Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по лицам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы явилось стремление более подробно охарактеризовать нормативно-правовые акты, их влияние на общество. На основании цели поставлены задачи:
1. изучить понятие нормативно – правовых актов;
2. определить признаки нормативно – правовых актов;
3. рассмотреть классификацию нормативно – правовых актов;
4. разобрать виды нормативно – правовых актов;
5. исследовать действие нормативно – правовых актов.

Содержание работы

Введение……………………………………………...……………………3
1. Нормативно – правовой акт в системе правовых актов: понятие, признаки, виды…………………………………………………………………….5
1.1 Понятие нормативно – правового акта………………………………5
1.2 Признаки нормативно – правового акта……………………………7
1.3 Классификация нормативно – правовых актов……………………..9
1.4 Виды нормативно – правовых актов……………………………….11
2. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по лицам………………………………………………………………………..16
2.1 Пределы действия нормативных актов…………………………….16
Заключение………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………...…………21

Файлы: 1 файл

к.docx

— 104.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………...……………………3

1. Нормативно – правовой  акт в системе правовых актов: понятие,     признаки, виды…………………………………………………………………….5

1.1 Понятие нормативно  – правового акта………………………………5

1.2  Признаки нормативно  – правового акта……………………………7

1.3 Классификация нормативно  – правовых актов……………………..9

1.4 Виды нормативно –  правовых актов……………………………….11

2. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по лицам………………………………………………………………………..16

2.1 Пределы действия нормативных актов…………………………….16

Заключение………………………………………………………………20

Список использованной литературы………………………...…………21

Приложение 1……………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства.

На всех этапах развития российской государственности право было важным и эффективным инструментом руководства обществом.

И в настоящее время правильное отражение потребностей жизни, эффективность, полнота и своевременность законодательных решений, высокое качество законов становятся во многом определяющими факторами политического, социального и духовного обновления России, экономических преобразований в стране.

Для каждого гражданина, где бы он ни работал и какой бы деятельностью ни занимался, право всегда воспринимается как те или иные акты. Правовые акты – наглядное структурное выражение права. И их нужно хорошо знать, умело готовить и правильно применять. Особенно это важно для юристов, поскольку от них зависит непосредственное формирование массива нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт - это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права.

Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован.

В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения.

С помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся конституции, законы, кодексы и другие.

Целью данной курсовой работы явилось стремление более подробно охарактеризовать нормативно-правовые акты, их влияние на общество. На основании цели поставлены задачи:

1. изучить понятие нормативно – правовых актов;

2. определить признаки нормативно – правовых актов;

3. рассмотреть классификацию нормативно – правовых актов;

4. разобрать виды нормативно – правовых актов;

5. исследовать действие нормативно – правовых актов.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Нормативно – правовой акт в системе правовых актов: понятие, признаки, виды

1.1 Понятие нормативно – правового акта

Ведущее место среди источников современного российского права занимают нормативные правовые акты — акты государственных органов, содержащие юридические нормы. Они являются результатом правотворчества. Правотворчество – составная часть более широкого процесса – правообразования.

Правообразование — относительно длительный по времени процесс формирования юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество.

Правотворчество — это деятельность государственных органов (в случае референдума — всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов.

К правотворческой деятельности, наряду с принятием новых юридических норм, относятся также отмена и изменение устаревших нормативных правовых предписаний.1

Результатом правотворческой деятельности являются разнообразные нормативные правовые акты.

Нормативные правовые акты – это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.2

Нормативный правовой акт — установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права). Данная форма права известна всем обществам.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ дает следующее определение нормативного правового акта — «изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом».3

Существуют и другие трактовки определений термина «нормативный правовой акт» различных видов.

Нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус организации – это типовые примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные наиболее важные государственные функции.

Нормативный правовой акт, имеющий межведомственный характер – это акты, содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт».4

 

 

 

 

 

1.2  Признаки нормативно – правового акта

Нормативно-правовой акт это наиболее совершенный источник права, позволяющий обеспечить точное, четкое и стабильное правовое регулирование.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во – первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во – вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В – третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В – четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

 

В – пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции, знания закона и налагать санкции.

Основной задачей нормативно-правового акта является хранение правовой информации и доведение ее до сведения адресатов. Он является наиболее удобной и совершенной формой права как для «простых» его субъектов, так и для государства. Посредством нормативно-правового акта государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Классификация нормативно – правовых актов

Нормативный правовой акт — понятие собирательное, оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативные правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям:

- юридической силе;

- сфере действия;

- субъектам, их издающим.6

И добавлю еще одно основание для классификации:

- по времени их действия.

Рассмотрим подробнее эту классификацию.

По субъекту правотворчества, т.е. кто, является инициатором данного нормативно правового акта:

- государственный орган;

- общественные организации;

- народ (референдум).

По сфере их распространения:

- федеральные нормативно  правовые акты;

- акты субъектов РФ;

- акты муниципальных органов;

- локальные правовые акты  организаций, учреждений и т.п.

По времени их действия:

- акты, принятые на неопределенное  длительное время;

- акты временные (на определенный  период).

По юридической силе: это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость нормативно правового акта в системе нормативно-правового регулирования.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. То есть последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

По данному основанию нормативно правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Виды нормативно –  правовых актов

После рассмотрения классификации нормативно – правовых актов, я рассмотрю основание, где разделение происходит по юридической силе, на приложении 1 схематично представлено разделение и виды нормативно правовых актов.

Законы

Этимологически слово "закон" происходит от древнерусского слова "кон", которое означало границу, предел чего-либо.

Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Каковы характерные признаки закона как ведущего источника права?

1.  Закон  — это юридический  документ, содержащий нормы права.

2. Закон является результатом  правотворческой деятельности высшего  органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.

3.  Закон регулирует  наиболее значимые, типичные, устойчивые  отношения в обществе.

4.  Закон обладает высшей  юридической силой, что проявляется  в невозможности его отмены  другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию  закона не Должны противоречить  все иные юридические документы.

5.  Закон является фундаментальным  юридическим документом. Он служит  базой, основой, ориентиром нормотворческой  деятельности иных государственных  органов, судов.8

Виды законов:

Конституция Российской Федерации – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции Российской Федерации.

В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно, (примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу, в частности, относятся:

1) чрезвычайное положение;

2) принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта;

3) изменение статуса субъекта Российской Федерации;

4) описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;

5) референдум и др.9

Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

Информация о работе Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по лицам