Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 13:43, курсовая работа
Основная цель работы – выяснить значение понятия «правовое государство» на основе теории права, и его применительную составляющую на примере Республики Беларусь.
Предметом исследования является механизм, на основе которого строится правовое государство на примере Республики Беларусь.
Введение 3 ст.
Правовое государство в теории 5 ст.
Конституция 9 ст.
Правовая система в РБ 14 ст.
Разделение властей 20 ст.
Законодательная власть 20 ст.
Исполнительная власть 24 ст.
Судебная власть 27 ст.
Президентская власть 29 ст.
Заключение 31 ст.
Список использованных источников 34 ст.
Президентский вариант Конституции, принятый на республиканском референдуме, создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. Провозглашенный принцип разделения властей трансформировался в принцип взаимодействия законодательной и исполнительной властей под патронажем Президента, при этом роль и значение Парламента в политической жизни отодвинулись на третий план после Президента и Правительства.
Президентские полномочия достаточно широки и касаются, по существу, всех направлений организации и осуществления государственной власти: реализация исполнительной власти; участие в законодательном процессе; формирование судебной системы; организация и формирование госаппарата.
По сути, президентская власть в контексте полупрезидентской республики смело может называться четвертой властью.
Идея о конституциировании четвертой ветви власти принадлежит французскому политическому деятелю Б. Констан (1767–1830), который разработал учение о четырех властях с целью пересмотра и развития представлений о разделении властей в конституционной монархии. Сущность концепции сводится к тому, что три классические ветви власти следует дополнить еще одной, которая бы заботилась о бесконфликтном, согласованном функционировании других властей.
Согласно теориям по политологии, данная форма правления наиболее подходит для стран находящихся в экономическом и политическом кризисе. Её преимущество - быстрое реагирование, принятие и реализация рациональных решений главой страны. При этом, она должна являться временной, следующим этапом развития демократии - это переход к парламентской форме правления. Длительное пребывание у власти одного лидера только усугубляет ситуацию внутри страны. И идейный смысл пребывания у власти заключается только в увеличении срока исполнения обязанностей, что чревато ухудшением состояния экономики и социальных благ народа.
В сегодняшней редакции Конституции президентская власть выделена в отдельную, главу. Статьи 79-89 закрепляют права и обязанности Главы государства, требования к кандидату. Более подробно устанавливает правовой статус и полномочия Президента Республики Беларусь гарантии и порядок их осуществления закон « О Президенте Республики Беларусь».
Чрезмерная концентрация власти в руках любого президента грозит автократией, и для предотвращения подобной ситуации следует использовать систему противовесов и сдержек. В качестве сдержек можно рассматривать полномочия, которые являются совместными с иными органами государственной власти - Палатой представителей и Советом Республики, Советом Министров, т.е. полномочиями совместного ведения.
Заключение
Вопрос о реальности прав и свобод человека является одним из важнейших на данном этапе развития нашего общества и государства. Абсолютной свободы не может быть, так как государство и общество также обладают свободой. Стремление человека к абсолютной свободе приводит к злоупотреблению правом. Соответственно человек вынужден ограждать свою свободу, так как если он не будет ограждать ее, то это приведет к свободе сильного над слабым, что естественно ограничит свободу одних и увеличит возможности других. Появление конституционных законов и понятия равенства всех перед законом делает возможным насильно уравнять ответственность государства перед личностью, и личности перед гражданским обществом.
Правовое государство - это, своего рода, идеал гражданского общества. Его достижение возможно только при достижении высокого уровня общей правовой культуры населения, искоренения правового нигилизма, оздоровления нравственности общества. Граждане должны стремиться к исполнению законов, принимать активное участие в управлении государством. В Беларуси же наблюдается нежелание ходить на выборы, стремление обойти закон с извлечением из этого выгоды, по причине отсутствия преобразований в экономической, политической, правовой и идеологической сферах.
Все цивилизованные государства мира добиваются правовых отношений. В то же время, недостаточно объявить государство правовым. Необходимо соответствовать этому названию. Правовое государство — эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Если власть в государстве на самом деле принадлежит народу, она никоим образом не может быть направлена против его интересов, его прав и свобод. И этот принцип, впрочем, как и все остальные, напрямую указывает на крепкую связь правового государства с правами человека и гражданина. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Современная теория правового государства провозглашает, что престиж конституционной государственной власти должен базироваться на доверии народа, на его поддержке, что опора на народ является основной задачей и целью власти, так как сила, прочность и устойчивость ее заключается в народной поддержке.
Всеобщее избирательное право, провозглашенное в Конституции, означает, что честный и справедливый выбор должны быть направлены на выявление подлинного волеизъявления граждан и стать способом замены неэффективной власти. Это предполагает не только соблюдение формальных правил организации выборов, но и недопущения фальсификации и обмана, справедливое и честное соперничество, справедливый подсчет голосов. Только в этом случае значение приобретают такие формы прямой демократии как референдум и петиции.
Экономической основой правового государства являются благосостояние народа, и производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Нищий и бесправный народ никогда не будет чтить закон и уважать интересы ближнего. Поэтому, провозглашение свободы и прав, должно реализовываться не на бумаге, а в реальных экономических показателях, от которых зависит благосостояние избирателя.
Подводя итог вышесказанному, Республика Беларусь - это государство, находящееся на стадии формирования гражданского общества. Сегодня этот процесс осложняется застоявшимися политическими процессами в стране, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности и различного рода катаклизмы, формирование правового государства Республике Беларусь идет с удержанием позитивного опыта, собственного прошлого, и с сохранением самобытных черт. С принятием Конституции, процесс формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. А у государства не может быть более важных задач, чем безопасность, благосостояние, счастье своих сограждан.
Список использованных источников
Информация о работе Формирование правового государства в Республике Беларусь