Федеративное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:01, доклад

Описание работы

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституциейсубъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы).

Файлы: 1 файл

17.docx

— 27.56 Кб (Скачать файл)

1.В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституциейсубъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации, как нередко, имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет  права выхода из состава федерации (сецессии) и не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства  федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик и т. д.
  • В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации — федеральных единиц[2].
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация ФРГ, Бразилия, Индия, Италия, Испания, Япония и др.).
  • Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

Федеративное государство

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые  из которых (республики) называются в  Конституции Российской Федерации  государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а  сами они считались бы субъектами международного права. 
 
Понятию "федерация" противостоит понятие "унитарное государство", т. е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в Российской Федерации - унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики - субъекты Федерации. 
 
Принятие Конституции РФ в 1993 г. проходило в сложных условиях, явившихся отголосками периода тоталитаризма. Демократические силы желали укрепления подлинно федеративных отношений, преодоления фактического унитаризма РСФСР. Несмотря на проведенную в 1990-1991 гг. определенную демократизацию государственного устройства Российской Федерации, многие проблемы решены не были. Естественное стремление к ликвидации бюрократической централизации и к подлинному федерализму порой порождало экстремистское требование полной самостоятельности и даже выхода из Российской Федерации. Равноправие субъектов Федерации стало главным условием перестройки федеративных отношений на демократической основе. 
 
Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 89 равноправных субъектов, из которых 21 - республики, 1 - автономная область, 10 - автономные округа и 57 - края, области и города (Москва и Санкт-Петербург). При этом края, области и города не являются национальными по названию и своему характеру, а остальные субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности. В то же время предусматривается свойственное правовому государству равенство всех граждан, особенно важное в республиках, где доля титульной нации составляет менее половины населения. 
 
В новых решениях есть значительное позитивное содержание.  
 
Во-первых, Конституция приглушила (или приостановила) развитие деструктивного национализма в ряде регионов, предоставив правовую основу для удовлетворения национальных амбиций определенным кругам вместе с жизненно важными преимуществами пребывания в составе Российской Федерации. Всплеск национализма стал следствием неразвитости гражданского общества в республиках и "неосвоенности" идеи правового государства. 
 
Во-вторых, коренное политическое и экономическое реформирование страны властно требует предоставить регионам больше самостоятельности, ибо управлять новыми экономическими и политическими процессами в масштабах столь огромной территории из столицы стало невозможным - к тому же такое управление пришло в противоречие с потребностями рыночной экономики и процессами политического плюрализма. 
 
Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие: 
 
а) Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Федерации; 
 
б) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты - устав и законодательство; 
 
в) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации; 
 
г) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

 

2.Правовое регулирование – воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей.

Методы:

1) императивный – субординация между участниками правоотношения (т.е. один субъект находится в подчиненном положении по отношению к другому). Применяется впублично-правовых отраслях при регулировании властеотношений (конституционное, административное, финансовое, уголовное право).

2) Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношения власти и подчинения. Применяется в частно-правовой сфере (гражданское право).

Стадии правового регулирования:

1) возведение государственной воли в закон (определяется круг участников правоотношения; устанавливается их статус; определяются возможные права и обязанности участников правоотношения; указываются возможные варианты их поведения; данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте, принимаемом государственными органами в установленном порядке).

2) индивидуализация прав и обязанностей (наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой; нормы права начинают действовать в конкретной ситуации; возникают правоотношения; участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности).

3) реализация права (на данной стадии норма права начинает «работать» - использоваться участниками правоотношений, применяться к конкретной ситуации).

Средства правового регулирования:

1)  нормы права (правило поведения общего характера, санкционированное государством и подтвержденное его принудительной силой);

2) нормативно-правовые акты (содержит нормы права и регламентирует конкретное правоотношение либо группу общественных отношений. НПА издается органом государства, имеет формально-определенное содержание, общеобязателен для тех, в отношении которых он издан, подкреплен принудительной силой государства);

3)  акты официального толкования (издаются специально уполномоченным на то органом и разъясняют содержание правовых норм);

4) правоотношения (отношения, регулируемые правом, участники которых имеют субъективные права и обязанности);

5) акты реализации права (действия участников правоотношения по воплощению в жизнь содержания правовых норм);

6) акты применения права (издаются государственным органом по поводу конкретного правоотношения: приговор суда, акт амнистии);

7) правосознание (отношение общества к праву, восприятие им права);

8) режим законности (соблюдение гражданами, государственными органами Конституции, законов, подзаконных актов).

 

3. Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий - стадий. 
1. Установление фактических обстоятельств дела. Применение юриди ческих норм, как уже отмечалось, направлено на обеспечение их реали зации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, применяющие правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юриди ческого дела; затем провести тщательный анализ и оценку ука занных фактов. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обо снованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фак тов, выяснения их истинности и объективной достоверно сти. Чтобы установить объективную истину по делу, факты анализиру ются в их взаимосвязи и причинно-следственной зависимости. 
Важно также иметь в виду, что правоприменительными органами исследуются не абсолютно все факты, характерные для данного случая, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела. Другими словами, фактические обстоятельства ус-танавливаются в соотношении с тойнормой права, которая приме няется к данным обстоятельствам. Так, при исследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установле ны следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы совершения пре ступления. Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов осмотра места проис-шествия, экспертизы, исследования документов, предметов и других дан ных. Эти данные устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами. 

2. Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуе мым фактическим обстоятельствам. После установления юридического значения рассмотренных обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно ре шаться рассматриваемое дело. Выбрать норму - значит дать право вую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела. 
Далее необходимо установить подлинность (достоверность) ее тек ста с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте оши бок, не изменена ли данная норма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании. Более того, необходимо руководствоваться последней редакцией официального издания со всеми изменениями и дополнениями на день применения нормы права. Здесь же правоприменительный орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам. Норма права может быть применена лишь тогда, когда она соответствует предписаниям актов вышестоящих органов.

Анализ выбранной правовой нормы включает тщательную провер ку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить: 
действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело; 
действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено; 
распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена. 
При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. В данном случае имеет место коллизия правовых норм. 

  Существуют следующие правила разрешения коллизий в правоприменительной деятельности:

  1. если обнаружено противоречие между нормой федеративного закона и нормой республиканского закона, то необходимо применять норму федеративного закона; 
  2. если имеется коллизия между нормами, исходящими ' от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа; 
  3. при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее; 
  4. в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя. 

В задачу компетентного органа на данной стадии входит уясне ние (толкование) применяемой нормы, а также преодоление пробелов в праве путемприменения права по аналогии. 

3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого реше ния до заинтересованных лиц и организаций. 

Это завершающая и основная стадия процесса применения нормы права. Установление фактических обстоятельств, а также выбор и ана лиз правовой нормыподготавливают издание компетентным орга ном индивидуального правового акта (например, приговора суда, при каза должностного лица). Перед вынесением конкретного решения не обходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что применяемая норма праваотносится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компе тентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным лицам и организациям. На этом процесс примене ния нормы права заканчивается - начинается реализация акта приме нения нормы права,конкретных прав и обязанностей, определен-ных этим актом.


Информация о работе Федеративное государство