Федеративное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Государство — центральный институт политической системы.
Сущность государства включает в себя форму государственного устройства.
Термин «государство» можно понимать в трех значениях:
В широком смысле под государством понимается страна, общество, народ, т.е. организация большой социальной группы.
Под государством понимают целостность определенных общественных связей и их форм, т.е. с точки зрения роли государственного аппарата, его структуры.
В узком смысле под государством понимается организация, обладающая верховной властью на определенной территории.

Файлы: 1 файл

istoria_gos-va_kontrolnaya_15.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Государство — центральный институт политической системы.

Сущность государства включает в себя форму государственного устройства.

Термин «государство» можно понимать в трех значениях:

  1. В широком смысле под государством понимается страна, общество, народ, т.е. организация большой социальной группы.
  2. Под государством понимают целостность определенных общественных связей и их форм, т.е. с точки зрения роли государственного аппарата, его структуры.
  3. В узком смысле под государством понимается организация, обладающая верховной властью на определенной территории.

Государство обладает рядом признаков:

  • Принудительность — отделение публичной власти от общества,  ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.
  • Суверенность государства означает его верховную власть на определенной территории.
  • Всеобщность, как важнейший политический институт государства отличается от всех других тем, что является организацией всего общества, а не какой-то отдельной его части. Государство выступает выразителем общих интересов и устремлений.

Исключительные права государства:

  1. Издание законов и норм, обязательных для всего его населения.
  2. Исключительное право государства — взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных служащих и финансирования экономической, социальной, оборонной и другой политики.

 

 

 

 

Атрибуты государства:

  • Территория государства — законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на конкретной территории.

Эта территория определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств, которые, как правило, подтверждаются на формально-договорной основе всеми граничащими друг с другом государствами.

  • Население государства — совокупность людей, живущих в пределах страны.
  • Государственный аппарат — это система органов, посредством которой государство функционирует и развивается, осуществляя свою власть. При помощи этого аппарата государство реализует свою монополию на легальные (узаконенные) меры — применение силы, физического принуждения.
  • Государственное принуждение — включает широкий диапазон мер: от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Государственная власть обладает такими полномочиями, как возможность лишить граждан жизни и свободы, т.е. высших ценностей. Для принуждения государство имеет специальные средства: оружие и органы (армия, милиция, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура). Таким образом, государство — инструмент общества для обеспечения его единства и безопасности. Самое его существенное отличие от всех других организаций — ≪монополия на установление обязательных для всех и каждого законов и отдачу распоряжений, а также использование насилия против их нарушителей≫

Под формой государственного устройства понимают территориальную или национально – территориальную организацию, как устроена территория данного государства, из каких частей состоит и каково их правовое положение.1

Государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные .

Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства, такого как Российская Федерация.

Федеративное устройство — разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США. Канада, ФРГ. Австралия. Бразилия, Аргентина, Мексика. Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства — одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.

В 1922 г. РСФСР, Белоруссия, Украина, Закавказская Федерация (ЗСФСР) объединились в Союз Советских Социалистических республик (СССР). Под таким названием Советское государство просуществовало до декабря 1991 г. По форме государственного устройства СССР являлся федеративным (союзным) объединением республик.

За годы существования СССР было принято три Конституции  в 1924, 1936 и 1977 гг.

Введение Конституции СССР 1977 г. было связано с задачей отражения перехода страны к строительству развитого социализма. В 80-е годы в стране началось проведение социально-экономических и политических преобразований. Но поскольку тщательно продуманной программы и методов преобразований у партийно-государственной элиты не имелось, поэтому страна была ввергнута в хаос, в отдельных регионах начались центробежные процессы, в августе 1991 г. совершается попытка государственного переворота. В декабре 1991 г. распался Советский Союз — уникальное в истории человечества государство. Соглашение о его роспуске было подписано тремя республиканскими президентами — Б.Н. Ельциным (Россия), Л.М. Кравчуком (Украина),С.С. Шушкевичем (Белоруссия). И это несмотря на то, что в Союзе ССР в 1990 г. был введен пост президента и разработан союзный договор.

 

 

 

 

  1. Российское государство в постсоветский период

С распадом Советского Союза ликвидировали прежние структуры власти и управления. 21 апреля 1992 г. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию — Россию (оба названия равнозначны). Российская республика существует в окружении самостоятельных государств, которые прежде входили в состав СССР, а ныне образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Россия унаследовала от СССР 76% территории, причем 64% территории составляют северные районы, мало пригодные для хозяйственного освоения. Наиболее развитые сельскохозяйственные районы и многие важные месторождения полезных ископаемых, а также транспортные артерии РФ утеряны после распада СССР. В России проживает 50% населения бывшего СССР.

В области внутренней политики перед руководством Российской Федерации после 1991 г. встали три основные задачи:

  1. Всесторонняя реформа экономики с переходом к рыночным механизмам;
  2. Оформление суверенной российской государственности;
  3. Сохранение территориальной целостности России.

В декабре 1993 г. им была принята новая Конституция России, в соответствии с которой Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. В состав Российской Федерации входили на тот момент 89 регионов, в том числе 21 автономная республика. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

• Президент Российской Федерации;

• Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

• Правительство Российской Федерации;

• суды Российской Федерации.

Новым составным элементом исполнительной власти России стал созданный Государственный совет, в который входят все губернаторы и руководители субъектов Федерации.

В 2000 г. была осуществлена реформа Совета Федерации РФ. В 2000 г. парламент утвердил конституционные законы о государственной символике: Гербе, Флаге и Гимне страны. Была проведена судебная реформа, продолжено создание судов присяжных. В 1999—2000 гг. прошли парламентские и президентские выборы. На политической арене появились общественные движения – «Единство», «Отечество — вся Россия», которые позднее объединились в партию «Единая Россия».

Федеративных государств в мире меньшинство, не более 26. Однако их число растет, некоторые государства (Италия, Испания и т.д.) находятся на стадии перехода от унитарных к федеративным. Причина очевидна: федеративные государства в силу децентрализации и деконцентрации государственной власти становятся более демократичными.2

Российская империя в силу набора объективных и субъективных причин, несмотря на огромную территорию, полинациональный состав и многоконфессиональность, сформировалось как жестоко централизованное государство. Однако неудачный для России исход первой мировой войны, три сокрушительные социальные революции поставили ее на грань распада. Большевики нашли единственно возможный, с их точки зрения, способ сохранить целостность государства – через спекуляцию на национальных чувствах угнетаемых царизмом народов, т.е. через гипертрофирование принципа самоопределения наций.

В итоге на развалинах Российской империи образовался ряд самостоятельных государств – БССЗ, УССР, Бухарская и Хорезмская Народные Республики, Польша и Финляндия. А на территории центральной России сформировалось уникальное по своей организации государство – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Уникальность изначального федеративного устройства России состояла в том, что это была федерализация «сверху», осуществляемая по указанию центральной власти, путем так называемой автономизации. В итоге в составе РСФСР были сформированы шесть типов государствоподобных образований: автономные республики, автономные области, национальные (позже - автономные) округа, трудовые коммуны (например, немецкая Трудовая коммуна, преобразованная в 1923 г. В АССР немцев Поволжья), края и области. Из всего перечня образований только автономные республики могли претендовать на статус субъектов Федерации, поскольку имели право на принятие собственной конституции и автономное законодательство. Остальные территории страны находились в административном подчинении центру, т.е. в положении административно-территориальных единиц, присущих унитарному государству. Тем не менее, все государство в целом получило название федеративного.

В период перестройки началось бурное преобразование территориального устройства страны (республики были объявлены суверенными государствами в составе РФ, большинство автономных областей (за исключением Еврейской) были также преобразованы в республики, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области, были образованы города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, остальные 9 автономных округов, области и края потребовали равноправного статуса субъектов Федерации), был заключен Федеративный договор (точнее три договора) согласно которому каждая из групп субъектов Федерации (суверенные республики; области, края, города федерального значения; автономные округа) получала свою систему взаимоотношений с центральной властью.

Одной из проблем государственного устройства, доставшихся Российской Федерации от РСФСР, является наличие автономных округов, входящих в состав края или области. Как видно из вышесказанного развитие Федеративного государственного устройства Российской Федерации началось после Октябрьской революции 1917 года (образование РСФСР) и продолжается и по сегодняшний день, совершенствуя систему государственного устройства Российской Федерации.

 

 

Глава 2 Федеративное устройство России

Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.3

Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством. Таким образом, можно сказать, что государственное устройство - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.

С точки зрения формы своего государственного устройства все государства делятся на две группы - унитарные и федеративные.

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство (т.е. одно, единое) принято называть простым государством. Унитарное государство делится, как правило, лишь на административно-территориальные единицы (районы, города, сельские поселения и т.д.), из которых складывается его административно-территориальное устройство. Административно-территориальные единицы не наделяются собственным правовым статусом. Им обладают лишь управляющие ими органы государственной власти либо органы местного самоуправления.В бывшем Союзе ССР унитарными государствами считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все автономные республики. В современной Российской Федерации унитарные государства - все республики в ее составе. Унитарными государствами являются также большинство государств мира. Государства, образующие новое федеративное государство, называются его субъектами. Последние, как правило, обладают одинаковым правовым статусом. Однако мировой практике известны и такие федерации, субъекты которых обладают различным правовым статусом. Между федерацией и ее субъектами проводится разграничение компетенции, цель которого обеспечить наиболее эффективное осуществление федерацией своих задач путем объединения ресурсов и возможностей всех ее членов и в интересах, как самой федерации, так и ее субъектов. Сохраняя за собой полномочия в определенном объеме, субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации, признавая приоритет ее задач и целей. Они признают также на своей территории высшую юридическую силу нормативных правовых актов федерации. Государственная власть федерации является единственной суверенной властью на ее территории. Она опирается на волю всего народа федерации. Признание полного суверенитета субъектов федерации означало бы одно из двух: либо формальный характер такого признания, не влекущий за собой никаких юридических последствий, либо ликвидацию федерации. Основываясь на вышесказанном и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

Информация о работе Федеративное устройство России