Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:06, курсовая работа
Форма правления, являясь одним из элементов формы государства, характеризует порядок образования, структуру высших органов государственной власти, распределение полномочий между ними, принципы и организацию взаимодействия этих органов друг с другом и с населением. Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть. В зависимости от особенностей формы правления все государства подразделяются на монархии и республики.
I. Введение
II. Основная часть
Глава 1. Общая характеристика формы правления
1. Сущность и понятие формы правления
2. Монархическая форма правления
3. Особенности республиканской формы правления
Глава 2. Форма правления российского государства
1. Общая характеристика современной формы правления в России
2. Принцип разделения властей
3. Президент Российской Федерации и его полномочия
4. Правительство Российской Федерации
III. Заключение
IV. Список используемой литературы
Парламентская республика
характеризуется
Парламентская республика является менее
распространённой формой правления, чем
республика президентская, но она также
весьма распространена (ФРГ, Финляндия,
Индия, Турция и др.)
Иногда встречаются смешанные форма правления,
парламентско-президентские, которые
не укладываются чётко в приведённую классификацию
республик, а дают своеобразный синтез,
сочетание президентской и парламентской
властей (например Франция). Кроме того,
история знает ещё один вид республики
— Советскую республику.
Приведённые выше многообразные формы
правления , их зависимость от многих факторов
не позволяют однозначно, абстрактно оценивать
ту или иную из них. Конечно, как правило,
республики представляют более прогрессивную
форму правления, чем монархии, позволяют
эффективнее управлять социально структурированным
обществом. Вместе с тем в конкретной исторической
обстановке и монархия может стабилизировать
то или иное общество, выступать гарантом
демократических преобразований. В свою
очередь республиканская форма правления
может явиться прологом к установлению
фактически монархических династий (например
в некоторых социалистических государствах).
Также не следует однозначно, примитивно
привязывать те или иные формы правления
к типу государственности, например, по
схеме рабовладельческое, феодальное
государство — монархия, буржуазное, а
тем более социалистическое государство
— республика. Форма правления зависит
не только от классовой сущности государства,
если таковая проявляет себя, но и от многих
иных факторов. Особенно относительной
бывает эта связь между тем или иным типом
государства и теми или иными разновидностями
форм правления. Например, обширные размеры
России всегда требовали сильной исполнительной
власти для эффективного управления, для
преодоления волокиты, для защиты прав
граждан на периферии и т.п. Адекватной
этим политическим и экономическим потребностям,
может быть только сильная президентская
или иная авторитарная власть. Кроме того,
формы правления могут иметь и весьма
субъективный характер, отражать представления
об организации власти тех или иных политических
партий, их лидеров.
Глава 2. Форма
правления российского
1. Общая характеристика современной
формы правления в России
Согласно ст. 1 Конституции Российской
Федерации, Россия есть демократическое
правовое государство с республиканской
формой правления.
Понятие «республиканская форма правления»
ха?рактеризует государство, в котором
все высшие ор?ганы государственной власти
либо избираются, либо формируются общенациональными
избранными пред?ставительными учреждениями.
Республиканская фор?ма правления предполагает
также, в частности, что соответствующие
лица избираются в коллегиальные органы
на определенный срок и что решения в этих
органах принимаются большинством. Республика
от?личается от монархии, где главой государства
является, как правило, лицо, получающее
прерогативы госу?дарственной власти
по наследству (король, царь, им?ператор
и т. д.), и где выборного представительного
органа государственной власти может
и не быть. Гла?вой государства в Российской
Федерации является ее Президент, избираемый
гражданами сроком на четыре года (см.
комментарий к статьям 80 и 81), а предста?вительным
и законодательным органом — Федераль?ное
Собрание (парламент), одна из палат которого
— Совет Федерации — составляется из
двух представите?лей от каждого субъекта
Российской Федерации; по одному от представительного
и исполнительного ор?ганов государственной
власти, а другая — Государ?ственная Дума
— избирается населением сроком на че?тыре
года (см. комментарий к статьям 94, 95, 96).
Согласно ст. 10 Конституции
государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех
ветвей власти самостоятельны. При этом
разделение властей не только не исключает,
но, напротив, предусматривает координацию
усилий различных ветвей власти и их взаимодействие
в установленных Конституцией РФ пределах
и формах. Основная роль по обеспечению
взаимодействия властей возложена Конституцией
на Президента, который согласно ч. 2 ст.
80 Конституции обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов
государственной власти.
При этом конституционная модель президентской
республики в Российской Федерации и принципы
взаимодействия властей выглядят таким
образом, что путем «сдержек» и «противовесов»
обеспечивается воспрепятствование превращению
института Президента в режим личной власти,
неподконтрольной народу или способной
игнорировать иные ветви государственной
власти России. Проблема заключается в
том, чтобы наполнить эту модель реальным
социальным содержанием и юридически
и фактически гарантировать общество
от авторитаризма. Необходимые для этого
правовые условия в действующей Конституции
имеются. Как бы ни были широки полномочия
Президента, они небеспредельны. Эти полномочия
сопрягаются с полномочиями других федеральных
органов государственной власти, а отношения
Президента и органов законодательной
и исполнительной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов
РФ характеризуются не только правами,
но и взаимной ответственностью.
2. Принцип разделения властей
Конституция Российской
Федерации 1993 года закрепила разделение
властей в главе об основах конституционного
строя (статья 10). Принцип гласит: государственная
власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Итак, Россия восприняла принцип разделения
властей как условие построения демократического
республиканского строя, правового государства.
Сегодня разделение властей означает,
что речь идет о механическом копировании
у себя дома зарубежных моделей. Важно
выявить и усвоить все самое ценное в теории
и практике разделения властей, перспективу
его развития.
Прежде всего разделение властей призвано
стать гарантией демократизма государственного
строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма.
Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы
добиваться рациональности и эффективности
в управлении государством, предотвращать
односторонние и ошибочные решения вопросов
государственной жизни. Это достигается
главным образом при помощи системы сдержек
и противовесов, являющейся эффективным
инструментом обеспечения баланса властей.
Наконец, разделение властей не исключает,
а предполагает их кооперацию, синхронизацию
их усилии в решении важнейших задач стоящих
перед государством и обществом. Обострение
отношении между властями, особенно между
законодательной и исполнительной, способно
резко ослабить и даже парализовать управление
страной.
Принятие новой российской Конституции
означает, что из двух наиболее распространенных
форм демократического правления — президентской
и парламентарной республик — в России
сделан выбор в пользу президентской республики.
Но ставить точку было бы преждевременно.
«Президентская республика» — это понятие,
охватывающее большое число разнообразных
моделей. В некоторых странах утвердилась
форма правления, которую нередко называют
полупрезидентской республикой.
3. Президент
Российской Федерации и его
полномочия
Конституция 1993 года закрепила избрание
российского Президента непосредственно
населением. Это — наиболее последовательное
проведение в жизнь принципа, согласно
которому президент должен получать свой
мандат от народа. В ряде стран могут проводиться
косвенные выборы: в США население избирает
сначала выборщиков, а они — президента.
Но каждый раз речь идет о том, что президент
в президентской республике не может ни
назначаться, ни избираться каким-либо
учреждением, в том числе парламентом.
Если институт президента предусмотрен
конституционным правом в парламентарной
республике, то президент избирается обычно
не населением, а парламентом или даже
одной из его палат. В Италии, например,
до декабря 1993 года соответствующие полномочия
были закреплены за одной из палат парламента
— сенатом. Иной раз создаются специальные
избирательные структуры. В Германии для
избрания президента республики созывается
Федеральное собрание, в которое входят
депутаты парламента ФРГ и парламентов
земель.
Выборы президента населением играют
чрезвычайно важную роль в государственной
жизни. Они прежде всего закладывают основы
легитимности президентской власти. Президент
выступает от имени народа как его полномочный
представитель. Это укрепляет его авторитет
и самостоятельность во всей его деятельности,
в том числе в его отношениях с другими
властями. Выборы способствуют развитию
связей президента с различными группами
населения, ориентируют президента на
выявление И защиту их интересов, ставят
в зависимость от общественного мнения.
Конституцию 1993 года отличает прежде всего
то, что она трактует назначение и функции
Российского Президента намного шире
и более значимо, чем прежняя Конституция.
Президент теперь предстает не в; качестве
составной части, вершины или даже воплощения
системы исполнительной власти, а как
сильный, авторитетный, наделенный важными
полномочиями глава государства. Когда
в 1991 году в России был введен институт
президента, он увязывался с идеей единства
исполнительной власти, включавшей наряду
с Президентом федеральное правительство,
правительства республик и другие органы
исполнительной власти. Практика, однако,
вскоре показала, что намеченные рамки
деятельности оказались узкими, жизнь
подтверждала необходимость их расширения.
Президент не просто объявляется главой
государства. Его роль не сводится к простому
представительству Российской Федерации
внутри страны и в международных отношениях,
что само по себе является важной государственной
функцией. Российского Президента нельзя
упрекнуть и в том, что он только олицетворяет
государственную власть, персонифицирует
ее облик, ибо на него возложены реальные
и ответственные функции по осуществлению
обязанностей главы государства.
Согласно Конституции 1993 года. Президент
является ее гарантом, равно как и гарантом
прав и свобод человека и гражданина. Характерно,
что данная формула не знает ни оговорок,
ни ограничений. Общество вправе ожидать
что в соответствии с порядком, установленным
самой Конституцией, Президент предпримет
все меры для защиты как Конституции в
целом, так и каждой конституционной статьи
в отдельности. Обращает на себя внимание
и то что роль Президента как гаранта прав
и свобод человека и гражданина поднята
на тот же уровень, что и его роль как гаранта
всего конституционного строя.
4. Правительство
Российской Федерации
Исполнительную власть в Российской Федерации
представляет Правительство. Это — самостоятельный
институт, существующий наряду с институтом
президента. Такая конституционная конструкция
разделения властей отличает российскую
форму правления от «классической» модели
полной президентской республики, которая
принята в США. и ряде других стран, где
министры (главы департаментов) назначаются
президентом и осуществляют свою деятельность
под его непосредственным руководством,
образуя во главе с ним так называемый
кабинет. В России Правительство возглавляется
его Председателем, а не Президентом. Установлено,
что Правительство наделено значительными
полномочиями, включая разработку и представление
в парламент федерального бюджета, а также
его исполнение, обеспечение проведения
единой государственной политики в сфере
экономики, культуры, здравоохранения,
экологии, управления федеральной собственностью,
осуществления мер по обеспечению обороны
страны, государственной безопасности,
реализации внешней политики. Такая конструкция
исполнительной власти больше схожа с
конституционными образцами Франции и
других европейских стран.
Конституция 1993 года закрепляет за Президентом
важные полномочия по отношению к Правительству.
Свой постановления и распоряжения Правительство
издает на основе и во исполнение не только
Конституции и федеральных законов, но
и нормативных актов Президента. Состав
Правительства, включая его Председателя,
определяется Президентом. Одному ему
дано право назначать и смещать членов
Правительства. Государственная Дума
может только дать согласие или отказать
в согласии на кандидатуру Председателя
Правительства, но сама не выдвигает кандидата
и не решает вопрос о его назначении. Председатель
Правительства вправе вносить лишь предложения
о назначении на должность и освобождении
от должности своих замести?телей и федеральных
министров. Решение принимает Президент.
Он же имеет право председательствовать
на заседаниях Правительства.
В регулировании отношений между Президентом
и Федеральным Собранием проведена линия
на обеспечение самостоятельности и независимости
обоих властных институтов. Но это не значит,
что они полностью разведены. С одной стороны,
установлены обязательные связи между
ними, в частности, обращение Президента
к Федеральному Собранию с ежегодными
посланиями о положении в стране, об основных
направлениях внутренней и внешней политики
государства, представление Президентом
законопроектов, кандидатов на соответствующие
должности, подписание Президентом законов.
С другой стороны. Конституция предусматривает
систему сдержек и противовесов в виде
возможности отрешения Президента от
должности и роспуска Президентом Государственной
Думы; Президент вправе принимать указы
и распоряжения, но его акты не должны
противоречить Конституции и федеральным
законам. Президент может отклонить федеральный
закон, принятый Государственной Думой,
но в установленном порядке Государственная
Дума и Совет Федерации способны преодолеть
вето Президента.
III. Заключение
Конституция 1993 г. закрепила в Российской
Федерации республиканскую форму правления.
Принятие Конституции Российской Федерации
1993 года было призвано преодолеть полосу
политического кризиса и противостояния
всех ветвей государственной власти. Логика
построения новой Конституции РФ соответствует
принципу разделения властей, принятому
в странах как с классической президентской,
так и с парламентарной системой правления.
Да, Россия на современном этапе провозглашена
республикой.
Республиканская форма правления ха?рактеризует
государство, в котором все высшие ор?ганы
государственной власти либо избираются,
либо формируются общенациональными избранными
пред?ставительными учреждениями. Республиканская
фор?ма правления предполагает также,
в частности, что соответствующие лица
избираются в коллегиальные органы на
определенный срок и что решения в этих
органах принимаются большинством.
Президент не просто объявляется главой
государства. Его роль не сводится к простому
представительству Российской Федерации
внутри страны и в международных отношениях,
что само по себе является важной государственной
функцией. Российского Президента нельзя
упрекнуть и в том, что он только олицетворяет
государственную власть, персонифицирует
ее облик, ибо на него возложены реальные
и ответственные функции по осуществлению
обязанностей главы государства. Поэтому
и республику современной России принято
называть «президентской».
IV. Список используемой
литературы:
1. Конституция Российской Федерации. М.,
1993 г.
2. Конституция Российской Федерации: Комментарий/Под.
ред. Б. Н. Топорнина. М., 1994 г.
3. Авакьян С. А. Президент Российской Федерации:
эволюция конституционно-правового статуса
// Вестник Московского университета. Сер.
II. Право. 1998. № 1.
4. Габричидзе Б.Н., Баглай М. В. Конституционное
право Российской Федерации: Учебник.
М., 1996.
5. Гулиев В. Е. Российское государство:
состояние и тенденции. М., 1993 г.
6. Политология: Энциклопедический словарь./
Под ред. Ю. И. Аверьянова. — М., 1993 г.
7. Алексеев С. С. Государство и право: Учебник.
М. 1996 г.
8. Лазарев В. В. Общая теория права и государства.
М., 1999 г.
9. Радченко В. М. Президент Российской
Федерации в системе разделения властей
// Российская юстиция. 1995. № 8.
10. Скуратов Ю. Парламент и Президент в
Конституции РФ // Российская Федерация.
1994. № 5.
11. Окуньков Л. А. Президент Российской
Федерации. Конституция и политическая
практика. М., 1996.
12. Окуньков Л. А. Форма правления Российской
Федерации // Власть. 1997. № 7
Информация о работе Форма правления в российском государстве: содержание, характеристика, проблемы