Для децентрализованных унитарных
государств характерны более или менее
широкая самостоятельность регионов и
мест в отношении центра, который либо
вообще не имеет назначаемых им представителей
в областях (регионах) и на местах, либо
имеет их лишь в среднем звене с ограниченной
компетенцией, наряду с действующим в
этом звене органом местного самоуправления
и широким местным самоуправлением в низшем
звене (Франция, Великобритания и др.).
Административно-территориальное
деление унитарной страны может прямо
закрепляться в ее конституции, а может
находить в ней косвенное отражение или
о нем может вовсе не идти речь в конституции.
Так, в конституции Испании содержится
целый раздел «О территориальном устройстве
государства», где подробно излагаются
общие принципы, конституционные основы
местной администрации и автономных сообществ.
В ст. 5 Конституции Италии говорится,
что единая и неделимая республика признает
местные автономии и содействует их развитию,
осуществляет самую широкую административную
децентрализацию, приводит принципы и
методы своего законодательства в соответствии
с требованиями автономии и децентрализации.
В специальной главе «Области, провинции
и коммуны» (ст. 114-133) четко определяются
права и полномочия областей как автономных
образований, их перечень, а также статус
провинций и коммун как автономных территориальных
единиц более низкого уровня, возможность
подразделения территорий провинций на
округа «с исключительно административными
функциями для последующей децентрализации
(ст. 128, 129 и др.).
В Конституции Греции (ст. 101)
указывается, что административное деление
страны производится, исходя из геоэкономических,
социальных и коммуникационных условий
и что государственная администрация
организуется на основе децентрализованной
системы. О провинциях и муниципалитетах
говорится в гл. 7 Конституции Нидерландов
(ст. 123-132). В Конституции Португалии речь
идет об унитарном государстве, которое
«уважает в своей организации принципы
автономии местных органов власти и демократической
децентрализации государственного управления
( ч. 1 ст. 6). Раздел 7 и 8 этой Конституции
закрепляет статус автономных областей
и организацию местной власти10.
Примерами простых унитарных
государств, в которых нет автономных
образований, могут служить Индонезия,
Египет и Польша.
Административно-территориальное
устройство Индонезии включает 27 провинций
и особую столичную территорию г. Джакарты.
Во главе провинций находятся назначаемые
Президентом губернаторы и местные советы
народных представителей. Провинции подразделяются
на области (их около 300) во главе с главами
областей. В число областей включаются
и ряд крупных городов, возглавляемые
мэрами. Области в свою очередь разделяются
на районы (их более 3200) во главе с назначаемым
правительством чиновниками (чаматами).
Районы включают низовые территориальные
единицы (десы) во главе со старостами.
Административно-территориальное
устройство Египта включает 27 провинций,
каждая из которых подразделяется на округа,
а округа - на районы. Провинции возглавляет
назначаемый Президентом губернатор -
представитель исполнительной власти
страны, который в провинции возглавляет
ее административный орган - исполнительный
совет. Главы округов и районов назначаются
губернатором провинции. В деревнях и
городских кварталах в качестве государственных
чиновников выступают старосты деревень
и шейхи городских кварталов, избираемые
населением, но подчиняющиеся министру
безопасности. Наряду с органами государственной
власти на местах в стране имеется и система
органов местного самоуправления, представленная
местными представительными органами
- народными советами провинций, районов,
городов, деревень, избираемыми населением
соответствующих административно-территориальных
единиц. Но решающая роль в реальном управлении
не только страной в целом, но и на местах
принадлежит государственному управлению11.
В Польше ст. 3 Конституции четко
определяет, что она есть «единое государство»,
а ст. 15 указывает, что в нем «территориальное
устройство обеспечивает децентрализацию
публичной власти». Её политико-территориальная
структура включает 49 воеводств, включая
воеводство г. Варшавы. Воеводства как
среднее звено организации государственной
власти, осуществляющие деконцентрацию
власти центра, не имеют представительных
органов и управляются единолично воеводами,
назначенными Председателем правительства
и являющимися органами правительственной
администрации и представителями правительства
в воеводстве. На нижнем уровне осуществляется
территориальное самоуправление, основной
единицей которого является община (гмина),
выполняющая публичные задачи, не закрепленные
за органами иных публичных властей и
иными единицами территориального самоуправления.
Воевода осуществляет надзор за деятельностью
органов территориального самоуправления12.
Заключение
Исторически сложились три
формы государственного устройства: унитарное
государство, федеративное государство
(федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее
время взгляд на конфедерацию, как на один
из видов формы государственного устройства
начал меняться. Многие авторы полагают,
что конфедерация не является самостоятельным
государством, а всего лишь содружеством,
союзом абсолютно независимых государств,
созданным для достижения каких - либо
конкретных целей (оборона от общего врага,
экономическое развитие, политическое
объединение и т. д.).
Итак, унитарное государство
– это единое государственное образование.
Государство при этом делится лишь на
административно-территориальные части.
Для такого государства характерно существование
общих для всей страны высших органов
государственной власти и управления,
единой судебной системы и конституции».
Унитаризм вызывался потребностями единого
рынка, удобствами осуществления государственной
администрации и не ставился в связь с
национально-этнической или расовой структурой
населения. Подавляющее большинство современных
унитарных государств – государства мононациональные.
Однако существуют
и исключения из этого правила.
Это приводит к конфликтам на
межнациональной основе которые могут
продолжаться на протяжении множества
веков. Например, Великобритания с Северной
Ирландией или Испания. Так же в унитарном
государстве не должно быть поглощения
государственной властью местного самоуправления,
командования муниципалитетами и т.д.
Унитаризм исторически
по сравнению с феодальным дроблением
на уделы, княжества, иной партикуляризм
– явление, безусловно, прогрессивное,
способствует становлению единого рынка,
развитию на определенных этапах буржуазных
экономических отношений.
С развитием капитализма, научно-технического
прогресса явлением глобальных экологических
проблем и другими факторами начинаются
интеграционные процессы, которые приводят
к созданию сложных государств и их образований:
федераций, конфедераций, содружеств и
т.д.
Список использованной литературы
Алексеев С.С. Государство и право: Учебное
пособие. - М.: Проспект, 2013.
Берк Э.С. Размышления о революции во Франции. – М, 2010г. –325с.
Венгеров А. Б. Теория государства
и права: учебник.- М.: Юриспруденция, 2009 г. –195с.
Марченко М.Н.Общая теория государства и права. Академический курс. – М.,2011 г. –342с.
- Матузов Н.И., Малько А.В. Теория
государства и права: Учебник. - М.:Юристъ,
2009. – 569с.
Мишин А. А. Конституционное (государственное)
право зарубежных стран: учебник.- М.: Право
и закон, 2008 г. –174с.
Панарин А. С. Политология: учебник.-
М.: Юриспруденция, 2009 г. –47с.
Спиридов Л.И. Теория государства
и права: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2012 г. –267с.
Сырых В. М. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2008 г. –114с.
Тихомиров Ю. А. Государство на рубеже
столетий // Государство и право, 2013 г. –438с.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права:
Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2009 г. –138с.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства
и права. - М.: Наука, 2011 г. –351с.
1 Алексеев С.С. Государство
и право: Учебное пособие. - М.: Проспект,
2013.
2 Черниловский З. М. Всеобщая
история государства и права. - М.: Наука,
2011 г. –351с.
3 Тихомиров Ю. А. Государство
на рубеже столетий // Государство и
право, 2013 г. –438с.
4 Берк Э.С. Размышления о революции
во Франции. – М, 2010г. –325с.
5 Сырых В. М. Теория государства
и права: Учебное пособие. - М.: Проспект,
2008 г. –114с.
6 Спиридов Л. И. Теория государства
и права: Учебное пособие. - М.: Проспект,
2012 г. –267с.
7 Панарин А. С. Политология:
учебник.- М.: Юриспруденция, 2009 г.
–47с.
8 Хропанюк В. Н. Теория государства
и права: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция,
2009 г. –138с.
9 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория
государства и права: Учебник. - М.:Юристъ,
2009. – 569с.
10 Марченко М.Н.Общая теория
государства и права. Академический курс.
– М.,2011 г. –342с.
11 Венгеров А. Б. Теория государства
и права: учебник.- М.: Юриспруденция,
2009 г. –195с.
12 Мишин А. А. Конституционное
(государственное) право зарубежных стран:
учебник.- М.: Право и закон, 2008 г. –174с.