11)
обеспечивает на соответствующей
территории использование ГАС
"Выборы" в соответствии с
порядком, установленным Центральной
избирательной комиссией Российской
Федерации;
12)
контролирует и обеспечивает
соблюдение на соответствующей
территории порядка подсчета голосов
участников референдума, установления
итогов голосования;
13)
устанавливает итоги голосования
на соответствующей территории,
сообщает их средствам массовой
информации и передает протокол
об итогах голосования в избирательную
комиссию субъекта Российской Федерации;
14)
обеспечивает передачу документов,
связанных с подготовкой и
проведением референдума, в вышестоящую
комиссию референдума или архивное
учреждение субъекта Российской
Федерации в порядке, утвержденном
Центральной избирательной комиссией
Российской Федерации, или уничтожает
указанные документы по истечении сроков
их хранения;
15)
информирует участников референдума
о вопросе (вопросах) референдума,
порядке и сроках подготовки
и проведения референдума;
16)
осуществляет иные полномочия
в соответствии с настоящим
Федеральным конституционным законом,
федеральными законами.
2.
Специальная территориальная комиссия
обладает всеми полномочиями
территориальной комиссии, за исключением
полномочий, предусмотренных пунктами
3 (в части полномочий специальной территориальной
комиссии референдума, указанной в части
2 статьи 25 настоящего Федерального конституционного
закона), 5, 8 и 15 части 1 настоящей статьи.
Статья
33. Полномочия участковой комиссии
1.
Участковая комиссия:
1)
информирует население о месте
нахождения и номере телефона
участковой комиссии, времени ее
работы, а также о дне, времени
и месте проведения голосования;
2)
уточняет список участников референдума
по соответствующему участку
референдума, а в случаях, предусмотренных
частями 4 - 7 статьи 42 настоящего Федерального
конституционного закона, составляет
и уточняет указанный список;
3)
знакомит участников референдума
со списком участников референдума,
рассматривает заявления об ошибках
и о неточностях в этом списке,
вносит в него соответствующие изменения;
4)
выдает участникам референдума
открепительные удостоверения;
5)
контролирует соблюдение правил
размещения агитационных материалов
на территории участка референдума;
6)
обеспечивает подготовку и надлежащее
оборудование помещения для голосования;
7)
обеспечивает информирование участников
референдума о вопросе (вопросах)
референдума на основании сведений,
полученных от вышестоящей комиссии
референдума;
8)
определяет необходимое количество
переносных ящиков для проведения
досрочного голосования и голосования
вне помещения для голосования;
9)
организует на участке референдума
голосование в день голосования,
а также досрочное голосование;
10)
проводит подсчет голосов участников
референдума, устанавливает итоги
голосования на участке референдума, а
также составляет протокол об итогах голосования
и передает его в соответствующую вышестоящую
комиссию референдума;
11)
рассматривает жалобы (заявления)
на нарушения настоящего Федерального
конституционного закона и принимает
по ним мотивированные решения;
12)
обеспечивает сохранность и передачу
в соответствующую вышестоящую
комиссию референдума документов,
связанных с подготовкой и
проведением референдума;
13)
обеспечивает на территории участка
референдума использование ГАС
"Выборы" в соответствии с порядком,
установленным Центральной избирательной
комиссией Российской Федерации;
14)
осуществляет иные полномочия
в соответствии с настоящим
Федеральным конституционным законом,
федеральными законами.
2.
Срок полномочий участковой комиссии
истекает через 10 дней после дня голосования,
если в вышестоящую комиссию референдума
не поступили жалобы (заявления) на решения
и действия (бездействие) данной участковой
комиссии, в результате которых были нарушены
порядок голосования либо порядок подсчета
голосов участников референдума, или если
по данным фактам не ведется судебное
разбирательство. В случае обжалования
итогов голосования на соответствующем
участке референдума, соответствующей
территории либо результатов референдума
полномочия участковой комиссии прекращаются
со дня принятия вышестоящей комиссией
референдума решения либо со дня вступления
в законную силу судебного решения по
жалобе (заявлению).
Статья
34. Гласность в деятельности комиссий
референдума
1.
На всех заседаниях любой комиссии
референдума, а также при подсчете голосов
участников референдума и осуществлении
соответствующей участковой, территориальной
комиссией работы со списками участников
референдума, с бюллетенями, открепительными
удостоверениями, протоколами и со сводными
таблицами об итогах голосования, о результатах
референдума вправе присутствовать члены
вышестоящих комиссий референдума, член
или уполномоченный представитель инициативной
группы по проведению референдума. Для
присутствия на заседаниях комиссии референдума
при осуществлении ею работы с указанными
документами перечисленным лицам не требуется
дополнительное разрешение комиссии референдума.
На заседаниях комиссии референдума при
осуществлении ею работы с указанными
документами, а также при подсчете голосов
участников референдума вправе присутствовать
также представители средств массовой
информации.
2.
Комиссия референдума обеспечивает
информирование непосредственно
вышестоящей комиссии референдума,
уполномоченного представителя
инициативной группы по проведению
референдума о времени и месте проведения
заседаний комиссии референдума, а также
свободный доступ лиц, указанных в части
1 настоящей статьи, на эти заседания и
в помещение, в котором проводится подсчет
голосов участников референдума, осуществляется
работа с указанными в части 1 настоящей
статьи документами.
3.
С момента начала работы участковой
комиссии в день голосования,
в том числе в день проведения
досрочного голосования, и до
получения сообщения о принятии
вышестоящей комиссией референдума
протокола об итогах голосования, а также
при повторном подсчете голосов участников
референдума на участках референдума
вправе присутствовать лица, указанные
в части 1 настоящей статьи, наблюдатели,
иностранные (международные) наблюдатели.
Наблюдатели, иностранные (международные)
наблюдатели вправе присутствовать при
установлении иными комиссиями референдума
итогов голосования, определении результатов
референдума, составлении протоколов
об итогах голосования, о результатах
референдума, а также при повторном подсчете
голосов участников референдума.
4.
Всем членам комиссии референдума,
иным лицам, указанным в части
3 настоящей статьи, должен быть
обеспечен доступ в помещение
участковой комиссии, сформированной
на участке референдума, образованном
в воинской части, закрытом административно-территориальном
образовании, больнице, санатории, доме
отдыха, местах содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений и в других местах временного
пребывания участников референдума, а
также доступ в помещение для голосования,
помещение, в котором проводится подсчет
голосов участников референдума.
5.
В случаях, когда настоящим
Федеральным конституционным законом
предусмотрена выдача лицам, указанным
в части 3 настоящей статьи, заверенных
копий протоколов об итогах голосования,
о результатах референдума, иных документов
референдума, заверение указанных копий
производится председателем, заместителем
председателя или секретарем соответствующей
комиссии референдума. При этом лицо, заверяющее
копию документа, на указанной копии делает
запись: "Верно", расписывается, указывает
свои фамилию и инициалы, дату и время
заверения копии, а также ставит печать
соответствующей комиссии референдума.
Статья
35. Содействие комиссиям референдума
в реализации их полномочий
1.
Государственные органы, государственные
учреждения, их должностные лица
обязаны оказывать комиссиям
референдума содействие в реализации
их полномочий в соответствии
с законодательством Российской
Федерации.
2.
Организации, в уставном (складочном)
капитале которых на день официального
опубликования решения о назначении референдума
доля (вклад) Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации или муниципальных
образований составляет более 30 процентов,
органы местного самоуправления, их должностные
лица обязаны оказывать комиссиям референдума
содействие в реализации их полномочий
в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
3.
Государственные и муниципальные
организации, осуществляющие теле-
и (или) радиовещание, редакции
государственных и муниципальных
периодических печатных изданий
обязаны предоставлять комиссиям
референдума бесплатное эфирное
время для информирования участников
референдума в порядке, установленном
настоящим Федеральным конституционным
законом, федеральными законами, а также
бесплатную печатную площадь для опубликования
нормативных актов и иных решений комиссий
референдума, размещения иной печатной
информации. При этом расходы организаций,
осуществляющих теле- и (или) радиовещание,
и редакций периодических печатных изданий,
связанные с предоставлением бесплатного
эфирного времени и бесплатной печатной
площади, относятся на результаты деятельности
этих организаций и редакций.
4.
Государственные органы, органы
местного самоуправления, политические
партии и иные общественные
объединения, организации независимо
от форм собственности, в том
числе организации, осуществляющие
теле- и (или) радиовещание (далее
- организации телерадиовещания), редакции
периодических печатных изданий, а также
должностные лица указанных органов и
организаций обязаны предоставлять комиссиям
референдума необходимые сведения и материалы,
давать ответы на обращения комиссий референдума
в пятидневный срок, на обращения, поступившие
за пять и менее дней до дня голосования,
- не позднее дня, предшествующего дню
голосования, а в день, предшествующий
дню голосования, и в день голосования
- немедленно.
5.
Комиссии референдума вправе
обращаться с представлением
о проведении проверки и пресечении нарушений
настоящего Федерального конституционного
закона, иных федеральных конституционных
законов, федеральных законов в части,
касающейся подготовки и проведения референдума,
в правоохранительные органы, которые
обязаны принять установленные законом
меры по пресечению этих нарушений в пятидневный
срок, при получении представления за
пять и менее дней до дня голосования -
не позднее дня, предшествующего дню голосования,
а при получении представления в день,
предшествующий дню голосования, в день
голосования или в день, следующий за днем
голосования, - немедленно. Если факты,
содержащиеся в представлении, требуют
дополнительной проверки, указанные меры
принимаются не позднее чем в десятидневный
срок. Указанные органы незамедлительно
информируют о результатах проверки и
принятых мерах обратившуюся с представлением
комиссию референдума.
Глава 4. СТАТУС НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, ИНОСТРАННЫХ
(МЕЖДУНАРОДНЫХ)
НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья
36. Наблюдатели
1.
Наблюдателей вправе назначить
инициативная группа по проведению
референдума, политические партии,
иные общероссийские общественные
объединения, зарегистрированные
в соответствии с федеральным
законом, а также инициативные
агитационные группы. В пределах
территории субъекта Российской Федерации,
муниципального образования наблюдателя
вправе назначить соответствующее межрегиональное,
региональное общественное объединение,
зарегистрированное в установленном федеральным
законом порядке. В пределах территории
муниципального образования наблюдателя
вправе назначить соответствующее местное
общественное объединение, зарегистрированное
в установленном федеральным законом
порядке.
2.
Наблюдателем может быть гражданин
Российской Федерации, достигший
возраста 18 лет, обладающий правом
на участие в референдуме. Наблюдателями
не могут быть выборные должностные лица,
лица, находящиеся в их непосредственном
подчинении, а также судьи, прокуроры.
3.
Полномочия наблюдателя должны
быть удостоверены в письменной
форме в направлении, выданном уполномоченным
представителем инициативной группы по
проведению референдума, инициативной
агитационной группы, политической партией,
иным общественным объединением. В направлении
указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя,
адрес его места жительства, номер участка
референдума, наименование комиссии референдума,
в которую он направляется, а также делается
запись об отсутствии ограничений, предусмотренных
частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо
дополнительных сведений о наблюдателе
не требуется. В случае направления наблюдателя
инициативной группой по проведению референдума,
инициативной агитационной группой не
требуется и проставление печати. Направление
действительно при предъявлении паспорта
или иного документа, удостоверяющего
личность наблюдателя. Предварительное
уведомление о направлении наблюдателя
не требуется.
4.
Указанное в части 3 настоящей
статьи направление может быть
предъявлено в участковую комиссию
в любое время со дня ее
первого заседания и до окончания
работы по составлению протокола об
итогах голосования, в иную комиссию референдума
- в период с начала голосования на участках
референдума до окончания работы по составлению
протокола об итогах голосования, о результатах
референдума, в том числе о результатах
повторного подсчета голосов участников
референдума.