Формирование правового государства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы – выяснить значение понятия «правовое государство» на основе теории права, и его применительную составляющую на примере Республики Беларусь.
Предметом исследования является механизм, на основе которого строится правовое государство на примере Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 3 ст.
Правовое государство в теории 5 ст.
Конституция 9 ст.
Правовая система в РБ 14 ст.
Разделение властей 20 ст.
Законодательная власть 20 ст.
Исполнительная власть 24 ст.
Судебная власть 27 ст.
Президентская власть 29 ст.
Заключение 31 ст.
Список использованных источников 34 ст.

Файлы: 1 файл

курсовая ФПГ В РБ ч.docx

— 45.57 Кб (Скачать файл)

Президентский вариант Конституции, принятый на республиканском референдуме, создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. Провозглашенный принцип разделения властей трансформировался в принцип взаимодействия законодательной и исполнительной властей под патронажем Президента, при этом роль и значение Парламента в политической жизни отодвинулись на третий план после Президента и Правительства.

Президентские полномочия достаточно широки и касаются, по существу, всех направлений организации и осуществления государственной власти: реализация исполнительной власти; участие в законодательном процессе; формирование судебной системы; организация и формирование госаппарата.

По сути, президентская власть в контексте полупрезидентской республики смело может называться четвертой властью.

Идея о конституциировании четвертой ветви власти принадлежит французскому политическому деятелю Б. Констан (1767–1830), который разработал учение о четырех властях с целью пересмотра и развития представлений о разделении властей в конституционной монархии. Сущность концепции сводится к тому, что три классические ветви власти следует дополнить еще одной, которая бы заботилась о бесконфликтном, согласованном функционировании других властей.

Согласно теориям по политологии, данная форма правления наиболее подходит для стран находящихся в экономическом и политическом кризисе. Её преимущество - быстрое реагирование, принятие и реализация рациональных решений главой страны. При этом, она должна являться временной, следующим этапом развития демократии - это переход к парламентской форме правления. Длительное пребывание у власти одного лидера только усугубляет ситуацию внутри страны. И идейный смысл пребывания у власти заключается только в увеличении срока исполнения обязанностей, что чревато ухудшением состояния экономики и социальных благ народа.

В сегодняшней редакции Конституции президентская власть выделена в отдельную, главу. Статьи 79-89 закрепляют права и обязанности Главы государства, требования к кандидату. Более подробно устанавливает правовой статус и полномочия Президента Республики Беларусь гарантии и порядок их осуществления закон « О Президенте Республики Беларусь».

Чрезмерная концентрация власти в руках любого президента грозит автократией, и для предотвращения подобной ситуации следует использовать систему противовесов и сдержек. В качестве сдержек можно рассматривать полномочия, которые являются совместными с иными органами государственной власти - Палатой представителей и Советом Республики, Советом Министров, т.е. полномочиями совместного ведения.

 

 

 

Заключение

Вопрос о реальности прав и свобод человека является одним из важнейших на данном этапе развития нашего общества и государства. Абсолютной свободы не может быть, так как государство и общество также обладают свободой. Стремление человека к абсолютной свободе приводит к злоупотреблению правом. Соответственно человек вынужден ограждать свою свободу, так как если он не будет ограждать ее, то это приведет к свободе сильного над слабым, что естественно ограничит свободу одних и увеличит возможности других. Появление конституционных законов и понятия равенства всех перед законом делает возможным насильно уравнять ответственность государства перед личностью, и личности перед гражданским обществом.

Правовое государство - это, своего рода, идеал гражданского общества. Его достижение возможно только при достижении высокого уровня общей правовой культуры населения, искоренения правового нигилизма, оздоровления нравственности общества. Граждане должны стремиться к исполнению законов, принимать активное участие в управлении государством. В Беларуси же наблюдается нежелание ходить на выборы, стремление обойти закон с извлечением из этого выгоды, по причине отсутствия преобразований в экономической, политической, правовой и идеологической сферах.

Все цивилизованные государства мира добиваются правовых отношений. В то же время, недостаточно объявить государство правовым. Необходимо соответствовать этому названию. Правовое государство — эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Если власть в государстве на самом деле принадлежит народу, она никоим образом не может быть направлена против его интересов, его прав и свобод. И этот принцип, впрочем, как и все остальные, напрямую указывает на крепкую связь правового государства с правами человека и гражданина. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Современная теория правового государства провозглашает, что престиж конституционной государственной власти должен базироваться на доверии народа, на его поддержке, что опора на народ является основной задачей и целью власти, так как сила, прочность и устойчивость ее заключается в народной поддержке.

Всеобщее избирательное право, провозглашенное в Конституции, означает, что честный и справедливый выбор должны быть направлены на выявление подлинного волеизъявления граждан и стать способом замены неэффективной власти. Это предполагает не только соблюдение формальных правил организации выборов, но и недопущения фальсификации и обмана, справедливое и честное соперничество, справедливый подсчет голосов. Только в этом случае значение приобретают такие формы прямой демократии как референдум и петиции.

Экономической основой правового государства являются благосостояние народа, и производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Нищий и бесправный народ никогда не будет чтить закон и уважать интересы ближнего. Поэтому, провозглашение свободы и прав, должно реализовываться не на бумаге, а в реальных экономических показателях, от которых зависит благосостояние избирателя.

Подводя итог вышесказанному, Республика Беларусь - это государство, находящееся на стадии формирования гражданского общества. Сегодня этот процесс осложняется застоявшимися политическими процессами в стране, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности и различного рода катаклизмы, формирование правового государства Республике Беларусь идет с удержанием позитивного опыта, собственного прошлого, и с сохранением самобытных черт. С принятием Конституции, процесс формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. А у государства не может быть более важных задач, чем безопасность, благосостояние, счастье своих сограждан.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Каменков, В.С. О финансировании судов в различных государствах / В.С. Каменков // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2003. – № 21.– С. 36–43.
  2. Петраш, А. Судебная система в действии / А. Петраш // Юстиция Беларуси. – 2005
  3. Дробязко, С.Г. Отрасли права и отрасли законодательства в правовой системе Республики Беларусь и их совершенствование / С.Г. Дробязко / С.Г. Дробязко // Нац. центр законодательства и правовых исследований Респ. Беларусь ; редкол.: В.И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. – Минск : Право и экономика, 2010. – Вып. 5. – С. 11–22.
  4. Глухова, А.В. Политические процессы и политические процедуры / А.В. Глухова. – Воронеж: ВГУ, 2000. – 94 с.
  5. Карасев, В.И. Феномен политического лидерства / В.И. Карасев. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 176 с. Материалы XI межвузовской научной конференции
  6. Арон, Р. Этапы развития политической мысли / Р. Арон. – М., 1993. – 272 с
  7. Крамник, А.Н. Административное право Республики Беларусь: в 2 ч. / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2008. – Часть 1. Управленческое право. – 672
  8. http://www.pravo.by/main.aspx?guid=1541
  9. http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/stati/tgp/036.php
  10. .http://www.politictime.ru/potis-72-1.html
  11. http://library.by/portalus/modules/belarus/readme.php?subaction=showfull&id=1096043104&archive=&start_from=&ucat=4&
  12. Закон «О Совете Министров Республики Беларусь»
  13. Конституция Республики Беларусь
  14. Закон «О президенте Республики Беларусь»

Информация о работе Формирование правового государства в Республике Беларусь