Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучение деятельности федеральной службы в РФ. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: изучить общую характеристику исполнительной власти, организацию и деятельности федеральной службы на федеральном уровне в Российской Федерации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Введение…………………………………………………………………….
3
1. Общая характеристика органов исполнительной власти……………..
5
2. Понятие и виды федеральной службы…………………………………
15
3. Характеристика основных видов федеральных служб………………..
20
Заключение…………………………………………………………………
24
Список литературы……………………
б) единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерство, администрация субъекта федерации). Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.
Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и др.
Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Структура этой системы обусловлена федеративным устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации.
Соответствующие нормативные акты определяют правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административных правоотношений. В связи с тем, что вместо термина «государственного управления» стал употребляться термин «исполнительная власть», в механизме государственной власти был осуществлен переход от «разделения труда» к «разделению властей». Для исполнительной власти характерны следующие признаки:
1. Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, что, однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, как это было в начале 90-х годов, к вторжению законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот.
2. Исполнительная власть самостоятельна только к функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. Действующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти)[7].
3. Отличительным признаком исполнительной власти является то, что власть реализуется в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.
4. Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции Российской Федерации). Таковы четко определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти.
5. Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий[8].
6. Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения. Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.
7. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.
Концепция исполнительной власти, принятая Конституцией РФ 1993 г. принципиально отличается от положений, содержащихся в ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г. Суть введенных изменений заключается в том, что Президент в настоящее время, будучи главой государства, не является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом. Поэтому о самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой долей условности. Можно выделить систему (аппарат) исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный механизм ее реализации. Постоянно действующим организационным фактором механизма исполнительной власти являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы общей компетенции (например, Правительство Российской Федерации, администрация области и т.п.). В таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода структурных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев, а также должностных лиц. Все это — «рабочий механизм» исполнительной власти, служащий целям лучшей ее организации и функционирования. Аппарат исполнительной власти помимо органов общей компетенции включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления.
Таким образом, органы исполнительной власти по территориальному масштабу подразделяются на: федеральные, субъектов Федерации, территориальные, Межтерриториальные. Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов РФ, федеральных служб России, российских агентств, федеральных надзоров России[9].
2. Понятие и виды федеральной службы
Федера́льная слу́жба — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Статус федеральных служб упорядочен в 2004 в результате административной реформы. Большинство федеральных служб находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству России. Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724
I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД)
o Федеральная миграционная служба (ФМС)
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД)
o Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, по Указу Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315 — Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)
Министерство обороны Российской Федерации
o Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
o Федеральная служба по оборонному заказу
o Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
o Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (введено по Указу Президента РФ от 14.05.2010 № 589)
o Федеральное агентство специального строительства
Министерство юстиции Российской Федерации
o Федеральная служба исполнения наказаний
o Федеральная служба судебных приставов
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное медико-биологическое агентство
Министерство культуры Российской Федерации: Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (упразднена Указом Президента РФ от 08.02.2011 № 155), Федеральное архивное агентство
Министерство образования и науки Российской Федерации: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям (упразднено Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2010 № 271), Федеральное агентство по образованию (упразднено Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2010 № 271).
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Министерство регионального развития Российской Федерации
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, по Указу Президента РФ от 03.12.2008 № 1715 —Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по информационным технологиям (упразднено Указом Президента РФ от 25.08.2010 № 1060), Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство связи.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации: Федеральное агентство по делам молодёжи, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по физической культуре и спорту (упразднено Указом Президента Российской Федерации от 07.10.2008 № 1445)
Министерство транспорта Российской Федерации: Федеральная аэронавигационная служба (упразднена по Указу Президента Российской Федерации от 11.09.2009 № 1033), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Министерство финансов Российской Федерации: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора (присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2011 № 270), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба).
Министерство экономического развития Российской Федерации: Федеральная служба государственной статистики, Федеральная регистрационная служба, по Указу Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство геодезии и картографии (присоединено к Росреестру по Указу Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847), Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (присоединено к Росреестру по Указу Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (упразднено Указом Президента РФ от 05.10.2009 № 1107)
Министерство энергетики Российской Федерации
III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации