимов в науке сводят к двум большим разновидностям- демократическому и антидемократическому политическому режиму.

Демократический режим характеризуется  высокой степенью политической свободы  человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих  ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политический режим обычно находит отражение в конституциях и законах, которые закрепляют институты представительной и непосредственной демократии, гарантированные личные и политические права и свободы, независимые средства массовой информации, политическое многообразие, разделение властей, широкое местное самоуправление и другие.         

Отличаются многообразием  и антидемократические политические режимы. Эти режимы обычно делят  на авторитарные и тоталитарные. 
Авторитарным называется политический режим, при котором власть полностью или в достаточно полном объеме сконцентрирована в руках одного органа или лица, игнорируя или существенно снижая роль представительных органов. В таком государстве полностью или почти полностью отсутствует на деле политическая оппозиция. Оппозиция либо прямо запрещается, либо ставится в такие условия, которые не позволяют ей нормально функционировать. Публичная власть широко прибегает к администрированию. Выборы проводятся под контролем властей. Формальным характером отличается и разделение властей, даже если оно и провозглашено конституционно. Реально все функции власти сосредоточены в руках одного лица - президента, премьер-министра, монарха. Для всеохватывающего овладения обществом используется такой политический институт, как государственная "партия", проникающая во все ячейки общества. Предел авторитаризма образует тоталитарный режим. Своё законченное выражение тоталитаризм получает в виде фашистского государства. 
Политический режим в Российской Федерации. - Согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации 1993 года: "Российская Федерация -Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления". 
Демократический политический режим в Российской Федерации характеризуется следующими особенностями:

- демократический режим Российской Федерации раскрывается в таких основах конституционного строя как народовластие, а формой его реализации выступает республиканское правление с разделением и взаимодействием властей, развитой системой народного представительства и различных форм непосредственной демократии;

- демократический режим Российской Федерации находит своё выражение и в том, что в ней человек, его права и свободы провозглашаются (объявляются) высшей ценностью. При чем, Конституция устанавливает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;

- демократия в России осуществляется на основе принципа идеологического и политического многообразия. Этот принцип исключает возможность существования в стране государственной или иной обязательной идеологии. При этом принцип идеологического и политического многообразия означает также создание возможностей оказывать влияние на политические процессы теми социально-политическими или иными организациями, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции Российской Федерации; 
          - к числу важнейших проявлений демократизма российского государства относится наличие местного самоуправления и различных форм непосредственной демократии на федеральном, региональном и местном уровнях, которые распространяются не только на территориальные сообщества, но и на национальные образования, места проживания малочисленных народов России.

Таким образом, демократический  режим российского государства в юридическом аспекте представляет собой механизм выявления и реализации воли большинства народа; это - механизм, в котором или с помощью которого выявленная воля не искажается, не извращается в интересах меньшинства, а в целом соответствует интересам, подавляющего большинства общества .


Информация о работе Действие нормативно-правовых актов