Финансирование социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Правотворчество рассматривается как вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества.
Правотворчество является источником права в материальном смысле.
Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовое акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Источники права социального обеспечения
§ 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация
§ 2. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения
Глава 2. Финансирование социального обеспечения
§ 1. Общие положения
§ 2. Единый социальный налог
Заключение
Список использованной литературы и нормативные акты

Файлы: 1 файл

istochniki_prava_social'nogo_obespecheniya.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Для ведения финансовой деятельности государственных внебюджетных фондов ежегодно принимаются федеральные законы о бюджетах фондов на очередной финансовый год и утверждается исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов за очередной финансовый год.

Тем не менее, изменения последних лет в законодательстве, регулирующем обязательное социальное страхование, в частности его порядок финансирования, говорят скорее о стихийном, чем последовательном развитии этой социально значимой сферы жизни общества.

Федеральным законом Российской Федерации с 1 января 2001 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование были консолидированы в составе единого социального налога (взноса). Таким образом, законодательно был усилен процесс нивелирования различий между обязательными страховыми взносами и налогами. Специалисты в области международного трудового права и управления социальной защитой, а также профсоюзные лидеры предупреждают об опасности смешения правового статуса этих обязательных платежей. Особый статус обязательных взносов на социальное страхование признается одним из эффективных инструментов достижения финансовой устойчивости и прозрачности систем социального страхования, а также основным условием реализации страхового принципа организации этой системы.

Также начиная с 2001 г; перестал действовать Государственный фонд занятости, другими словами, была ликвидирована система социального страхования от безработицы. Обеспечение безработных происходит теперь на основе бюджетного финансирования, что в корне меняет сложившуюся систему.

§ 2. Единый социальный налог

 

Единый социальный налог (ЕСН) был введен Законом от 5 августа 2000 г. № 118 "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Он зачисляется в Пенсионный фонд, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также в Фонд социального страхования (за исключением взносов на обязательное социальное страхование от профессиональных рисков и платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения). Уплачивать его должны все работодатели, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты, частные нотариусы и др.


Объект налогообложения почти  не различается более в зависимости  от вида социального страхования - единым социальным налогом облагаются все доходы, начисленные работодателем в пользу работника. Исчисление дохода с целью уплаты части ЕСН в ПФР ведется нарастающим итогом с начала года по каждому работнику.

Ответственность за сбор обязательных страховых взносов, его своевременность  и полноту возложена на налоговые  органы.

Принятие нового пенсионного законодательства с 1 января 2002 г. повлияло на порядок сбора ЕСН. В течение всего 2001 г. в Пенсионный фонд зачислялась вся часть единого социального налога, предназначенного для выплаты трудовых пенсий. А с 2002 г. в связи с принятием новых пенсионных законов и дополнительными изменениями налогового законодательства при той же налоговой нагрузке на фонд оплаты труда платеж, зачисляемый в Пенсионный фонд, делится на две части. Одна часть в размере до 14% от выплат в пользу работника зачисляется в федеральный бюджет и идет на выплату базовой части пенсии. Данная часть платежей в пенсионную систему носит налоговый характер, т.е. является безвозмездной и индивидуально обезличенной. Вторая часть (оставшиеся около 14% от максимально возможного 28-процентного тарифа) зачисляется в бюджет Пенсионного фонда и предназначена для выплаты страховой и накопительной частей пенсии. Эта часть, таким образом, имеет другую правовую природу и именуется пенсионными страховыми взносами, а в российском Налоговом кодексе - сборами (взносами).

В целом, следует отметить, что в терминологии пенсионного и налогового законодательства отсутствует единообразие. Иногда формулировки Налогового кодекса приводят к неоднозначному прочтению фундаментальных для системы обязательного социального страхования положений. Нивелирование различий между страховыми и налоговыми платежами на концептуальном уровне способствует нестрогому подходу к целевому предназначению средств социального страхования.


Например, ст.234 Налогового кодекса РФ предусматривает, что единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды, предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Из этой нормы вытекает, что ЕСН может служить источником финансирования как страховых, так и не страховых социальных выплат. А это подрывает основы социального страхования.

При введении ЕСН были также приняты  важнейшие решения в отношении  социального страхования как  экономической системы - в частности, были снижены тарифы на обязательное социальное страхование, введена регрессивная шкала по взиманию взносов с заработной платы. Декларируемые при этом цели в целом совпадали с целями либерализации экономики и облегчения налоговой нагрузки на работодателя и на социальные группы, имеющие более высокий доход:

упрощение для работодателя перечисления взносов;

повышение собираемости налогов;

снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

стимулирование работодателя не уходить  от уплаты налогов и т.д.

О результативности такой политики за прошедшие два года поступают  самые разноречивые сведения.

Будучи отстранены от функции сбора  страховых средств и их аккумуляции, внебюджетные фонды стали неполноценными распорядителями страховых средств. Средства собираются на счетах казначейства, создавая возможность их нецелевого использования в связи с хроническими сложностями пополнения бюджета. Такая опасность традиционно существует и более или менее успешно преодолевается при таком же распределении функций в странах, где уже сложилась более эффективная межведомственная координация при управлении государственными финансами, где существуют традиции в повышении открытости и прозрачности управления.

Специального регулирования, безусловно, потребовало обязательное социальное страхование в отношении не наемных работников в ходе изменения порядка уплаты страховых взносов. Изменения были внесены и в Федеральный закон от 31 июля 1998 г. ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Ряд организаций и индивидуальных предпринимателей не платили единый социальный налог (взнос), а платили единый налог на вмененный доход. Сумма этого налога рассчитывалась в различных регионах в зависимости от неодинаковых экономических факторов и совершенно не зависела от вклада конкретного работника в производственный процесс. Эти лица освобождены от уплаты ЕСН за себя и платят фиксированный платеж в бюджет Пенсионного фонда. Этот платеж является обязательным для уплаты и закреплен в Налоговом кодексе. Такое же положение распространено и на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов, частных детективов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и др.

 

Заключение

 

Важнейшим направлением социальной политики (в том числе системы социальной защиты населения) является государственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов РФ в области развития системы социального обслуживания. Развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; принятые федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» стали основой правового регулирования деятельности социальных служб, которое распространяется на все субъекты РФ и вносит новые компоненты в правовые отношения, возникающие между федеральными органами государственной власти и органами управления субъектов Российской Федерации, создают правовое поле для формирования в регионах единых комплексов социальных служб и их кадрового обеспечения.

 

Список использованной литературы и нормативные акты

 

Законы Российской Федерации

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство "Юридическая литература", 1998. .
  2. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // Правовая система "Гарант".
  3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // В сборнике: "Пенсионная реформа в Российской Федерации".
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // В сборнике: "Пенсионная реформа в Российской Федерации".
  5. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // В сборнике: "Пенсионная реформа в Российской Федерации".
  6. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие (Серия «СПО».) – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  7. Захаров М. Ж, Севастьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. М. 2002.
  8. Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2004.
  9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г., Практический и научный комментарий к закону Российской Федерации: "О государственных пенсиях в Российской Федерации". М., 2003.
  10. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право).М. 2000.
  11. Мачульская Е.Е. Круг лиц, подлежащих государственному (обязательному) социальному страхованию // Вестник Московского университета. Серия П. Право. 1998. № 6.
  12. Мачульская Е.Е. Право на социальное обеспечение - естественное и неотъемлемое право человека // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. №5
  13. Мачульская Е.Е. Реформа социального обеспечения и необходимость кодификации законодательства // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. № 6.
  14. Мачульская Е. Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2004. № 1.
  15. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М. 2004.
  16. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Тучковой. М. 2005.

1 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М., 2004. С.131.

2 Право социального обеспечения/Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. С. 86; Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М., 2000. С. 59.

3Федеральный закон от 22.07.1993 № 5487-1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1993. №33. Ст. 1318.

4 Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. №29. Ст. 3686.

 


Информация о работе Финансирование социального обеспечения