Форма государства: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Задачи контрольнойработы:
– изучить формы государства;
– рассмотреть формы правления;
– иметь общее представление о формах государственного устройства;
– понять изучения формы государственного режима.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………3
1.Общая характеристика формы государства…………………………………………………..4
1.1 Понятие формы государства ………………………………………………………………….4
1.2 Историческое развитие формы государства………………………………………………..5
2. Форма правления………………………………………………………………………………….7
2.1 Монархия………………………………………………………………………………………….7
3. Форма государственного устройства…………………………………………………………10
3.1 Унитарное государство………………………………………………………………………..10
3.2 Федеративное государство…………………………………………………………………...11
4. Формы политического режима………………………………………………………………...12
4.1 Авторитарный режим………………………………………………………………………….12
4.2 Демократический режим………………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

праводение.docx

— 54.03 Кб (Скачать файл)

В последние годы в отечественной  литературе предложена новая классификация  форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы. Выделяются три главные  формы государства: монократическая (единовластная), сегментарная (смешанная) и поликратическая (многовластная).

Для монократической формы главным является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного лица, принадлежать коллегии или конституцией может быть провозглашено, что вся власть принадлежит советам. Обычно эта форма связана с установлением обязательной идеологии, иногда – с закреплением государственной религии.

Прямая  противоположность монократической государственной форме – поликратическая. Она опирается на те постулаты, которые монократическая форма отвергает. Существует разделение властей, действует местное самоуправление. В государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными выборами, партиципацией (участием) граждан в управлении государством, поисками консенсуса (согласия) и компромиссов, гарантиями прав граждан.

Сегментарная  государственная форма – промежуточная (др. – греч. сегмент – отрезок целого). Она предполагает известное разделение ветвей власти, ролей по управлению государством, но не имеет системы «сдержек и противовесов». Решающая роль принадлежит исполнительной власти, роль судов традиционно слабы, а парламент принижен. Местное самоуправление может быть предусмотрено в отдельных звеньях административно-территориального деления, но выборные органы находятся под жесткой опекой назначенных чиновников. Права человека и гражданина провозглашаются конституциями, но они систематически нарушаются государственными органами, а в государственном режиме преобладают авторитарные методы управления.5

Для отечественного государствоведения и правоведения 60–70-х годов было представление о форме государства как институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. Позже вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы государственного режима. Данное глубоко обоснование мнение преобладает не только в отечественной, но и в зарубежной литературе.

Таким образом, форма государства, будучи объективной, по своим исходным основам  – закономерностям функционирования и развития государства, несет также  печать случайного и субъективного. Чтобы выявить закономерности, оказывающие  решающее значение на развитие формы  государства, используется метод классификации. Все конкретные формы государства  делятся на виды. Основанием классификаций  берутся три главных компонента формы государства – форма  правления, форма государственного устройства и политический режим.

 

2. Форма правления

 

2.1 Монархия

Форма правления – система организации  высших органов государственной  власти, их компетенция, взаимоотношение  между собой, порядок образования. Форма правления определяет: систему  организации высших органов государственной  власти; порядок образования данных органов и сроки их деятельности; их компетенцию, порядок их взаимоотношений.

Форма государственного правления дает возможность  уяснить:

– как создаются высшие органы государства и каково их строение;

– какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

– как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

– в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).7

Монархия  – эта такая форма правления, при которой верховная государственная  власть формально или реально  принадлежит единоличному правителю  – монарху, занимающему свой пост по наследству. Основными юридическими свойствами классической монархической формы правления являются: пожизненное пользование власть. Главой государства (царь, король, император, шах); занятие престола по наследству или по праву родства; юридическая безответственность монарха.

Монархическая форма правления – весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы, тех или иных социальных классовых движений.

Как форма правления монархия имеет  длительную историю. Одной из первых разновидностей была восточная деспотия в государствах Азии и Древнего Востока (Вавилон, Индия, Египет). Царь или фараон нередко обожествлялся.

Монархия  характеризуется тем, что монарх получает верховную власть по наследству от своего отца, дяди, деда и не несет  никакой ответственности за результаты своего правления. В разных странах  устанавливается различный прядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и т.д.). Существующими в стране законами не предусматривается отстранение монарха от власти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего монарха, а также неукоснительно исполнять все его указания и распоряжения.

Монарх  имеет бессрочную и пожизненную  власть. Это отнюдь не означает, что  только естественная смерть монарха  может прервать его полномочия. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливается  заранее.

Монархия  обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые функции государственного управления: учет труда и распределение его результатов, создание страховых взносов (фондов), организацию совместных работ (ирригационные, культовые сооружения), ведение войн и защиту от нападения, создание информационных служб, религиозно-культовые отправления, взимании налогов, дани и т.п.

Монарх в правильном режиме правления решал вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной власти. Среди его советников на ранних этапах этой формы правления было много предсказаний, пророков, культовых служителей.

Монарх  осуществляет единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства, как  упоминалось, ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарху же приходилось  принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независима). Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его достойным своего внимания. Он – высшая власть в государстве.

Монархию  как форму правления весьма красноречиво характеризуют не только юридические, но и социально-психологические  признаки. Монархия основана и держится на патриархальном сознании, представлении, что «каждый за себя, один царь – за всех», признании неравенства людей, их ранжированное по имущественному положению, званию, месту в социальной иерархии. Монархическая власть сопровождается доверием к монарху, провозглашением верности и любви к нему, надеждами на доброго царя-батюшку. Вместе с тем монархия держится и на принуждении, жестокой дисциплине и субординации, наконец, монархическое сознание в целом является консервативным. Ему свойственны терпение, желание сохранять существующие традиции, установившиеся нормы поведения.

Монархии  бывают двух видов: абсолютные и ограниченные.

Абсолютная  монархия – форма правления, при  которой вся полнота государственной  власти – законодательной, исполнительной и судебной – сосредоточена в  руках монарха. Действия монарха  никому не подконтрольны. Случилось, однако, что монарх, формально обладавший неограниченной властью, испытывал  давление со стороны своего окружения. Но это не меняло сущности абсолютной монархии. В современном мире абсолютными  монархиями являются некоторые государства  Ближнего Востока, например Саудовская Аравия, а также разновидность  абсолютной монархии – теократическая монархия, при которой монарх представляет и светскую и религиозную власть, например Ватикан.

Ограниченная  монархия – форма правления, при  которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом  либо особым правовым актом – конституцией. Разновидности ограниченной монархии:

  1. сословно-представительная (например, Россия до XVII в.);
  2. дуалистическая, характеризующаяся сосредоточением в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит вся полнота исполнительной власти. Такая форма монархии имела широкое распространение в период становления и развитии буржуазных отношений (Германская империя, Италия в конце XIX – начале XX в.). В настоящее время дуалистическими монархиями являются Марокко и Иордания;
  3. парламентарная, где власть монарха значительна ограничена. Законодательная власть принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Монарх выполняет представительские функции, формально утверждает состав правительства и подписывает законы. Однако фактически власть монарха является символической, самостоятельная его деятельность невозможна без согласия парламента. Главой государства является не монарх, а глава правительства. Парламентарная монархия существует во многих современных государствах (Великобритании, Бельгии, Швеции, Дании, Японии и др.), что доказывает ее жизнеспособность;
  4. конституционная, в которой полномочия монарха ограничены конституцией (например, Великобритания).

Таким образом, монархия как форма правления  – это сложный конгломерат  власти, юридических основ ее организации  и осуществления, социально-психологического состояния общества.

 

 

 

3. Форма государственного устройства

 

3.1 Унитарное государство

Территория  государства представляет собой  пространство, на которое распространяется его власть. Это, следовательно, не только собственно территория, то есть суша, но также акватория (водные пространства) и воздушное пространство над ними. Территориальное устройство, или территориальная организация, государства – это система, взаимоотношений между государством в целом, то есть его центральной властью, и территориальными составными частями, точнее говоря – их населением и действующими там органами публичной власти.

Проблема  территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся  размеры территории государства, потребовали  создания специальных органов и  учреждений для управления периферией.

Итак, форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между  его составными частями и между  центральными и местными органами государственной  власти.11

Форма государственного устройства раскрывает внутреннее строение государства, его  деление на составные части –  административно-территориальные единицы, автономные политические образования  или суверенные государства.

На  основе данного критерия государственное  устройство характеризуется с точки  зрения распределения власти в центре и на местах.

Форма государственного устройства тесно  связана с территориальным признаком  государства. Она дает возможность  понять, из каких территориальных  единиц состоит государство, каков  их правовой статус и взаимоотношение между собой и центральными органами государственной власти.

Различают следующие формы государственного устройства.

Унитарное государство (от лат. unitas – единство) представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономной (политико-административное устройство). Большинство унитарных государств имеют административно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т.п.), в которое укладывается и существующая автономия, то есть самоуправляющиеся образования. Например, в и Испании наряду с историческими областями (страна басков и Каталония), выделенными по национальному признаку, созданы и территориальные автономии. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.).

Унитарное государство примечательно единством  власти, территории и населения.

В унитарном государстве действует  единое гражданство и имеется  одна конституция. Характерный признак  унитарного государства выражается в том, что право принятия законов  принадлежит только центральным  органам государства.

Унитарное государство имеет один центр  управления делами общества, и в  этом отношении оно выгодно отличается от государств, имеющих иные формы  государственного устройства. В то же время управление, исходящее из единого центра, имеет свои недостатки. Оно не может учитывать всех особенностей территорий и может принимать решения, которые не в полной мере соответствуют специфическим условиям отдельного региона, особенно если в нем проживают лица некоренной национальности.

Большинство современных государств – унитарные. Как правило,

 

3.2 Федеративное государство

 

Федерация – соединенное, сложное союзное  государство, субъекты которого являются государственными образованиями и  обладают признаками суверенитета. При  этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации  высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого  из государств – членов федерации. Последние могут иметь, кроме  того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы. Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин.

Информация о работе Форма государства: общая характеристика