Демократические политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 03:34, реферат

Описание работы

В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое значение приобретает совершенствование процедуры судопроизводства, расширение доступа граждан к правосудию и гласность разбирательства дел судами общей юрисдикции. Одним из путей совершенствования организации судопроизводства служат повышение степени информатизации судов, их компьютеризация, расширение применения компьютерных технологий, создание на этой базе современных и надёжных систем отбора, хранения информации, доступа к ней, а также её использование и распространение.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 30.45 Кб (Скачать файл)

В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое значение приобретает  совершенствование процедуры судопроизводства, расширение доступа граждан к  правосудию и гласность разбирательства  дел судами общей юрисдикции. Одним  из путей совершенствования организации  судопроизводства служат повышение  степени информатизации судов, их компьютеризация, расширение применения компьютерных технологий, создание на этой базе современных  и надёжных систем отбора, хранения информации, доступа к ней, а также  её использование и распространение.

В обстановке постоянно растущей нагрузки на судей, требований о сокращении сроков и повышении качества рассмотрения дел современные информационные системы способны обеспечить быстрый  доступ судей к банкам законодательных  данных, к обобщённым материалам судебной практики, особенно в новых и развивающихся  областях права, повышают возможности  научных исследований. Они позволят автоматизировать, а значит, унифицировать  судебное делопроизводство, обеспечить высокое качество исполнения судебных документов. Внедрение современных  технологий и методов диктуется  также необходимостью расширения информирования общества о деятельности судов, как  одного из условий справедливого  судебного разбирательства.

Информатизация судов предполагает принятие единой концепции и выработку  согласованного с судами подхода  к созданию базовых программно-аппаратных комплексов, средств информационного, нормативно-правового, организационно-методического  и кадрового обеспечения деятельности судов и системы судебного  департамента. Эти базовые принципы системного подхода уже получили одобрение самих судей на заседании  Совета судей Российской Федерации 2 апреля 1999 года[1] .

Сегодня состояние информатизации судов общей юрисдикции определяется, прежде всего, результатами работ, выполненных  по заказу Минюста России в соответствии с Концепцией правовой информатизации России, а также работ в рамках Программы информатизации судов  и органов юстиции на 1996-1997 годы, одобренной Постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 марта 1996 года. Разработка средств автоматизации процессов судопроизводства, судебного делопроизводства и судебной статистики направлена на создание типовой информационной системы для судов. Помимо повышения качества процессов судопроизводства, эта система позволяет руководителям судов, оснащённых соответствующими технологиями, своевременно получать объективную информацию о состоянии рассмотрения уголовных и гражданских дел, о нагрузке судей, качестве рассмотрения дел в судах первой инстанции, календарных планах работы судей и другую справочную информацию. Важно, что рекомендованные к внедрению базы данных и автоматизированного учёта предусматривают автоматизацию создания и хранения процессуальных документов, значительно облегчая работу судей.

В сентябре 2000 года уже был разработан Эскизный проект создания автоматизированной системы Судебного департамента и судов общей юрисдикции России, в котором предусмотрено формирование единой информационной инфраструктуры судов с поэтапным развёртыванием Федерального центра информатизации, межрегиональных и региональных центров внедрения и сопровождения  информационных технологий. Указанные  центры Судебный департамент при  Верховном суде Российской Федерации  планирует создавать преимущественно  в рамках своих территориальных  управлений, а также в отдельных  судах областного уровня, имеющих  необходимые для этого оснащение, кадры и опыт.

В процессе разработки базовых комплексов для районных, областных и приравненных к ним судов создаётся система  электронного документооборота с унифицированными судебными документами. Предусматривается  также разработка соответствующих  стандартов и единой системы классификации  судебной информации. В целом все  эти работы призваны обеспечить создание в будущем единой информационной инфраструктуры судов, которая будет служить одним из фундаментальных оснований единства судебной системы.

Под единой информационной инфраструктурой  судов понимается совокупность взаимосвязанных  систем связи, комплексов средств автоматизации, телекоммуникационных и информационных ресурсов, доступным судам и органам  Судебного департамента. В её состав входят центры информатизации судов  и Судебного департамента, организации, сопровождающие эксплуатацию средств  информатизации, учебно-методические центры, а также узлы глобальной сети Интернет, специально создаваемые  для судов.

Принципиально новым направлением информатизации судов является создание компьютерных систем протоколирования судебных заседаний, средств автоматизированного  сбора и анализа первичной  судебной информации. Унификация системы  первичных информационных ресурсов является одним из важных условий  эффективного информационного взаимодействия судов разных инстанций, следственных органов, органов прокуратуры и  адвокатуры.

Опыт успешного практического  использования новых информационных технологий уже имеется в Верховном  Суде Российской Федерации, Московском городском суде, в Челябинском, Московском, Свердловском, Пермском, Ульяновском  и некоторых других областных  судах. На стадии внедрения подобная технология находится и в Верховном  Суде Республики Башкортостан. Такая  практика указанных судов берётся  за основу в процессе информатизации иных судебных органов. Первоочередными  направлениями работ здесь являются – переход от разрозненных технологий к внедрению базовой технологии автоматизации судебного делопроизводства и ведения судебной статистики, а  также поэтапное внедрение видеоконференцсвязи  в практику проведения судебных заседаний[2] .

Современные информационные технологии позволяют, используя системный  подход, решить задачи, отражающие все  этапы движения и состояния дела и обеспечивающие регистрацию дел  или исковых материалов и процессуальную переписку, передачу дел в архив, наработку статистических отчетов  и т.д. Это позволяет руководству  суда оперативно получать на экране своего компьютера (или в распечатанном  виде) любые сведения о прохождении  дела, группы дел, загруженности и  планах судей и т.д., обеспечивая  принятие ими квалифицированных  и обоснованных управленческих решений.

Оболочка указанных программ должна предусматривать возможность загрузки текстового редактора «MS Word» с набором шаблонов всех процессуальных документов. При необходимости шаблоны могут редактироваться, а их библиотека - пополняться.

Шаблоны документов, будучи заложенными  в систему, позволяют значительно  сократить время подготовки однотипных определений, постановлений и типовых  решений по делу на всех стадиях  прохождения иска в суде. После  окончательного их редактирования (при  необходимости) и контрольного просмотра  документ выводится на печать, подписывается  судьей и секретарём, и подшивается.

Разумеется, решение по делу нуждается  в обязательном редактировании –  компьютер юридических решений  не принимает и не предлагает, но предложенная технология исключает  повторный набор с клавиатуры, все необходимые реквизиты вставляются  в документ автоматически. Когда  судья принимает решение о  принятии дела к своему производству, он или по его поручению секретарь  канцелярии делает необходимую пометку, и система автоматически присваивает  делу учетный номер. Таким образом, за счет передачи компьютеру максимального  числа технических операций удается  освободить время и внимание судьи  для отправления правосудия, а  компьютерная технология судебного  делопроизводства уже сегодня способна полностью заменить внутренний бумажный документооборот.

Использование принципиально новых  информационных технологий обнаружило кроме указанных достоинств и  преимуществ и ряд субъективных и объективных проблем, требующих  своего последовательного решения.

К субъективным проблемам относится, прежде всего, подготовка судей и  работников секретариата к использованию  компьютерной техники и программного обеспечения. Эффективность работы судей существенно возрастает, что  уже видно в судах, применяющих  компьютерные технологии. Однако прежде чем это становится заметным, судье  необходимо потратить время на обучение, что при нынешней огромной их загруженности  весьма не просто сделать.

Образуется замкнутый круг –  чтобы экономить время, надо его  сначала потратить, а на это времени  нет. В результате судьи используют лишь 10% возможностей предоставленного им программного обеспечения. Более  того, многие судьи и не подозревают  о широких возможностях электронных  технологий, воспринимают компьютер  как усовершенствованную пишущую  машинку.

Ясно, что при современном уровне финансирования судебной системы, нехватки судей, их загруженности, нет возможности  в сжатые сроки обучить работе с компьютером и программным  обеспечением весь судейский корпус и всех работников аппарата суда. Одним  из вариантов решения проблемы является, на наш взгляд, обязательное обучение указанным навыкам всех судей  и канцелярских работников, впервые  занимающих соответствующие должности. Функции обучения можно возложить  на специально созданные для этого  региональные учреждения Судебного  департамента (по аналогии с Научными центрами правовой информатизации при  Минюсте РФ), а на первое время  заключить договор на обучение с  Минюстом (НЦПИ). Полезно было бы так  же в учебном плане юридических  ВУЗов предусмотреть часы на обучение студентов азам работы с автоматизированной технологией судебного делопроизводства.

К объективным проблемам (помимо очевидных  финансовых) следует отнести отсутствие ведомственных стандартов на структуру  форм первичного учета информации, форм правовых документов и программного обеспечения. Крайне важно обеспечить единство таких стандартов не только среди пользователей судов разных уровней, но и во всей системе правоохранительных органов.

Таким образом, рассматривая состояние  и последствия информатизации, можно  сделать вывод, что просматривается  очевидный эффект на всех уровнях  системы судопроизводства: на общем  и стратегическом уровне, на уровне старшего управленческого персонала  судебной системы, а также на оперативном  уровне.

Разумеется, мы понимаем, что сама по себе информатизация не может превратить неэффективно управляемую организацию  в эффективную, но она может помочь хорошо управляемой организации  работать еще более эффективно и  действенно.

Преимущества информатизации прежде всего связаны повышением эффективности  самой системы судопроизводства, и поэтому обязательной предпосылкой для любой попытки информатизации является хорошая должным образом  управляемая структура самой  организации.

В этой связи момент для широкомасштабного  внедрения компьютерных технологий в судопроизводство как нельзя удобен, поскольку вся судебная система  России переживает период глубокого  реформирования. Гораздо труднее  внедрять информационные технологии в  организациях с уже устоявшимися формами и методами работы, сложившимися традициями делопроизводства, убеждая  соответствующее руководство в  необходимости внесения существенных корректив в эти формы и  методы.

Автоматизированная информационная система для информационно-справочных киосков (АИС ИСК) обеспечивает доступ посетителей арбитражных судов к информации о суде, графиках судебных заседаний и принятых судебных актах, повышает оперативность в получении посетителями информации об арбитражном суде и качество обслуживания посетителей арбитражных судов. Для развертывания АИС ИСК в арбитражных судах установлены информационно-справочные киоски, произведена их начальная настройка и подключение к сети Интернет. Вся информация о графиках судебных заседаний и принятых судебных актах загружается из автоматизированной информационной системы «Банк решений арбитражных судов».

Состав информации, представляемой арбитражными судами с помощью АИС  ИСК для посетителей, полностью  удовлетворяет требованиям Федерального закона 262-ФЗ от 26.12.08 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ».

АИС ИСК эксплуатируется на более  чем 300 информационно-справочных киосках  установленных во всех арбитражных  судах России.

В настоящее время в арбитражных  судах используется несколько баз  данных такие как:

  • Автоматизированная информационная система судебного делопроизводства (АИС Судопроизводство)
  • Автоматизированная информационная система для информационно-справочных киосков (АИС ИСК)
  • Система электронного документооборота (СЭД)
  • Система единого штатного расписания (СЕШР)
  • Система видеоконференцсвязи арбитражных судов Российской Федерации
  • Справочные правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс»
  • ПП автоматизации бухгалтерского учета «Парус-Бюджет 7»
  • Автоматизированные системы охранного видеонаблюдения, контроля и управления доступом в здание суда

1992 год. Начало деятельности службы информатизации Высшего Арбитражного Суда РФ. В Москве, в здании по адресу: Малый Харитоньевский переулок, д. 12, проложена первая локальная вычислительная сеть, в которую включены 13 рабочих станций. Запущена в сетевую работу версия программного комплекса «Судопроизводство», написанная на CLIPPER по заказу ВАС РФ. Численность службы информатизации составляет два человека. 1995 год. Создание отдела информатизации Высшего Арбитражного Суда РФ. Разработана новая версия «Судопроизводство». Создана первая серверная подсистема с ядром в стойке CUBIX. Начинается работа над формированием базы «Эталонный банк арбитражной практики». Работы ведутся с участием Секретариата Президиума ВАС РФ, Управления анализа и обобщения судебной практики, машбюро. Отбор постановлений Президиума ВАС РФ для включения в базу ведет заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Численность сотрудников отдела информатизации ВАС РФ составляет пять человек.

Информация о работе Демократические политические режимы