Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:35, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение Федерального собрания Российской Федерации, его структуры, полномочий и функций. Поставленная цель решается по средствам рассмотрения следующих задач: изучение истории возникновения и развития парламентаризма. Анализируя главу 5 Конституции Российской Федерации, изучить порядок формирования и роспуска российского парламента, его двухпалатную структуру, рассмотреть полномочия обеих палат. В практической части применить полученные знания для решения тестовых вопросов.
Введение 3
1. Исторические корни принципа народного представительства 4
2. Федеральное собрание РФ, структура, полномочия, практика деятельности 7
2.1 Компетенция палат Федерального Собрания. Законодательный процесс 10
2.2 Счетная палата РФ 12
Тест: 13
Заключение 14
Список литературы 15
Основными функциями парламента являются:
• функция представительства;
• функция законотворчества;
• контрольная функция.
В реализации этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания, что также свидетельствует о единстве правовой природы законодательного органа России. Реализация функций осуществляется посредством конкретных полномочий палат. Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ (ст. 102 и 103 соответственно), в виде закрытого перечня. Федеральное Собрание определено Конституцией РФ в качестве не только законодательного, но и представительного органа государственной власти. Реализация представительской функции Федерального Собрания заключается в том, что его палаты представляют: а) народ Российской Федерации – непосредственно через депутатов Государственной Думы (представляющих интересы различных групп населения, различных политических сил), избранных непосредственно избирателями; б) народы Российской Федерации, проживающие на территории всех субъектов РФ, – через членов Совета Федерации, избираемых (назначаемых) региональными органами государственной власти.
Контрольная функция парламента заключается в возможности осуществления контроля за деятельностью других органов государственной власти и должностных лиц (речь идет главным образом о контроле за исполнительной властью). Данная функция реализуется, в частности, через такие полномочия, как утверждение Советом Федерации ряда указов Президента РФ; назначение на должность (или дача согласия на назначение) и освобождение от должности отдельных должностных лиц: Председателя Правительства, Председателя Центрального Банка, Генерального прокурора и его заместителей, судей высших судебных инстанций, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и др.; отрешение Президента РФ от должности; возможность выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ или отказа в доверии; принятие закона о федеральном бюджете и контроль за его исполнением, формирование палатами на паритетных началах Счетной палаты РФ (при этом Председатель Счетной палаты РФ назначается Государственной Думой по представлению Президента РФ); рассмотрение Государственной Думой годового отчета Центрального банка РФ; возможность обращения в суд (включая Конституционный Суд РФ) для преодоления юридических коллизий; парламентский запрос, депутатский запрос, право задавать вопросы членам Правительства РФ, обращаться в органы публичной власти и к должностным лицам и т. п.
Основной функцией парламента является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основную роль в законотворческой деятельности играет нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума.
Основными стадиями законодательного процесса являются (схема 1):
1) внесение законопроекта в Государственную Думу;
2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;
3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;
4) подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ.
Схема 1. Основные стадии законодательного процесса (на федеральном уровне)
Счетная палата РФ — это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ «Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О Счетной палате Российской Федерации».
В своей деятельности Счётная палата
руководствуется федеральным
Председатель Счетной палаты назначается
на должность Государственной Думой по
представлению Президента РФ. Предложения
о кандидатах на должность Председателя
могут вноситься Президенту РФ депутатскими
объединениями и комитетами Государственной
Думы, а также не менее одной пятой от общего
числа Думы. Президент РФ представляет
кандидатуру не позднее чем за три месяца
до истечения полномочий действующего
Председателя Счетной палаты. В случае
досрочного освобождения от должности
Председателя Президент представляет
кандидатуру на эту должность в двухнедельный
срок со дня указанного освобождения.
В случае отклонения предложенной кандидатуры
Президент в течение двух недель вносит
новую кандидатуру. При этом Президент
вправе вновь представить на рассмотрение
Думы ту же кандидатуру либо внести другую
кандидатуру. Кандидат выступает перед
Думой с краткой программой деятельности.
Кандидатуры на должность аудиторов Счетной
палаты представляются депутатами Комитету
по бюджету и налогам, который вносит на
обсуждение палаты весь список. Вопрос
об освобождении от должности этих должностных
лиц решается простым большинством палаты
по представлению того же Комитета.
1. Положения первой главы Конституции РФ «Основы конституционного строя» могут быть изменены:
1) Федеральным законом
2) Федеральным конституционным законом
3) Конституционным собранием
4) Всенародным референдумом.
Ответ: 3
2. Выборы в Государственную Думу РФ назначаются в соответствии с:
1) постановлением Федерального Собрания РФ
2) решением Совета Федерации Федерального Собрания РФ
3) Постановлением Правительства РФ
4) Указом Президента РФ.
Ответ: 4
Изучив теоретические основы, по теме: Федеральное Собрание РФ, его структуру, полномочия и практическую деятельность, я сделала следующие выводы: Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ.
Независимость
— важнейшее условие успешного
выполнения парламентом своих функций.
Конституция РФ не определяет точных
границ сферы законодательства, которое
может быть принято Федеральным
Собранием, вследствие чего парламент
вправе принимать (или не принимать)
любые законы без чьей-либо указки.
Федеральное Собрание, не подчиняется,
какому бы то ни было контролю со стороны
исполнительной власти. Оно самостоятельно
определяет потребность в своих
расходах, которые фиксируются в
государственном бюджете, и бесконтрольно
распоряжается этими
Федеральное
Собрание основывается на принципиально
новом понимании народного
Электронные ресурсы:
1 Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации от 30 декабря 2008
г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий
Президента Российской Федерации и Государственной
Думы", вступившим в силу со дня его
официального опубликования 31 декабря
2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).
Применяется в отношении Государственной
Думы, избранной после вступления в силу
названного Закона.
Информация о работе Федеральное Собрание: структура, полномочия и функции