Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:37, реферат
На всех этапах развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.
Парламент (англ. parliament от фр. parler – «говорить») – название высшего представительного и законодательного органа в странах, построенных частично или полностью на выборных началах.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ 4
Глава 2. Функции Федерального Собрания РФ 6
Глава 3. Место и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
Вмешательство Федерального Собрания в деятельность других органов государственной власти является проявлением принципа разделения власти и системы «сдержек и противовесов».
Итак, Федеральное Собрание
осуществляет свои полномочия в рамках
своих функций. Для осуществления
своих функций Федеральному Собранию
необходима четкая организация деятельности.
Понятие Федерального Собрания как органа государственной власти Российской Федерации. Не умаляя значения исполнительной и судебной властей, следует признать, что «первой среди равных», несомненно, является законодательная власть. Ей, по Конституции, отведено особое место, поскольку в ее прерогативы входит разработка и принятие законов, на которых строится организация и деятельность всего государства. Закрепленные в законах правила обязаны соблюдать органы исполнительной власти, на их основе функционирует судебная система.
Следовательно, в «тройственном союзе» разделения властей Федеральное Собрание, как выразитель законодательной власти, выступает в роли основополагающего органа государственной власти, наделенного правами влиять на каждую из них.
В отличие от других государственных
органов Федеральное Собрание —
сложный, многофункциональный механизм,
имеющий разнообразные связи
и отношения с другими
Согласно Конституции (ст.
94) Федеральное Собрание — парламент
Российской Федерации — является
постоянно действующим
В основу порядка образования
Федерального Собрания помимо принципа
разделения властей положены также
принципы федерализма и
Принцип федерализма призван обеспечивать интересы многонационального народа Российской Федерации, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти.
На практике этот принцип реализуется в двухпалатной структуре Федерального Собрания. Одна из палат — Государственная Дума — представляет весь народ страны в целом. Другая — Совет Федерации — состоит из представителей каждого субъекта Российской Федерации1. Из этого следует, что при формировании Совета Федерации проводится принцип равенства субъектов Федерации.
При существенных различиях и в территориальном отношении, и по численности населения, субъекты Российской Федерации равно имеют по два представителя в Совете Федерации.
Принцип многопартийности в
отличие от принципа федерализма, который
тем или иным образом всегда учитывался
при построении органов государственной
власти в Российской Федерации, —
факт качественно новый в
Многопартийная система
— это один из институтов современного
общества, без которого невозможна
представительная демократия. Парламент,
как главный элемент
На принципе многопартийности основываются формирование и деятельность Государственной Думы. 225 (из 450) депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
Участие политических партий в деятельности парламента разнообразно. Это создание партийных фракций, участие в прениях, отстаивание своих позиций и взглядов, принятие решений в соответствии с установками своих партийных органов и т.д.
Многопартийный состав Федерального Собрания характеризует его как демократически организованный государственный орган представительной и законодательной власти.
Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания.
Совету Федерации отводится
роль своего рода тормоза по отношению
к Государственной Думе, призванного
предотвратить возможность
Следует заметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности, являющееся следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции Российской федерации.
В обществе имеются силы,
которые не прочь отказаться от парламента
как важнейшего демократического института
или превратить его в послушную,
не играющую самостоятельной роли ассамблею.
Однако такие устремления
Многие представители политических кругов страны отдают себе отчет в том, что полная дискредитация парламента может существенно подорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен в глазах значительной части населения страны, то этого нельзя сказать о его идеологической роли.
Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В придании определенной политической эффективности парламенту заинтересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы.
Вместе с тем парламент выступает как своего рода уравновешивающая сила и в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.
Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие российского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.
Информация о работе Федеральное Собрание Российской Федерации