Формы государства как форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Теория насилия, согласно которой государство возникло как  результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более  сильными, выносливыми и организованными  племенами. Представители теории насилия  Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский.

Материалистическая теория, согласно которой образование государства  является результатом изменения  общества вследствие социально–экономических  причин. Представители материалистической теории происхождения государства  К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов.

Патримониальная теория - теория при которой государство  произошло от права собственности  на землю и связанного с ним  права владения теми лицами, кто  на этой земле проживает. Представителем патримониальной теории происхождения государства является А. Галлер.

Органическая теория - теория при которой государство  возникло и развивалось как биологический  организм. Представители органической теории происхождения государства  Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс.

Ирригационная теория - теория при которой государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель ирригационной теории происхождения государства К. А. Виттфогель.

 

Норманнская теория - один из важнейших дискуссионных аспектов истории Русского государства.

Норманнская теория - это  теория о превосходстве западных наций над славянами в политическом, экономическом и культурном плане. Теория возникла во второй четверти XVIII века по инициативе немецких ученых, которые  в России служили при дворе императрицы Анны Иоанновны.

Согласно норманнской  теории, основанной не неправильном  толковании русских летописей, Киевская Русь была создана шведскими викингами, подчинив восточнославянские племена  и составившими  господствующий  класс древнерусского общества, во главе с князьями-Рюриковичами.

Поводом стали попытки  немцев разъяснить смысл древнерусских  летописей. Они сделали выводы, что  славяне ни на что конструктивное не способны. Они говорили, что только князь Рюрик, призванный с Запада, создал для славян государство, устроил для них четкую политическую и экономическую систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Раскройте понятие,  признаки, стадии, виды правотворчества.  Дайте анализ проблем правотворчества  в РФ.

 

Правотворчество - государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, которая осуществляется в особом порядке, направлена на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм и основана на порядке обеспечения социальных потребностей и интересов общества.

Признаки правотворчества:

1) управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение определенных и имеющих повышенное общественное значение отношений;

2) государственно-властная деятельность, являющаяся монополией государства и одной из проявлений его суверенитета;

3) интеллектуально-волевая (познавательная и ценностно-ориентационная) деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;

4) регламентируемая законом процедурная деятельность, в которой определяются перечень субъектов правотворчества и их полномочия, последовательность и содержание их правотворческих действий;

5) правотворчество выражается в создании, изменении, отмене или систематизации юридических норм, а иногда и в изменении сферы и объема действия уже существующих норм деятельности.

Виды правотворческой  деятельности:

народное правотворчество, т. е. непосредственная правотворческая  деятельность народа, выражающаяся в  проведении общегосударственного или  местного референдумов, которые проводятся по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;

правотворчество государственных  органов, т. е. прямое установление правовых норм органами государства (законы и  подзаконные акты).

Стадии правотворческого процесса:

1) подготовка проекта нормативного акта или подготовительная стадия, осуществляемая в процессе:

а) принятия решения о  подготовке проекта нормативного акта;

б) формирования рабочей  группы и разработки концепции проекта  нормативного акта;

в) подготовки текста проекта нормативного акта;

г) предварительного обсуждения проекта нормативного акта;

д) согласования содержания проекта нормативного акта с различными организациями;

е) предварительного утверждения  проекта нормативного акта;

2) официальное принятие  проекта нормативного акта или заключительная стадия, осуществляемая в процессе:

а) внесения проекта нормативного акта в правотворческий орган  и принятие его на рассмотрение;

б) обсуждения проекта  нормативного акта;

в) принятия и подписания проекта нормативного акта;

г) официального опубликования  нормативного акта.

Правотворчество - это  деятельность прежде всего государственных  органов по принятию, изменению и  отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества  выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Сущность правотворчества  состоит в возведении государственной  воли в нормы права, т.е. в форму  юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных  процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах  и т.п. Правотворчество заключается  в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Особенности правотворчества  субъектов РФ заключаются в следующем:

1) расширились полномочия  в сфере правотворчества - регионы  впервые получили право принимать  законы как акты высшей юридической силы. Это связано с общей тенденцией децентрализации российской государственности, с укреплением в ней подлинно федеративных начал. За последние годы субъектами РФ принято уже несколько сотен законов (например, в Саратовской области - законы о государственной и муниципальной службе, о референдуме Саратовской области и т.п.);

2) все большее место  в правотворчестве регионов начинают  занимать соглашения и договоры  между субъектами Федерации или  даже отдельными администрациями,  которые регулируют вопросы, возникающие в социально-экономической и культурной сферах;

3) правотворчество субъектов  РФ отличает довольно значительная  самобытность, отражающая специфику  и статус того или иного  региона (например, в республиках  в большей мере принимаются кодифицированные акты - кодексы, на Северном Кавказе особую роль играют национальные и религиозные обычаи). Перед субъектами РФ стоят цели - учитывать в правовом регулировании местные, региональные природные и национальные особенности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений общефедерального законодательства;

4)  правотворчество  субъектов РФ должно осуществляться  в соответствии с Конституцией  РФ, федеральными конституционными  законами и федеральными законами. Между тем на практике в современных условиях более трети нормативных актов субъектов Федерации противоречат общефедеральным актам;

5) в рамках субъектов  РФ принимают нормативные акты  и многочисленные негосударственные  структуры - прежде всего органы  местного самоуправления и т.д.

4. Приведите примеры видов гипотез правовых норм, используя 4-5 критериев классификации (с обязательными ссылками на статьи нормативно-правовых актов).

 

Гипотеза – это  та часть правовой нормы, где содержится указание на те жизненные ситуации (обстоятельства), при которых приходит в рабочее состояние, "срабатывает" изложенные в ней правила поведения, начинающие реализовываться в каждом данном случае.

Гипотезы норм права  бывают казуальные и общие, причем последние, в свою очередь, подразделяются на определенные и относительно определенные. Неопределенных гипотез не существует.

В казуальной гипотезе исчерпывающим  образом перечисляются те типические жизненные ситуации, при которых  срабатывает диспозиция нормы. В качестве примера сошлемся на ст. 24 УПК РФ, где по пунктам названы обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается или прекращается производством.

Из разряда общих  гипотез определенная содержит четкую формулировку общего условия, требуемого для реализации диспозиции нормы. Так, законный режим имущества супругов, означающий их общую совместную собственность, действует при условии, если брачным договором не установлено иное (п. 1     ст. 33 Семейного кодекса РФ). В Таможенном кодексе РФ общее правило выпуска товаров для свободного обращения обусловлено такими обстоятельствами, как уплата таможенных пошлин, иных таможенных платежей и налогов (ст. 31). По статье 80 Трудового кодекса РФ для расторжения трудового договора на неопределенный срок по инициативе работника ставится такое условие, как предупреждение об этом администрацию за две недели в письменной форме и т.д.

В относительно определенной гипотезе жизненные ситуации, необходимые  для приведения в действие диспозиции нормы, обозначаются лишь в общей форме. Статья 123 Трудового кодекса РФ, к примеру, определение очередности предоставления отпусков работникам ставит в зависимость от согласованного мнения администрации и выборного профсоюзного органа, однако не конкретизирует обстоятельств, которые при этом должны обязательно учитываться.

Если гипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств, то она называется сложной. Например, такой  является гипотеза, изложенная в ч. 2 ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации: "При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав".

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Семейный кодекс Российской Федерации
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
  6. Ромашов Р.А. Теория права и государства. – СПб.: Фонд "Университет", 2003.
  7. Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. – М.:Издательство "Норма", 2001.
  8. Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. – Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2002

 

 


Информация о работе Формы государства как форма правления