Деятельность НАТО и её влияние на современную систему международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 14:12, реферат

Описание работы

НАТО - международная организация, ее воздействие ощущается не только в Евроатлантическом регионе, но в других районах мира. В число членов этой организации входят все наиболее политически влиятельные, экономически мощные и сильные в военном отношении западные государства, среди которых три ядерных державы (США, Великобритания, Франция) - постоянные члены Совета Безопасности ООН. НАТО является грандиозным военно-политическим блоком 28 государств, обладающим всей необходимой инфраструктурой и системой органов по её управлению. Это сотни комитетов, групп, служб, управлений или подразделений планирования, воинских и гражданских (транспортных, медицинских и т. д.) и даже учебных центров по подготовке и переподготовке специалистов.

Файлы: 1 файл

Деятельность НАТО и её влияние на современную систему международных отношений..docx

— 20.03 Кб (Скачать файл)

1. Деятельность НАТО и её влияние на современную систему международных отношений.

НАТО - международная организация, ее воздействие ощущается не только в Евроатлантическом регионе, но в других районах мира. В число  членов этой организации входят все  наиболее политически влиятельные, экономически мощные и сильные в  военном отношении западные государства, среди которых три ядерных державы (США, Великобритания, Франция) - постоянные члены Совета Безопасности ООН.

НАТО является грандиозным военно-политическим блоком 28 государств, обладающим всей необходимой инфраструктурой и  системой органов по её управлению. Это сотни комитетов, групп, служб, управлений или подразделений планирования, воинских и гражданских (транспортных, медицинских и т. д.) и даже учебных центров по подготовке и переподготовке специалистов. НАТО — межправительственная организация, члены которой выделяют средства и ресурсы, необходимые для повседневного функционирования её в соответствии с Договором: проведения встреч, подготовки и принятия решений, реализации других задач в рамках общих интересов всех членов альянса. Основная часть военных сил и военной инфраструктуры, принадлежащих государствам-членам НАТО, остаются под их непосредственным управлением и национальным командованием до тех пор, пока не возникнет необходимости в их выделении целиком (или частично) для решения определенных военных задач под общим НАТОвским командованием.

Функции и цели НАТО после второй мировой войны были ориентированы  на сдерживание советского блока, однако, после его распада возникла необходимость  пересмотра классических доктрин. Организация оказалась перед необходимостью внешней адаптации к новым международным условиям и тесно связанной с ней внутренней структурной перестройки. Рассматривая процесс перестройки НАТО в мировом пространства «после холодной войны» можно охарактеризовать следующим образом:

Происходит определенное снижение военной активности в рамках НАТО. Хотя традиционная задача организации  коллективной обороны в случае внешней  агрессии и обеспечения соответствующих  военных возможностей сохраняется  в качестве основной, масштабы военных  приготовлений после окончания  холодной войны сократились. Уменьшена  численность вооруженных сил, некоторая  их часть переведена на пониженный уровень боеготовности, снижена  роль ядерного компонента в военной  стратегии.

Таким образом, с окончанием «холодной  войны» важнейшим фактором пересмотра стратегических приоритетов НАТО стало  изменение характера основных угроз  международной безопасности. Несмотря на то, что противостояние сверхдержав  ушло в прошлое, степень конфликтности  и политико-военной нестабильности в Европе и мире не столько уменьшилась, сколько приобрела качественно  новое содержание. На первый план вышли  проблемы регулирования многочисленных очагов региональной напряженности, которое  не только превратилось в одно из ключевых направлений мировой политики, но и приобрело резко военизированный  характер - все более очевидным  стало преобладание так называемого  силового умиротворения над «традиционным  миротворчеством» времен «холодной  войны». Однако характер этих изменений  вырисовывался не сразу.

Действия Организации Североатлантического договора на протяжении последних полутора десятков лет свидетельствуют о  ее претензиях на некую ключевую роль в процессах, связанных с динамичной трансформацией всей системы международных  отношений, для которой характерно действие двух взаимоисключающих тенденций. Важным аспектом является то, что НАТО практически не способно воздействовать на процессы, происходящие в мире, и является проводником политики США, что наглядно продемонстрировали операции в Ираке и Югославии. В связи с этим, актуальным для России вопросом встает вопрос развития взаимоотношений нашей страны и Североатлантического альянса либо как противников, либо как союзников в борьбе с терроризмом.

Взаимоотношения России и НАТО занимают одно из центральных мест в процессе становления нового постбиполярного мирового порядка, оказывают важное воздействие на контуры формирующейся новой системы безопасности не только Европы, но и всего мира.

Согласно договору Россия – НАТО «Россия и НАТО не рассматривают  друг друга как противников. Общей  целью России и НАТО является преодоление  остатков прежней конфронтации и  соперничества и укрепление взаимного  доверия и сотрудничества» однако данное положение сегодня более чем спорно. Расширение НАТО – это прямая угроза безопасности России. Исходя из этого, в России с 1993г. идет активная кампания против расширения НАТО.

Российско-натовское сотрудничество не ограничено только военной и военно-политической областями. Существует еще целый  ряд аспектов взаимодействия в невоенной  сфере: гражданское чрезвычайное планирование, проведение поисково-спасательных операций, научное, экологическое и экономическое  сотрудничество.

В Основополагающем акте 1997г. о развитии сотрудничества России и НАТО говорилось следующее: «...НАТО и Россия будут  проводить консультации и осуществлять сотрудничество в следующих областях:

разработка взаимно согласованных  проектов сотрудничества в области  экономики, окружающей среды и науки;

осуществление совместных инициатив  и учений в области чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий  катастроф».

Интенсивное укрепление отношений  России и НАТО, подверглось тяжелому испытанию в августе 2008 года, когда  Грузия совершила нападение на Южную Осетию. Эти события наглядно показали зависимость НАТО от политика США. Основная цель реализованной руками Саакашвили американской провокации заключалась совсем не в восстановлении территориальной целостности Грузии. Главное было создать условия для достижения долгосрочных планов Вашингтона в Закавказье. Прием Украины и Грузии в НАТО — следующий шаг в этом направлении.

Отношения России и НАТО переживали разные периоды в своей истории, в том числе периоды серьезного охлаждения. И сейчас, они вступили в очередной «холодный период». Однако необходимо отметить, что НАТО даже более заинтересована в сотрудничестве с Россией, чем наоборот. Это обусловлено тем, что невозможно представить себе успешные операции НАТО в Афганистане без поддержки России, через территорию которой шли как гуманитарные, так и иные грузы стран-членов Альянса.

Есть чрезвычайно важные области, где Россия и НАТО, безусловно, являются союзниками, а не противниками –  это борьба с международным терроризмом, с распространением оружия массового  уничтожения, реанимация Договора об обычных  вооруженных силах в Европе. Принятый в 2003 году план военного сотрудничества Москвы и Брюсселя поставил целью  повышение уровня оперативного взаимодействия штабов российских и натовских войск, проведение совместных учений на суше и на море. Этот план успешно выполнялся. В числе весьма перспективных  проектов России и НАТО можно назвать  совместное патрулирование воздушного пространства. Этот проект должен был  заработать через год-два, благодаря  чему возросла бы безопасность полетов  над Европой. Сейчас эта важная и  полезная работа свернута. Таким образом, следует признать, что военно-политическая обстановка в мире складывается не в пользу России, а сотрудничество с Западом не привело к снижению военной опасности. Возрастают угрозы международной безопасности от развитых и развивающихся не-европейских государств. В целом анализ масштабов и направленности внутренней и внешней трансформации НАТО свидетельствует о глобализации интересов альянса, что создает предпосылки для конфликта интересов в различных районах мира, включая постсоветское пространство и приграничные с Россией регионы

Существует достаточно оснований  для того, чтобы оценивать расширение альянса, как реальную угрозу и с  военно-стратегической, и с политической, и с культурно- цивилизационной точек зрения. Неочевидность для ряда экспертов и политиков военной угрозы со стороны НАТО связана с ее динамическим характером, под которым в данном случае имеется в виду нарастание агрессивности альянса по мере изменения его состава и перегруппировки элит в результате победы сторонников более жесткой наступательной стратегии. 

Какими ресурсами влияния на процесс расширения НАТО располагает  Россия на нынешнем этапе? Возможности для этого по существу минимальны, поскольку НАТО институционально заинтересовано в дальнейшей экспансии. Поэтому если пассивность российской дипломатии привела к отрицательным последствиям, то на данном этапе, напротив, сведение двусторонних контактов к необходимому минимуму представляется наиболее рациональным решением. В этих обстоятельствах сближение с Индией, Китаем, странами Ближнего и Среднего Востока, проводящими самостоятельную политику, а также теми европейскими странами, которые пока еще сохраняют нейтралитет, является условием предотвращения геополитической изоляции, однако оно может оказать лишь косвенное влияние на динамику натовской экспансии.

На сегодняшний день ключевой проблемой  российской безопасности и внешней  политики является устойчивый образ  России как беспринципной силы, считающейся  исключительно с материальными  факторами - имидж, укоренившийся не только на Западе, но и на Востоке, не только среди элит, но и в широких  слоях общественного мнения. Внутриполитические обстоятельства, формирующие внешнюю  политику России, говорят о том, что  в обозримом будущем этот непривлекательный  образ во всяком случае не поблекнет, а поведение России как субъекта мировой политики будет по-прежнему строиться исходя из оценки сиюминутного соотношения материальных ресурсов, вне какой-либо системы универсальных ценностей и долгосрочных принципов, которые были бы привлекательны для широкого круга участников мирового сообщества.

Выводы.

В ходе выполнения данной работы были сделаны следующие выводы:

Современная история НАТО началась в 1991г., когда была определена Стратегическая концепция, определившая новые подходы к обеспечению безопасности основанной на диалоге, сотрудничестве и коллективной обороне. В это время была принята Декларация о мире и сотрудничестве, определившая новые задачи и направления деятельности НАТО в свете новой общей институциональной основы безопасности в Европе и сфере развития партнерских отношений со странами Центральной и Восточной Европы, некогда бывшими противниками.

Антикризисные стратегии и операции НАТО, их характер и направленность приобретают в современном мире, стремящемся к многополярному взгляду, критическое значение как с точки зрения взаимоотношений России с альянсом, так и в свете более широких интересов обеспечения безопасности РФ. С одной стороны, так называемое кризисное реагирование НАТО, на Балканах, в Афганистане, в Ираке и в других регионах представляет собой наиболее заметное (но далеко не единственное) проявление расширения миссии альянса и сферы его влияния. Более того, в зависимости от места проведения и характера антикризисных операций НАТО они сами могут стать причиной острейших конфликтов и кризисов как локального, так и регионального масштаба, в том числе и в отношениях с Российской Федерацией.

Место НАТО в формирующейся международно-политической системе на Европейском континенте определяется продемонстрированной Североатлантическим  союзом политической и военной дееспособностью, равно как и расширением его  пространственного ареала. Но в силу того, что эта структура не включает Россию, превращение Североатлантического альянса в нынешнем его виде в  центральный элемент «общеевропейской архитектуры» либо проблематично, либо чревато обострением напряженности. Этот вопрос мог бы быть переведен  в конструктивную плоскость в  результате более радикальной трансформации  союза и формирования качественно  новых отношений с Россией. В  мае 1997г. между ними был заключен Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, определивший «цели и механизм консультаций, сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий, которые  составят ядро взаимоотношений между  Россией и НАТО». Создан и начал  функционировать Совместный постоянный совет Россия - НАТО.

Однако вопрос о реальных характере и масштабах их будущего сотрудничества, по мнению многих авторов, остается открытым. Возможность такого сотрудничества была поставлена под угрозу военной операцией НАТО против Югославии, которую Россия охарактеризовала как ничем прикрытую агрессию. Такие действия побудили ее пойти на резкое снижение уровня отношений с НАТО.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Деятельность НАТО и её влияние на современную систему международных отношений