Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:01, доклад
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституциейсубъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы).
1.В федеративном государстве, в отличие
от унитарного, имеются две системы высших органов
власти (федеральные и субъектов федерации).
Наряду с федеральной конституциейсубъек
При этом субъект федерации не имеет
права выхода из состава федерации
(сецессии) и не может быть субъектом международных
отношений. Субъекты федерации могут иметь
различные наименования, которые, как
правило, определяются историческими
или правовыми факторами: штаты, провинции, о
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
Федеративное государство
Государственное устройство России основывается
на принципе федерализма. Это означает,
что государство состоит из нескольких
равноправных субъектов, некоторые
из которых (республики) называются в
Конституции Российской Федерации
государствами. Однако субъекты Федерации,
в том числе и республики, не
являются независимыми государствами
- в таком случае их союз был бы
не федерацией, а конфедерацией, а
сами они считались бы субъектами
международного права.
Понятию "федерация" противостоит
понятие "унитарное государство",
т. е. такое государство, которое управляется
централизованно, а его территориальные
единицы не имеют никакой государственности,
а включают только местное самоуправление.
Эта форма государственного устройства
тоже имеется в Российской Федерации -
унитарными (по своему внутреннему устройству)
являются республики - субъекты Федерации.
Принятие Конституции РФ в 1993 г. проходило в сложных условиях, явившихся
отголосками периода тоталитаризма. Демократические
силы желали укрепления подлинно федеративных
отношений, преодоления фактического
унитаризма РСФСР. Несмотря на проведенную
в 1990-1991 гг. определенную демократизацию
государственного устройства Российской
Федерации, многие проблемы решены не
были. Естественное стремление к ликвидации
бюрократической централизации и к подлинному
федерализму порой порождало экстремистское
требование полной самостоятельности
и даже выхода из Российской Федерации.
Равноправие субъектов Федерации стало
главным условием перестройки федеративных
отношений на демократической основе.
Конституция закрепила Федерацию, состоящую
из 89 равноправных субъектов, из которых
21 - республики, 1 - автономная область,
10 - автономные округа и 57 - края, области
и города (Москва и Санкт-Петербург). При
этом края, области и города не являются
национальными по названию и своему характеру,
а остальные субъекты олицетворяют ту
или другую меру национальной государственности.
В то же время предусматривается свойственное
правовому государству равенство всех
граждан, особенно важное в республиках,
где доля титульной нации составляет менее
половины населения.
В новых решениях есть значительное позитивное
содержание.
Во-первых, Конституция приглушила (или
приостановила) развитие деструктивного
национализма в ряде регионов, предоставив
правовую основу для удовлетворения национальных
амбиций определенным кругам вместе с
жизненно важными преимуществами пребывания
в составе Российской Федерации. Всплеск
национализма стал следствием неразвитости
гражданского общества в республиках
и "неосвоенности" идеи правового
государства.
Во-вторых, коренное политическое и экономическое
реформирование страны властно требует
предоставить регионам больше самостоятельности,
ибо управлять новыми экономическими
и политическими процессами в масштабах
столь огромной территории из столицы
стало невозможным - к тому же такое управление
пришло в противоречие с потребностями
рыночной экономики и процессами политического
плюрализма.
Основы конституционного строя в области
государственного устройства, сформулированные
в ст. 5 Конституции, следующие:
а) Российская Федерация состоит из республик,
краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов - равноправных субъектов Федерации;
б) республики имеют свою конституцию
и законодательство, а другие субъекты
- устав и законодательство;
в) федеративное устройство основано на
государственной целостности, единстве
системы государственной власти, разграничении
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Федерации
и ее субъектов, равноправии и самоопределении
народов в Российской Федерации;
г) во взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти все
субъекты Федерации между собой равноправны.
2.Правовое регулирование – воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей.
Методы:
1) императивный – субординация между участниками правоотношения (т.е. один субъект находится в подчиненном положении по отношению к другому). Применяется впублично-правовых отраслях при регулировании властеотношений (конституционное, административное, финансовое, уголовное право).
2) Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношения власти и подчинения. Применяется в частно-правовой сфере (гражданское право).
Стадии правового
1) возведение государственной воли в закон (определяется круг участников правоотношения; устанавливается их статус; определяются возможные права и обязанности участников правоотношения; указываются возможные варианты их поведения; данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте, принимаемом государственными органами в установленном порядке).
2) индивидуализация прав и обязанностей (наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой; нормы права начинают действовать в конкретной ситуации; возникают правоотношения; участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности).
3) реализация права (на данной стадии норма права начинает «работать» - использоваться участниками правоотношений, применяться к конкретной ситуации).
Средства правового
1) нормы права (правило поведения общего характера, санкционированное государством и подтвержденное его принудительной силой);
2) нормативно-правовые акты (содержит нормы права и регламентирует конкретное правоотношение либо группу общественных отношений. НПА издается органом государства, имеет формально-определенное содержание, общеобязателен для тех, в отношении которых он издан, подкреплен принудительной силой государства);
3) акты официального толкования (издаются специально уполномоченным на то органом и разъясняют содержание правовых норм);
4) правоотношения (отношения, регулируемые правом, участники которых имеют субъективные права и обязанности);
5) акты реализации права (действия участников правоотношения по воплощению в жизнь содержания правовых норм);
6) акты применения права (издаются государственным органом по поводу конкретного правоотношения: приговор суда, акт амнистии);
7) правосознание (отношение общества к праву, восприятие им права);
8) режим законности (соблюдение гражданами, государственными органами Конституции, законов, подзаконных актов).
3. Правоприменительная деятельность представляет
собой сложный процесс, состоящий из ряда
последовательных действий - стадий.
1. Установление фактических
обстоятельств дела. Применение юриди
ческих норм, как уже отмечалось,
направлено на обеспечение их реали зации
по отношению к конкретному случаю, который
складывается из определенных фактов.
Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Именно
поэтому лица, применяющие правовые нормы, должны в первую
очередь отобрать и четко выделить те
факты, которые необходимы для правильного
решения юриди ческого дела; затем провести
тщательный анализ и оценку ука занных
фактов. Установление фактических обстоятельств
дела должно быть обо снованным и законным.
От этого зависит правильность применения норм права. Обоснованность
и полнота установления обстоятельств
дела достигается путем глубокого и всестороннего
исследования фак тов, выяснения их истинности
и объективной достоверно сти. Чтобы установить
объективную истину по делу, факты анализиру
ются в их взаимосвязи и причинно-следственной
зависимости.
Важно также иметь в виду, что правоприменительными
органами исследуются не абсолютно все
факты, характерные для данного случая,
а только те, которые имеют непосредственное
отношение к решению юридического дела.
Другими словами, фактические обстоятельства
ус-танавливаются в соотношении с тойнормой права, которая приме
няется к данным обстоятельствам. Так,
при исследовании обстоятельств конкретного
уголовного дела в первую очередь должны
быть установле ны следующие факты: кто
совершил преступление, когда и где оно
было совершено, каким способом, каковы
мотивы совершения пре ступления. Факты,
имеющие юридическое значение, устанавливаются
с помощью свидетельских показаний, результатов
осмотра места проис-шествия, экспертизы,
исследования документов, предметов и
других дан ных. Эти данные устанавливаются
в предусмотренном законом порядке и называются
юридическими доказательствами.
2. Выбор и анализ нормы права, подлежащей
Далее необходимо установить подлинность
(достоверность) ее тек ста с точки зрения
законности, проверить, не допущено ли
в тексте оши бок, не изменена ли данная норма. При этом следует
пользоваться текстом, опубликованным
в официальном издании. Более того, необходимо
руководствоваться последней редакцией
официального издания со всеми изменениями
и дополнениями на день применения нормы права. Здесь
же правоприменительный орган должен
определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам. Норма права может быть применена лишь тогда, когда
она соответствует предписаниям актов
вышестоящих органов.
Анализ выбранной правовой норм
действует ли норма в тот момент, когда
на ее основе нужно решить конкретное
дело;
действует ли она на той территории, где
это дело должно быть разрешено;
распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых
она должна быть применена.
При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается,
что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или
даже противоречат друг другу по своему
содержанию. В данном случае имеет место
коллизия правовых норм.
Существуют следующие правила разрешения коллизий в правоприменительной деятельности:
В
задачу компетентного органа на данной стадии входит уясне ние (толкование)
применяемой нормы, а также преодоление
пробелов в праве путемприменения права по аналогии.
3. Вынесение решения компетентным органом
и доведение этого реше ния до заинтересованных
лиц и организаций.
Это
завершающая и основная стадия