Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 20:17, контрольная работа
Задание 1. Охарактеризуйте систему правовых источников в странах Древнего Востока (Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай)
Задание 2. Перечислите основные магистратуры Древнего Рима периода республики и их основные функции
Задание 3. В римском праве различались два способа усыновления: adoptio и adrogatio. Кратко охарактеризуйте каждый из них и укажите, в чем состояло их различие.
Задание 4. Проведите сравнительный анализ судебных систем Англии, Франции и Германии в средние века.
Усыновление persona aliena juris происходило с использованием нормы об эманципации, содержащейся в XII таблицах, посредством мнимой троекратной продажи сына. «Покупателем» выступало третье лицо, заранее обозначенное. После совершения мнимого акта продажи в третий раз в соответствии с XII таблицами сын освобождался от patria potestas. Но третий акт преднамеренно не завершался: сразу после его совершения «покупатель» возвращал сына отцу, тем самым власть последнего не утрачивалась. Затем отец вместе с сыном и усыновителем являлся перед претором как мнимый ответчик по виндикационному иску усыновителя и признавал иск, а претор констатировал смену paterfamilias, т.е. объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя. Adoptio дочери или внука совершалось однократной маниципацией. В Кодификации Юстиниана изложенная процедура заменена простым заявлением перед судом, кроме того, теперь patria potestas кровного отца не прекращалась. Устанавливались, лишь наследственные права усыновленного после усыновителя.
Задание 4. Проведите сравнительный анализ судебных систем Англии, Франции и Германии в средние века.
С развитием экономической жизни Англии суды общего права стали причинять ущерб английским гражданам, теряясь, например, перед таким новым для них делом, как фрахт морских судов или что-нибудь в том же роде, чего не знали и не могли знать старинные обычаи англосаксов. Стороны стали искать защиты у короля и его администрации.
Тогда-то и возникает иная система права - система "судов справедливости", существовавшая параллельно с системой "общего права". Король оказывал помощь просителю в порядке "милости". Все увеличивавшееся количество подобных прошений привело к тому, что король стал передавать их для разбора своему лорду-канцлеру, который разбирал дела "по справедливости", т.е. не был связан практикой общих судов. Каждое решение суда справедливости было правотворчеством в собственном смысле, и это считалось естественным, поскольку он действовал по прямому поручению короля.
Профессор З.М. Черниловский ссылается на французского исследователя Р. Давида, который указывал на следующее обстоятельство: суды общего права не могли принудить контрагента по договору исполнить принятое им на себя обязательство, все, что эти суды могли сделать, заключалось в присуждении убытков, вызванных неисполнением договора. Обращаясь же к суду справедливости (канцлера), истец мог получить предписание о принудительном исполнении договора, что должно было иметь большое значение для утверждения важнейшего из принципов буржуазного обязательственного права - принципа обязательности исполнения договоров.
К судам справедливости относят и суд адмиралтейства, в ведении которого оказались все те дела, которые были связаны с мореплаванием (фрахт судов, исполнение обязательств, пиратство и т. д.).
Постепенно вошло в обычай, что решения лорда-канцлера имеют значение прецедента, подобно решениям судов общего права, но только для судов справедливости. Таким образом, возникли две системы прецедентного права, из которых последняя отличалась большей приспособляемостью к меняющимся условиям жизни.
Адвокатура, получившая
столь большое развитие в
Распространение канонического и рецепция римского права усилили значение документов, могущих служить основанием правового притязания. Стали с особым усердием требовать от них соответствующей формы, придираться к упущениям. Появляется необходимость особого подтверждения, удостоверения документов. Так возникает нотариат. Начиная с ХШ столетия король стал давать определенным лицам право составлять и удостоверять документы. Позже (в XVI в.) издаются положения, регулирующие их деятельность. В Англии утвердился особый порядок - нотариальные действия с документами совершались в суде судейскими чиновниками за особую плату - пошлину. Особый чиновник для судебных обвинений стал называться атторни.
Важнейшим завоеванием английского уголовного процесса стало правило, согласно которому обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Тем самым бремя доказывания ложилось на обвинителя.
В течение всего процесса присяжные не могли отлучаться из здания суда, не могли иметь сношений с внешним миром. Если процесс затягивался, они спали в здании суда. К дверям их комнаты ставился часовой. Английское право требовало единогласия присяжных, как в обвинительном, так и в оправдательном вердикте.
В Англии было две коллегии присяжных. "Большое жюри" (23 человека) решало вопрос о предании суду (оно выносило приговор, если обвиняемый тут же признавался). "Малое жюри" (12 человек) решало вопрос по существу (то есть "виновен" - "невиновен").
Общее право (jus commune) континентальной Европы всегда существенно отличалось по своей природе от английского общего права (common law), которое представляет собой единое право, применяемое королевскими судами в Англии. Следует отметить также гибкость общего европейского права, связанную с его природой и с его авторитетом, основанным только на убеждении. Негибкость английского общего права как системы позитивного права, основанном на процессуальных правилах, привела к необходимости создания в Англии норм, именуемых нормами справедливости, призванных дополнять и исправлять общее право. Такая необходимость никогда не чувствовалась в странах романо-германской правовой семьи, и поэтому во всех этих странах не существует основного подразделения английского права на общее право и право справедливости. Идея строгого права, которое не будет "справедливым", противоречит самой концепции права в том виде, как ее понимали в университетах. Совершенно очевидно, что они не могли предлагать такое строгое право в качестве образца: в их глазах оно не является правом.
Во Франции уже в конце XII века на местах, в судебных округах (бальяжах) и сенешальствах существовала хорошо организованная королевская юстиция. В середине XIII века происходит специализация в рамках Суда королевской курии. Парижский парламент и позднее провинциальные парламенты выступают как независимые суды, участвующие в управлении королевством. Они не были строго связаны обычаем или римским правом и могли основывать свои решения на различных источниках права. Их связь с королевской властью вообще давала им возможность отойти от буквы права и строить решение на справедливости. Французские судьи всегда чувствовали себя свободными в отношении университетов и преподававшегося там римского права. Наука – это одно, а управление страной -- другое. Французские парламенты стремились модернизировать право, но руководствовались при этом самыми различными факторами. Римское право в их глазах обладало престижем в определенных областях (например, договоры), и здесь следовали его установлениям. Но в целом во Франции к римскому праву относились лишь как к "писаному разуму", но не как к общему действующему праву. Таковым во Франции скорее считалась судебная практика парламентов, о значимости которой свидетельствуют ее сборники. В XVI и XVII веках стали особенно частыми такие решения – прежде всего в области процесса и гражданского права,- по которым можно было предугадать, как в будущем поступит парламент при таких же обстоятельствах. И вообще "прецеденты", на которые часто ссылались, играли в эту эпоху во Франции не меньшую, а даже большую роль, чем в тогдашней Англии. Имея в виду судебную практику парламентов, можно даже говорить о Франции XVIII века как о стране "общего обычного права", во многом отличного от римского права.
Немецкое частное право. Иной была ситуация в Германии. С XIII века в этой стране не было централизованной судебной системы. Имперский суд, обладавший весьма узкой компетенцией, не имел ни определенного местопребывания, ни постоянного состава судей, ни возможности приводить свои решения в исполнение. Активность нового суда -- Каммергерихта, основанного в 1495 году императором Максимилианом,-- также осталась ограниченной. В этих условиях судебная практика имела в Германии значение лишь в региональных масштабах, в рамках отдельных немецких государств. Она не смогла создать систему немецкого права, и тем самым была открыта дорога рецепции римского права.
Можно говорить лишь о немецком частном праве, да и то в значительно меньшей мере, чем применительно к Франции. Однако еще до рецепции римского права в Германии появилось новое право городов, замечательный пример которого дает Ганза. Часто статут одного города копировал статут другого. Сложился обычай при толковании статута обращаться за консультацией в суд того города, с которого был скопирован данный статут. Такая практика могла бы привести к частичному созданию общего немецкого права хотя бы в области торговли. Однако эта практика прекратилась в XVI веке, поскольку каждый немецкий князь желал обладать в своем государстве монополией на правосудие. Правда, в это же время городские суды оказались под контролем юристов.
В XVIII веке некоторые авторы пытались систематизировать германское право, противопоставив его праву, основанному на рецепции римского права. Но было слишком поздно. Римское право заняло прочные позиции, и попытка дероманизировать действовавшее в стране право и придать ему национальный характер не удалась.
Еще более типичен опыт исторической школы права в XIX веке, которая утверждала необходимость спонтанного развития права, подобного развитию нравов и языка и отражающего конкретно-исторический уровень цивилизации в каждой стране. Но в силу любопытной логики глава этой школы Савиньи пришел к обоснованию рецепции римского права и даже к требованию более строгого применения римского права в Германии. По его мнению, признанными выразителями духа народа в области права являются юристы, которые хотят применять римское право. Замечание Салейля о том, что "желание устранить римское право при создании кодекса значило бы (в конце XIX века) создать немецкий кодекс без немецкого права", было совершенно верно: римское право стало в ту эпоху национальным правом Германии'. Часто говорят, что французский Гражданский кодекс содержит больше германских элементов, чем германское Гражданское уложение. Бесспорно римское влияние и на австрийское Гражданское уложение 1811 года.
Задание 5. Окружной суд штата Нью-Йорк в 1972 г. отказал гражданину М., имеющему возраст 19 лет, в осуществлении его избирательного права при выборах сената штата, ссылаясь на ст. II Конституции штата Нью-Йорк 1846 г. Правомерно ли поступил суд?
Окружной суд штата Нью-Йорк, поступил правомерно в отношении гражданина М, т.к. избирательное право согласно Конституции штата Нью-Йорк 1846 года наступало у мужчин достигших 21 года.
Конституция штата Нью-Йорк 1846
Статья II
1. Каждый мужчина, достигший 21 года, который был гражданином этого штата в течение 10 дней, и проживает в течение года, предшествовавшего выборам в этом штате, и в течение четырех месяцев в графстве, где он может подать голос, будет иметь право голосовать на выборах… всех должностных лиц, избираемых народом…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Интернет ресурсы
- http://www.sapanet.ru – сайт Сибирского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
- http://www.spsl.nsc.ru – ГПНТБ СО РАН;
- http://www.nlr.ru – Российская национальная библиотека;