Форма государства: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности и форм государства. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие государства
- изучить типологию политических режимов
- рассмотреть виды территориального устройства
-дать характеристику основным формам правления изучить элементы триады, составляющей форму государства.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Понятие государства
1.1 Определение государства
1.2 Соотношение понятий государство и страна
1.3 Функции государства
1.4 Государства мира
Глава 2 Форма правления
2.1Монархия
2.2 Республика
2.2.1 Парламентская республика
2.2.2Президентская республика
2.2.3Полупрезидентская республика
2.2.4 Социалистическая республика
Глава 3 Формы государственного устройства
3.1 Унитарное государство
3.2 Федеративное государство
Глава 4 Государственно-правовые режимы
4.1 Демократический режим
4.2 Авторитарные режимы
4.2.1 Деспотический режим
4.2.2 Тоталитарный режим
4.2.3 Иммитационная демократия
4.2.4 Анархия
4.2.5 Чрезвычайные государственно-правовые режимы
Глава 5 Изменение формы государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства  на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

Правовая функция —  обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция  — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция  — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением  законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция  — организация, координация и  регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция  — обеспечение солидарных отношений  в обществе, сотрудничества различных  слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция  — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция  — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция  — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности  и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства  относятся:

Функция обеспечения  национальной безопасности — поддержание  достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

Функция поддержания  мирового порядка — участие в  развитии системы международных  отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие  в решении глобальных проблем  человечества.

Функция взаимовыгодного  сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

деятельностью по выработке  политических решений и деятельностью  по выполнению этих решений — государственному управлению.

1.4 Государства мира

В настоящее время (ноябрь 2011 года) существует 193 государства, признанных большинством других государств. Из них в ООН входит 192 государства-члена.

Ватикан как суверенная территория Святого Престола имеет  политическую систему, подобную государству, но государством в полном понимании данного термина не является. Он официально признан большинством государств как суверенная территория, но не является членом ООН. Постоянным наблюдателем в ООН является Святой Престол — уникальная суверенная персона (persona sui generis) в международном праве. Дипломатические отношения государств устанавливаются не с Ватиканом, а со Святым Престолом, и все иностранные дипломатические миссии аккредитованы при Государственном секретариате Святого Престола.

Около десятка государственных образований являются самостоятельными государствами фактически, но либо не признаны другими государствами, либо признаны недостаточным количеством других государств, и статус их спорен.

С другой стороны, две  страны (а также одно квази-государственное образование) признаны очень многими государствами, но фактически не являются независимыми. Их статус не урегулирован.

Во многих частях света  существуют и иные регионы, население  которых борется за признание  их самостоятельной государственности.

Наконец, отдельными личностями или группами людей провозглашены также виртуальные государства (микрогосударства, микронации), которые не имеют этнической, территориальной и исторической легитимности, а часто — и территории.

Статус и категория  некоторых территорий и образований не могут быть однозначно идентифицированы. Также Евросоюз и Союзное государство России и Беларуси имеют признаки государства и конфедерации, однако в международном праве не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, имеющие  крайне малую территорию или численность  населения, именуют карликовыми  государствами (странами). Сильные независимые  государства, обладающие значительным превосходством над другими государствами, а также (в современном мире) постоянных членов Совета Безопасности ООН именуют великими державами. Великие державы, обладающее подавляющим превосходством над другими государствами, именуют сверхдержавами. Государства, обладающие ядерным оружием, именуют ядерными державами (членами «ядерного клуба»). Государства, обладающие независимой возможностью осуществления орбитальных космических полётов (вывода спутников собственными ракета-носителями) именуют космическими державами (членами «космического клуба») (в том числе государства, обладающие независимой возможностью осуществления пилотируемых космических полётов иногда именуют космическими сверхдержавами).

 

 

 

Глава 2 Форма правления

 

 «Форма правления  представляет собой структуру  высших органов государственной  власти, порядок их образования  и распределения компе тенции между ними.»[5] Современная теория государства и права выделяет две формы правления – монархию и республику.

2.1 Монархия

Монархия – это  «форма правления, при которой верховная  государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.»[5]

В классической монархической  форме правления монарх правит единолично, пожизненно, имеет право передать свою власть по наследству, не несет  юридической ответственности. Данный вид государственного правления  возник в условиях рабовладельческого общества.

В зависимости от объема полномочий монарха монархии подразделяются на абсолютные и конституционные.

Абсолютная монархия – разновидность монархической  формы правления, при которой  весь объем государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной власти юридически и фактически находится в руках монарха..[3]

Сословно-представительные учреждения, если они есть, ни коим образом  не ограничивают власть монарха. Сегодня  такую форму правления имеют  Оман, Бруней.

Конституционная монархия - форма правления «при которой  власть монарха значительно ограничена представительным органом.»[5] В некоторых  источник как обязательный признак  указывается наличие конституции (писанной или неписаной) ограничивающей власть монарха. Конституционная монархия существует в двух форма – дуалистическая монархия и парламентарная монархия.

В случае парламентской  монархии монарх не обладает властью  и выполняет только представительную функцию. Правительство несет ответственность  перед парламентом, который обладает наибольшим объемом власти. Данный вид монархии в настоящее время можно наблюдать в Великобритании, Дании, Швеции.

Дуалистическая монархия отводит монарху больший объем  власти, по сравнению с парламентской монархией. Монарх является главой исполнительной власти. Законодательную функцию выполняет парламент при наличии абсолютного права вето монарха на законы парламента. По мнению Хропанюка Н.В. дуалистическая монархия «как форма государственного правления практически изживает себя»[5].

2.2 Республика

Республика - это форма  правления, при которой власть осуществляется непосредственно населением или  его выборными представителями, избираемыми на определенный срок.

Различные источники  в числе основных признаков республики выделяют

- существование единоличного  и коллегиального главы государства;

- производностью органов  высшей власти от народа;

-сменяемостью органов  высшей власти по истечении  определенного в законе срока;

- верховенством актов  высших представительных органов

власти по отношению  ко всем другим правовым актам;

- распределением полномочий  и наличием «противовесов» между  органами высшей власти.

- обязательность решений  верховной государственной для  остальных государственных органов;

Известны три вида республики: парламентская, президентская, смешанная.

 

2.2.1 Парламентская  республика

Парламентарная республика – это «разновидность современной  формы государственного правления, при которой верховная роль в  организации государственной жизни  принадлежит парламенту.»[5]

Правительство подотчетно парламенту, который имеет возможность  распустить правительство напрямую, либо через главу государства.

Как правило глава  государства назначается парламентом  и является представителем партии представляющей большинство. Глава государства обладает полномочиями издавать декреты, назначать главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

2.2.2Президентская  республика

Президентская республика – «одна из разновидностей современной  формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.»[3]

Основными отличителными  признаками этой формы правления  являются:

- внепарламентский метод  избрания президента и назначения  правительства;

- ответственность правительства  перед главой государства;

- более обширные, полномочия  главы государства по сравнению  с парламентской республикой.

Наиболее ярким примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.

Типичным для всех президентских республик, является то, что президент или является одновременно главой государства и главой правительства, или непосредственно назначает главу правительства и принимает участие в формировании совета (кабинета) министров.

2.2.3Полупрезидентская республика

Полупрезедентская республика (президентско-парламентская) республика имеет следующие признаки:

1. Президент и парламент  отдельно избираются населением  страны.

2. Президент (глава  государства) участвует вместе  с палатами парламента в формировании правительства, возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим, определяет направления внутренней и внешней политики.

3. Правительство ответственно  перед президентом и перед  парламентом.

4. Парламент не может  отправить правительство в отставку. Это прерогатива только президента.

5. Президент не имеет  право распустить парламент и  назначить новые выборы.

Некоторыми источниками  выделяется в отдельную категорию  социалистическая республика.

2.2.4 Социалистическая  республика

Социалистическая республика – «особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией»[3].

Различают три разновидности  социалистической республики:

1)Парижскую коммуну;

2) Советскую республику;

3) народно-демократическую  (народную) республику.

Все они изначально выступают  как государственная форма диктатуры пролетариата.

Глава 3 Формы государственного устройства

Форма государственного устройства определяется как территориальная  и национальная организация государства, раскрывающая отношения между его  основными частями. Существует две формы государственного устройства унитарные государства и федерации.

3.1 Унитарное  государство

Унитарное государство (от латинского unus - один, единственный) –  форма государства при которой  вся или большая часть территории делится на административно-территориальные единицы, ен имеющие признаков государственных образований.

Унитарные государство  не может иметь в своем составе  территориально обособленных государственных  образований. Все территориальные  органы подконтрольны центру. Так  же такое государство отличается единством гражданства, властных органов, законодательства, государственного бюджета и налоговой системы.

Различают простые и  сложные унитарные государства. Первые состоят только из административно  территориальных единиц, вторые имеют  в своем составе самоуправляющиеся образования – автономии, обладающие правом самостоятельного решения некоторых вопросов, переданных в их ведение центром. Большинство государств в современном мире – унитарные.

Информация о работе Форма государства: общая характеристика