Деятельность органов государственного управления (на примере Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 14:20, реферат

Описание работы

Целостная система государственного управления строительством в Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР), как одной из 15 союзных республик Советского Союза, начала складываться после освобождения в 1944 г. республики от оккупации фашистскими войсками Германии. Создание её было вызвано необходимостью восстановления разрушенного в Великой Отечественной войне. Практически все городские и сельские поселения были уничтожены, как и промышленность, сельское хозяйство и социальная сфера.

Содержание работы

1. Этапы становления и развития системы государственного управления строительством в Республике Беларусь………………………………….....3

2. Структура Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь……………………………………………………………………….4

3. Компетенция министерства, полномочия министра……………………….6

4. Итоги работы строительной отрасли за первое полугодие 2011 г………10

Файлы: 1 файл

МАиС-копия.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)


АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

на тему «деятельность органов государственного управления на примере министерства архитектуры и строительства республики Беларусь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск  2011

 

Содержание

 

  1. Этапы становления и развития системы государственного управления строительством в Республике Беларусь………………………………….....3

 

  1. Структура Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь……………………………………………………………………….4

 

  1. Компетенция министерства, полномочия министра……………………….6

 

  1. Итоги работы строительной отрасли за первое полугодие 2011 г………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Этапы становления  и развития системы государственного  управления строительством в  Республике Беларусь 

 

Целостная система государственного управления строительством в Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР), как одной из 15 союзных республик Советского Союза, начала складываться после освобождения в 1944 г. республики от оккупации фашистскими войсками Германии. Создание её было вызвано необходимостью восстановления разрушенного в Великой Отечественной войне. Практически все городские и сельские поселения были уничтожены, как и промышленность, сельское хозяйство и социальная сфера. Столица республики – г. Минск – разрушена на 85 процентов. В то время вопросами архитектурно-градостроительной деятельности, организацией проектно-изыскательских работ в строительстве и координацией деятельности проектных организаций занимался Государственный комитет по делам строительства (Госстрой БССР).

В условиях централизованной плановой системы органы управления строительством создавались по основным производственным направлениям:

- Министерство жилищно-гражданского строительства;

- Главное управление промышленного строительства;

- Главное управление по восстановлению г. Минска;

- Управление по делам сельского и колхозного строительства.

Постепенно эти органы управления укрупнялись и в 1953 г. первые три из них были объединены в Министерство жилищно-гражданского строительства БССР. После неоднократных реорганизаций в 1957 году оно было преобразовано в Министерство строительства БССР и просуществовало до 1967 г. Кроме этого вопросами сельского строительства, в частности в колхозах, занималась отдельная структура управления.

К середине 60-х годов объёмы строительства в республике значительно возросли, и потребовалась более четкая его специализация. В это время была создана система управления строительством, просуществовавшая до начала распада Советского Союза. В нее входили: Госстрой, Министерство промышленного строительства (Минпромстрой), Министерство сельского строительства (Минсельстрой) и Министерство монтажных и специальных строительных работ (Минмонтажспецстрой). Это были союзно-республиканские структуры, подчинявшиеся как правительству республики, так и одноименным союзным структурам.

Наиболее крупным из них был Минпромстрой. В его  состав в различные периоды входило  до 40 строительно-монтажных и специализированных трестов (объединений), целый ряд  домостроительных комбинатов, промышленных и вспомогательных предприятий в г. Минске, областных центрах и наиболее крупных городах. Большинство из них выполняло функции генподрядных организаций и вело строительные работы в указанных выше городах и их пригородных зонах. По мере роста объёмов работ в г. Минске здесь была сформирована самостоятельная структура - комбинат Минскстрой.

 

Строительство объектов на селе, в большинстве районных центров вели, также генподрядные, организации Минсельстроя. Объединения  и тресты этого министерства находились во всех областях. В Минской, Гомельской и Витебской области – по два и более. В свою очередь их структурные подразделения (ПМК и СПМК) располагались во всех районах. При этом управление строительством в колхозах долгое время велось самостоятельными структурами.

Организации Минмонтажспецстроя выполняли работу своего профиля  на субподряде. Монтаж металлических  конструкций, технологического оборудования и трубопроводов вёлся трестом  «Химмонтаж», в последствии объединением «Промтехмонтаж». Электромонтажные работы выполнял трест «Белэлектромонтаж». Монтаж систем вентиляции и кондиционирования, санитарно-технических систем выполняли тресты «Белсантехмонтаж № 1» и «Белсантехмонтаж № 2». Изоляцию промышленного оборудования и трубопроводов осуществлял трест «Белтеплоизоляция». Все виды пуско-наладочных работ, в том числе контроль сварных соединений неразрушающими методами, выполнял трест «Белпромналадка». Тепломонтажные, огнеупорные и футеровочные работы выполняло специализированное управление «Тепломонтаж». Белорусское управление механизации, оснащенное мобильными грузоподъемными механизмами и технологическим автомобильным транспортом, оказывало услуги по механизации всех видов работ. Кроме этого, ряд узкоспециализированных монтажных организаций подчинялись своим головным структурам в Москве или Ленинграде.

В переходный период на базе строительных министерств были созданы: корпорация «Белбуд», объединение «Белсельстрой» и концерн «Белстроймонтаж» («Белмонтажспецстрой»).

В настоящее время  республиканским органом управления строительной деятельностью в Беларуси является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь (Минстройархитектуры), созданное Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 1994 г. № 74. Ему переданы функции ранее существовавших структур бывшего Министерства промышленности строительных материалов, а также (непродолжительное время) управления дорожным строительством, от которых министерство было освобождено.

Строительная отрасль  Республики Беларусь объединяет более 4 тысяч субъектов хозяйствования различных форм собственности. Это строительные тресты и объединения, предприятия строительной индустрии, проектные институты, научно-исследовательские и конструкторско-технологические организации. Используя созданный потенциал, организации Министерства вносят весомый вклад в реализацию важнейшего приоритета социально-экономического развития страны – строительства жилья для граждан Республики.

 

2. Структура Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь

-  Руководство Минстройархитектуры.

Минстройархитектуры возглавляет  Министр, назначаемый на должность  и освобождаемый от должности  Президентом Республики Беларусь. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

-  Управление информации  и внешнеэкономической деятельности;

- Главное управление проектных работ, градостроительства и архитектуры;

-  Управление жилищного строительства;

-  Главное управление экономики;

-  Главное управление строительства;

-  Главное управление научно-технической  и инновационной политики;

- Главное управление промышленности  строительных материалов и конструкций;

-  Отдел кадров;

-  Юридический отдел;

-  Управление бухгалтерского учёта, отчётности финансов и кредита;

-  Сектор режимно-секретной деятельности;

-  РУП "Служба ведомственного  контроля при Минстройархитектуры";

- Республиканский комитет Белорусского профсоюза работников строительства и промстройматериалов.

- Департамент Контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь;

- Государственное предприятие  "Главгосстройэкспертиза".     

Справочно:

Министр архитектуры  и строительства Республики Беларусь с декабря 2010 г. – Ничкасов Анатолий Иванович.

Родился в 1955 году в г. Новосибирске (Российская Федерация). В 1978 году окончил инженерно-строительный институт им. В.В.Куйбышева. В 1973-1978 гг. работал архитектором Новосибирского отделения института "ВНИПИЭТ", в 1981-1983 гг. – старшим архитектором института "Могилевгражданпроект". С 1983 по 1986 год являлся заместителем главного архитектора города – главным ландшафтным архитектором Бобруйского горисполкома.

В 1986-1990 гг. был начальником  архитектурно-планировочного управления горисполкома – главным архитектором г.Бобруйска, в 1990-1992 гг. – начальником отдела градостроительства – заместителем начальника Главархитектуры Госстроя БССР.

С 1992 по 1994 год работает директором института «Минскгражданпроект», председателем Комитета архитектуры Мингорисполкома, главным архитектором г. Минска. В сентябре 1994 г. назначен на должность заместителя Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь. С декабря 2010 г. – министр архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Является лауреатом  Государственной премии Республики Беларусь (1998 г.), награжден медалью "За трудовые заслуги" (2000 г.), объявлена  Благодарность Президента Республики Беларусь (2007 г.).

Заслуженный строитель  Республики Беларусь.      

 

    1. Компетенция министерства, полномочия министра

 

В соответствии с Положением о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 973:

1. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее – Минстройархитектуры) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

2. Минстройархитектуры в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением.

3. Минстройархитектуры является специально уполномоченным государственным органом в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории Республики Беларусь.

4. Основными задачами Минстройархитектуры являются:

  • разработка и осуществление государственной политики и государственного регулирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, промышленности строительных материалов и инвестиционной деятельности;
  • осуществление государственной политики в области жилищного строительства;
  • осуществление единой технической политики в области инженерно-геологических и топографо-геодезических изысканий для строительства;
  • обеспечение функционирования системы технического нормирования, стандартизации и сертификации в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • развитие и повышение совместно с другими заинтересованными республиканскими органами государственного управления эффективности внешнеторговой деятельности путем наращивания экспорта за счет увеличения конкурентоспособности производимых организациями товаров (работ, услуг), привлечения иностранных инвестиций, создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями, развития товаропроводящей сети за рубежом;
  • внесение в Совет Министров Республики Беларусь предложений о привлечении внешних государственных займов (кредитов) в строительную отрасль на цели, определенные в соответствии с законодательными актами;
  • обеспечение выполнения целевых показателей прогноза экспорта, импорта и сальдо внешней торговли.

5. Министерство в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие функции:

    • проводит в пределах своей компетенции единую экономическую политику в строительном комплексе республики с целью создания благоприятных условий для осуществления рыночных реформ, расширения экспортных возможностей организаций отрасли;
    • согласовывает положения о структурных подразделениях местных исполнительных и распорядительных органов областного территориального уровня, осуществляющих государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, назначение на должности и освобождение от должностей руководителей таких структурных подразделений;
    • взаимодействует в пределах своей компетенции с местными исполнительными и распорядительными органами в решении экономических, социальных и других вопросов, принимает совместные с областными и Минским городским исполнительными комитетами меры по совершенствованию деятельности и развитию строительной отрасли;
    • регулирует и координирует деятельность других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, производства строительных материалов, изделий и конструкций, инвестиционной деятельности;
    • разрабатывает технические нормативные правовые акты в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, разрабатывает и вносит в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь в этой области, дает разъяснения по применению указанных технических нормативных правовых актов;
    • принимает в пределах своей компетенции в установленном порядке нормативные правовые акты, в том числе локальные, организует и контролирует их выполнение;
    • реализует в пределах своей компетенции государственную политику по реформированию сферы жилищного строительства, координирует работу республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по снижению стоимости жилья и своевременному вводу в эксплуатацию объектов жилищного строительства;
    • осуществляет руководство подчиненными государственными организациями совместно с их руководителями, обеспечивающее эффективную деятельность этих организаций; принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации подчиненных государственных организаций в соответствии с законодательством, утверждает их уставы; определяет на основании актов законодательства для подчиненных государственных организаций порядок управления государственным имуществом;
    • проводит в установленном им порядке профессиональную аттестацию руководителей и специалистов, осуществляющих деятельность в области строительства на территории Республики Беларусь, а также специалистов, осуществляющих технический надзор в строительстве, определяет порядок осуществления технического надзора и авторского надзора за строительством;
    • осуществляет государственную политику в инвестиционной деятельности по развитию производственной базы строительства, промышленности строительных материалов, производства изделий и конструкций, организует разработку и реализацию важнейших инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов;
    • участвует в разработке и реализации государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, а также республиканских инвестиционных проектов, межгосударственных целевых и государственных научно-технических программ в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
    • разрабатывает и реализует предложения по совершенствованию проектной деятельности и проектной документации;
    • проводит работу по совершенствованию ценообразования, бухгалтерского учета, финансирования и кредитования в строительстве, стимулированию ресурсосбережения, в установленном порядке разрабатывает и утверждает ресурсно-сметные нормы на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы, нормативы расхода материальных ресурсов, укрупненные нормативы стоимости;
    • осуществляет в соответствии с законодательством регулирование цен (тарифов) на работы в строительстве, осуществляемом с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, разрабатывает и вносит на утверждение в установленном порядке индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ в среднем по республике для объектов общеотраслевого назначения и утверждает индексы изменения стоимости строительной продукции по регионам, видам работ, отдельным объектам и элементам затрат, а также по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций, статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, устанавливает порядок определения сметной стоимости строительства, пусконаладочных работ и составления сметной документации, утверждает норматив предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения;
    • осуществляет в установленном порядке контроль за соблюдением законодательства, анализирует и обобщает практику применения законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, промышленности строительных материалов, а также инвестиционной деятельности в строительстве;
    • разрабатывает в установленном порядке государственные концепции развития архитектуры, градостроительства и строительства, промышленности строительных материалов, инвестиционной деятельности в строительстве;
    • согласовывает проекты и программы отраслевого планирования, осуществляемого другими органами государственного управления республиканского, регионального и местного уровней, по вопросам, входящим в компетенцию Минстройархитектуры;
    • обеспечивает разработку и реализацию государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, согласовывает схемы комплексной территориальной организации областей, генеральные планы г. Минска и городов областного подчинения, включая областные центры, градостроительные проекты специального планирования республиканского уровня;
    • организует создание и ведение государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь (далее – градостроительный кадастр), фондов типовых проектов жилых и общественных зданий, документации на типовые строительные конструкции, изделия и узлы, проектов, рекомендованных для повторного применения;
    • обеспечивает создание единой информационной среды в строительном комплексе;
    • проводит государственную кадровую политику в отрасли, формирует в пределах своей компетенции руководящий кадровый состав отрасли и его резерв, создает отраслевую систему обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Информация о работе Деятельность органов государственного управления (на примере Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь)