Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:38, курсовая работа
Правотворчество рассматривается как вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества.
Правотворчество является источником права в материальном смысле.
Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовое акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.
Введение
Глава 1. Источники права социального обеспечения
§ 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация
§ 2. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения
Глава 2. Финансирование социального обеспечения
§ 1. Общие положения
§ 2. Единый социальный налог
Заключение
Список использованной литературы и нормативные акты
Для ведения финансовой деятельности государственных внебюджетных фондов ежегодно принимаются федеральные законы о бюджетах фондов на очередной финансовый год и утверждается исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов за очередной финансовый год.
Тем не менее, изменения последних лет в законодательстве, регулирующем обязательное социальное страхование, в частности его порядок финансирования, говорят скорее о стихийном, чем последовательном развитии этой социально значимой сферы жизни общества.
Федеральным законом Российской Федерации с 1 января 2001 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование были консолидированы в составе единого социального налога (взноса). Таким образом, законодательно был усилен процесс нивелирования различий между обязательными страховыми взносами и налогами. Специалисты в области международного трудового права и управления социальной защитой, а также профсоюзные лидеры предупреждают об опасности смешения правового статуса этих обязательных платежей. Особый статус обязательных взносов на социальное страхование признается одним из эффективных инструментов достижения финансовой устойчивости и прозрачности систем социального страхования, а также основным условием реализации страхового принципа организации этой системы.
Также начиная с 2001 г; перестал действовать Государственный фонд занятости, другими словами, была ликвидирована система социального страхования от безработицы. Обеспечение безработных происходит теперь на основе бюджетного финансирования, что в корне меняет сложившуюся систему.
Единый социальный налог (ЕСН) был введен Законом от 5 августа 2000 г. № 118 "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Он зачисляется в Пенсионный фонд, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также в Фонд социального страхования (за исключением взносов на обязательное социальное страхование от профессиональных рисков и платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения). Уплачивать его должны все работодатели, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты, частные нотариусы и др.
Объект налогообложения почти
не различается более в
Ответственность за сбор обязательных страховых взносов, его своевременность и полноту возложена на налоговые органы.
Принятие нового пенсионного законодательства с 1 января 2002 г. повлияло на порядок сбора ЕСН. В течение всего 2001 г. в Пенсионный фонд зачислялась вся часть единого социального налога, предназначенного для выплаты трудовых пенсий. А с 2002 г. в связи с принятием новых пенсионных законов и дополнительными изменениями налогового законодательства при той же налоговой нагрузке на фонд оплаты труда платеж, зачисляемый в Пенсионный фонд, делится на две части. Одна часть в размере до 14% от выплат в пользу работника зачисляется в федеральный бюджет и идет на выплату базовой части пенсии. Данная часть платежей в пенсионную систему носит налоговый характер, т.е. является безвозмездной и индивидуально обезличенной. Вторая часть (оставшиеся около 14% от максимально возможного 28-процентного тарифа) зачисляется в бюджет Пенсионного фонда и предназначена для выплаты страховой и накопительной частей пенсии. Эта часть, таким образом, имеет другую правовую природу и именуется пенсионными страховыми взносами, а в российском Налоговом кодексе - сборами (взносами).
В целом, следует отметить, что в терминологии пенсионного и налогового законодательства отсутствует единообразие. Иногда формулировки Налогового кодекса приводят к неоднозначному прочтению фундаментальных для системы обязательного социального страхования положений. Нивелирование различий между страховыми и налоговыми платежами на концептуальном уровне способствует нестрогому подходу к целевому предназначению средств социального страхования.
Например, ст.234 Налогового кодекса РФ предусматривает, что единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды, предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Из этой нормы вытекает, что ЕСН может служить источником финансирования как страховых, так и не страховых социальных выплат. А это подрывает основы социального страхования.
При введении ЕСН были также приняты важнейшие решения в отношении социального страхования как экономической системы - в частности, были снижены тарифы на обязательное социальное страхование, введена регрессивная шкала по взиманию взносов с заработной платы. Декларируемые при этом цели в целом совпадали с целями либерализации экономики и облегчения налоговой нагрузки на работодателя и на социальные группы, имеющие более высокий доход:
упрощение для работодателя перечисления взносов;
повышение собираемости налогов;
снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
стимулирование работодателя не уходить от уплаты налогов и т.д.
О результативности такой политики за прошедшие два года поступают самые разноречивые сведения.
Будучи отстранены от функции сбора
страховых средств и их аккумуляции,
внебюджетные фонды стали неполноценными
распорядителями страховых
Специального регулирования, безусловно, потребовало обязательное социальное страхование в отношении не наемных работников в ходе изменения порядка уплаты страховых взносов. Изменения были внесены и в Федеральный закон от 31 июля 1998 г. ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Ряд организаций и индивидуальных предпринимателей не платили единый социальный налог (взнос), а платили единый налог на вмененный доход. Сумма этого налога рассчитывалась в различных регионах в зависимости от неодинаковых экономических факторов и совершенно не зависела от вклада конкретного работника в производственный процесс. Эти лица освобождены от уплаты ЕСН за себя и платят фиксированный платеж в бюджет Пенсионного фонда. Этот платеж является обязательным для уплаты и закреплен в Налоговом кодексе. Такое же положение распространено и на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов, частных детективов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и др.
Важнейшим направлением социальной политики (в том числе системы социальной защиты населения) является государственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов РФ в области развития системы социального обслуживания. Развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; принятые федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» стали основой правового регулирования деятельности социальных служб, которое распространяется на все субъекты РФ и вносит новые компоненты в правовые отношения, возникающие между федеральными органами государственной власти и органами управления субъектов Российской Федерации, создают правовое поле для формирования в регионах единых комплексов социальных служб и их кадрового обеспечения.
Законы Российской Федерации
1 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М., 2004. С.131.
2 Право социального обеспечения/Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. С. 86; Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М., 2000. С. 59.
3Федеральный закон от 22.07.1993 № 5487-1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1993. №33. Ст. 1318.
4 Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. №29. Ст. 3686.