Форма государства и политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Однако, не мене важны проблемы устройства государства, механизм реализации государственной власти, взаимоотношения государства и населения в процессе управления ими, административно-территориальная организация государства, способы организации высших органов государственной власти и местного самоуправления.
Актуальность темы курсовой работы определена тем, что изучение формы государства дает возможность понять, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какой период их полномочий, в конце концов, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.

Содержание работы

Введение 3
§ 1. Форма государства в соответствии с его сущностью и содержанием . 5
§ 2. Формы правления. 9
§ 3. Формы территориально-государственного устройства. 12
§ 4. Форма государства и политический режим............................11
Заключение 14
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Kursovaya_TGP_osnovnoe.docx

— 37.88 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

§ 1. Форма государства в соответствии с его сущностью и содержанием . 5

§ 2. Формы правления. 9

§ 3. Формы территориально-государственного устройства. 12

§ 4. Форма государства и политический режим............................11

 Заключение 14

 Список используемой  литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Содержательно теория государства  включает в себя вопросы возникновения  государства, выявления его сущности, определения функций.

Однако, не мене важны проблемы устройства государства, механизм реализации государственной власти, взаимоотношения  государства и населения в  процессе управления ими, административно-территориальная  организация государства, способы  организации высших органов государственной  власти и местного самоуправления.

Актуальность темы курсовой работы определена тем, что изучение формы государства дает возможность  понять, как организована власть в  государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какой  период их полномочий, в конце концов, какими методами при этом происходит осуществление  государственной власти и т.д.

Изучение в процессе выполнения курсовой работы проблемы формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает  в разных аспектах. Во-первых, это  определенный порядок образования  и организации высших органов  государственной власти и управления. Во-вторых - это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местных властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.

Таким образом, форма государства  состоит из трех ключевых элементов, вернее: формы государственного устройства, формы государственного правления, формы политического правового  режима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Форма государства  в соответствии с его сущностью  и содержанием

Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова, в конечном счете, и его  форма.

Исследовать государство  с точки зрения сущности означает выявить волю и интересы таких  слоев общества, групп, классов, которые  оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство  под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно действует. Изучить же государство с точки зрения его формы – значит в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

При рассмотрении формы государства  важно иметь в виду, что форма  государства, так же как его сущность и содержание, никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и развивалась. Постоянно менялось и представление о ней. Справедливо утверждение Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства».

О многообразии форм государства  говорил и Аристотель – ученик Платона и одновременно его критик. Рассматривая форму государства  как систему, олицетворяемую верховной  властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию и политию, или умеренную демократию. Эти формы государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы – тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

Цицерон, например, выделял  в зависимости от числа правителей три простые формы государства (царскую власть – монархию, власть оптиматов – аристократию, а также  народную власть – демократию) и  смешанную форму.

В эпоху Нового времени  в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления.

В настоящее время в  юридической и политологической литературе классификация формы  государства осуществляется главным  образом по ее элементам: форме правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство, федерация и конфедерация), форме  государственного (политического) режима (демократические или авторитарные методы государственного правления).

 

 

 

 

§ 2. Формы правления

Форма правления представляет собой отражение способов организации  государственной власти конкретного  государства.1

По формам правления государства  подразделяются на монархии и республики. Монархия – это такая форма  правления, при которой вся верховная  власть сосредоточена в руках  единоличного главы государства (монарха), передается по наследству, или династически. Монархическая форма правления  складывается еще в рабовладельческом  обществе и до сих пор сохраняется  в некоторых странах. Конечно, при  этом монархия как форма правления  не оставалась неизменной. Она претерпевала весьма значительные изменения в  зависимости от условий развития общественно- политических институтов и расстановки социально-политических сил общества.

Монархия характеризуется  следующими основными признаками:

  • главой государства является монарх;
  • власть монарха передается по наследству, или династически;
  • деятельность монарха не ограничена определенным сроком, т. е. он исполняет свои обязанности пожизненно.

В настоящее время монархические  формы правления существуют:

  • в Европе - Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Люксембург, Норвегия, Швеция, Монако, Лихтенштейн, Андорра;
  • в Азии - Бахрейн, Бутан, Бруней, Катар, Кувейт, Иордания, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Малайзия;
  • в Африке – Лесото, Марокко, Свазиленд.

Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) и ограниченные. Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства – монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти.

Ограниченная монархия –  это такая форма правления, при  которой власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции. Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские.

Дуалистическая монархия – это переходная форма правления  от абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими основными признаками:

  • монарх выполняет функции реального главы государства;
  • наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство);
  • некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);
  • члены правительства назначаются монархом, и правительство несет ответственность лично перед монархом.

Признаками парламентарной монархии являются:

  • наряду с монархом функционируют и иные высшие органы государственной власти (парламент, правительство и др.);
  • парламент избирается народом;
  • правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;
  • правительство несет ответственность перед парламентом;
  • действует принцип разделения властей;
  • властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т. д.).

Республика – это такая  форма правления, при которой  высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т. е. источником власти выступает  суверенный народ. В республиках  высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства – президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов  государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких  формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности  президента.

Республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. Для президентской республики характерно то, что президент, будучи главой государства, во-первых, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; во-вторых, правительство несет политическую ответственность перед президентом; в-третьих, здесь в классическом варианте действует принцип разделения властей.

В президентских республиках  глава государства – президент  избирается на определенный срок: путем  прямых выборов гражданами государства; косвенными выборами (в США, Аргентине  граждане выбирают выборщиков, а последние  – президента). Президентом может  быть только гражданин данного государства, достигший определенного возраста и обладающий гражданскими и политическими правами.

В парламентских республиках  исполнительная власть возглавляется  премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом  и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (например, в Италии, Германии, Греции, Индии). Состав и политика правительства  непосредственно отражают соотношение  сил в парламенте. Это может  быть, с одной стороны, достоинством такой формы правления, но, с другой стороны, и недостатком.

Выделяются и республики (Франция, Финляндия, Россия), где сочетаются черты парламентской и президентской форм правления. При смешанной форме правления главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями. При формировании правительства участвуют и президент, и парламент. Соответственно правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).

Поиски наилучшей формы  правления в государстве велись с давних времен. Однако идеальная  модель, пригодна абсолютно для всех государств, вряд ли существует. Русский  философ и юрист И.А. Ильин писал по этому поводу: «Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов, и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным»2.

В Российской Федерации существует республиканская форма правления3, где главой государства является Президент4, а законодательную власть осуществляет Парламент – Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Российской Федерации присуще черты как президентской, так и парламентской республики. Это выражается в том, что Государственная Дума, во-первых, дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент Российской Федерации может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

 

 

 

 

 

§ 3. Формы территориально-государственного устройства.

Различаются три основные формы государственно-территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация, каждой из которых свойственны свои принципы организации территории и взаимосвязей между центром и местами.

Унитарное государство –  такое территориальное государственное  образование, в котором вся полнота  государственной власти принадлежит  Центру – общего и единого для  всей страны.5

Информация о работе Форма государства и политический режим