Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 22:37, доклад
Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. ИЛИ
Форма государства - это способ организации гос.власти. Под формой гос-ва понимается организация гос. Власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического(гос) режима. Она проявляется в системе гос.органов и отношений складывается между ними и обществом.
Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как тер-но построена гос. Власть, как создаются высшие органы гос-ва, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.
Форма государства: понятие и соотношение с типом государства, содержанием государства
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. ИЛИ
Форма государства - это способ организации гос.власти. Под формой гос-ва понимается организация гос. Власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического(гос) режима. Она проявляется в системе гос.органов и отношений складывается между ними и обществом.
Форма гос-ва отвечает на вопросы, на каких принципах и как тер-но построена гос. Власть, как создаются высшие органы гос-ва, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.
2.Структура форма правления. Форма
гос-ва охватывает:
Форма государства зависит от типа государства. Например. Феодальному гос-ву наиболее присущая монархия, буржуазному – республика. Хотя безусловное есть и отклонения от этой закономерности. Другой причиной яв-ся соотношение классовых, соц.сил.
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство.
Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Существенные черты той или иной формы государства (формы правления, формы государственного устройства, вида государственно-правового режима) тесно связаны с характером тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития (формационный подход — 4 типа государства: рабовладельческие, феодальные, капиталистические (буржуазные) и социалистические). Так, например, республика рабовладельческого общества имеет больше общих черт с рабовладельческой монархией, нежели с республикой капиталистического государства.
Иными факторами, которые влияют на форму государства, являются соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, состоящих в государственных органах правления, в конкретный период развития конкретной страны. На форму государства оказывают также известное воздействие и национальный состав населения, и уровень культуры, и традиции, и особенности географического положения, и влияние международных связей.
Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Так, среди монархий значительное распространение получили восточные деспотии и неограниченные монархии — империи. Республиканская форма правления в рабовладельческом государстве имела место в виде аристократических и демократических республик. Примером аристократической республики являлись Спарта, Рим в период V—II вв. до н. э.; примером же демократической республики были Афины в период V—IV вв. до н. э.
В феодальном обществе также существовали монархическая и республиканская формы правления. При этом основными разновидностями являлись раннефеодальная монархия, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная и абсолютная монархии. Республики же существовали только в рамках отдельно взятых городов-государств.
В капиталистический период развитие государственности шло на основе провозглашенных буржуазными революциями демократических прав и свобод, на основе разделения государственных властей; также имели место и монархическая (как правило, монархии носили ограниченный характер), и республиканская формы правления. Основными разновидностями монархии в данный период истории являлись конституционная и парламентская монархии. Республика была представлена также двумя ее основными разновидностями — парламентская и президентская, которые различались между собой особенностью политической ответственности правительства. Впервые для устранения недостатков двух форм республиканского правления были созданы смешанные республики.
Россия была унитарным государством. Кроме того, еще по Конституции 1918 г. Российская советская республика была объявлена федерацией, а таком состоянии она в 1922 г. объединилась с другими республиками в Союз Советских Социалистических Республик.
Примером же современного федеративного государства может служить современное Российское государство, в основе государственного устройства которого лежат национально-территориальный и территориальный принципы. К числу федераций также относятся Канада, Индия, США.
Конфедерации были известны только в период становления буржуазных государств, некоторые из таких конфедераций распались, а другие — явились переходной формой к более прочным федеративным связям.
Помимо государственного
устройства, на тип государства существенное
влияние оказывает также и административно-