Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства.
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

Содержание работы

Введение
1. Понятие формы государственного устройства и ее виды…………………..6
2. Особенности форм государственного устройства............................................8
3. Унитарное государство...….……………………………………………….…11
4. Федеративное государство...…….………………………………………….. 15
5. Конфедерация...……………………….……………………………………....23
6.Заключение...….…………………………………………………………......... 25
7.Список литературы...….……………………………………………….……...28

Файлы: 1 файл

курсовая р. - копия (2).docx

— 50.70 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем иногда статус ассоциированного члена федерации  используется и для юридического прикрытия намерения субъекта федерации  выйти из состава федерации.

В связи с этим появились  понятия об асимметричной федерации - разные политико-правовые отношения  между федерацией в целом и  ее отдельными субъектами, “жесткой”  или “мягкой” федерации. Иными словами, современная практика федерализма, обогащенная разным опытом самоопределения народов после распада СССР дала новые формы федеративной государственности.

Но для функционирования федерации в ее новых формах должно быть осуществлено четкое распределение  полномочий между федерацией и ее субъектами, установление и закрепление  компетенции в договорных основах  федерации. Иначе под угрозой  оказывается целостность и единство государства.

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве  наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом  добровольным. Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход  из ее состава? Анализ конституций существовавших федераций показывает, что выход  из состава федерации нигде не закрепляется в конституции. Исключением  был бывший СССР, в конституции  которого такое право было предоставлено. Однако это право было декларативным. Механизм его осуществления в  конституции не устанавливался, а  Закон Союза ССР (1989 г.) о порядке  выхода союзных республик из состава  Союза ССР по существу свел это  право на нет. Действительно, отношения между субъектами федерации являются очень тесными, имеет место кооперация хозяйственных связей, допускается перелив финансовых средств одного субъекта федерации другому путем предоставления ему субсидий, дотаций и т.п. Поэтому односторонние волеизъявление субъекта федерации по вопросу о его выходе не может устроить всех других членов федерации, поскольку при этом возможно нарушение их интересов и причинение им ущерба. В этом процессе необходимо дополнить волеизъявление субъекта федерации, поставившего вопрос о выходе из нее, согласием или утверждением со стороны федерации в целом. Иными словами, принцип права наций на самоопределение не должен вести к нарушению целостности государства. На такой подход нацеливает и утверждение приоритета прав человека над правами наций, народов, переосмысление принципа права наций на самоопределение.

 

 

 

 

Конфедерация.

 

Конфедерация (от лат. confederatio — союз, объединение) — одна из форм межгосударственного объединения, при котором государства — субъекты конфедерации, сохраняя свою независимость, суверенитет, образуют более или менее устойчивый, постоянный союз в целях координации и совместного осуществления своей деятельности в тех или иных сферах или вопросах (чаще всего военных, внешнеполитических, внешнеэкономических, таможенных и др.). В основе конфедерации обычно лежит международно-правовой договор или соглашение о согласовании и совместном осуществлении определенных ограниченных целей, функций и задач. В отличие от федераций, конфедерации, как правило, не имеют общего, единого гражданства, единой правовой и налоговой систем, хотя могут создавать собственный парламент и собственное правительство, иметь главу конфедерации. Но суверенными остаются субъекты конфедерации и их органы. Решения органов конфедерации получают силу на территории ее субъектов лишь после их ратификации соответствующими органами субъектов. Органы конфедерации часто состоят из представителей ее субъектов. Субъекты конфедерации обладают правом выхода из нее.

Исторически конфедерации чаще всего предшествовали федерации  и являлись переходной формой к ней  от полной раздробленности. Иногда они  оказывались результатом распада  федерации или унитарного государства. Конфедерациями, например, были США  до 1787 г., Швейцария до 1848 г., Германия до 1867 г. и ряд других стран. Сочетание  черт конфедерации и федерации имело  место и в истории нашей  страны — в период объединительного движения независимых советских  национальных республик до образования  Союза ССР (1918—1922). В современном  мире конфедераций нет. В 1988 г. распалась  существовавшая до этого африканская  конфедерация Синегамбия, объединившая Синегал и Гамбию. В 1994 г. был принят рамочный6 документ о создании конфедерации Хорватии и хорватско-мусульманской части Боснии и Герцеговины, не получивший, однако, необходимой дальнейшей реализации. Тот факт, что Швейцария и Канада до сих пор по-старому официально именуются конфедерациями, как уже отмечалось, не может отменить то, что в действительности они уже давно превратились в федерации.

Вместе с тем конфедерации и в современном мире, по-видимому, не исчерпали всех своих возможностей и способны в определенных условиях сыграть немалую положительную  роль, например, в решении проблемы разделенных этно-наций (в частности, в процессе воссоединения двух корейских государств), а также в региональном объединении государств (например, стран — членов Европейского Союза (ЕС); стран — членов Содружества Независимых Государств (СНГ) и др.). Многие признаки конфедерации присущи сегодня ЕС, имеющему собственные межгосударственные органы — Европарламент, избираемый теперь непосредственно гражданами стран — членов ЕС, и исполнительные органы, решения которых в ряде отношений являются обязательными для государств-членов. Все больше конфедеративных черт приобретает Содружество России, Беларуси, Казахстана и Киргизии и особенно образованное в 1996 г. Сообщество России и Беларуси, находящиеся на пути особенно тесной интеграции по сравнению с другими членами СНГ, задуманного первоначально, по сути дела, именно как конфедеративное объединение, но практически не реализованного в таком виде. 8 декабря 1999 г. между Россией и Беларусью подписан новый Договор о создании союзного государства на конфедеративных началах. Этот договор уже ратифицирован Федеральным Собранием.

 

 

Заключение.

 

Исторически сложились три  формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов  формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным  государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Итак, первый из трех видов  формы государственного устройства: унитарное государство.

Унитарное государство –  это единое государственное образование. Государство при этом делится  лишь на административно-территориальные  части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной  власти и управления, единой судебной системы и конституции». Унитаризм  вызывался потребностями единого  рынка, удобствами осуществления государственной  администрации и не ставился в  связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных  унитарных государств – государства  мононациональные.

   Однако существуют  и исключения из этого правила.  Это приводит к конфликтам на межнациональной основе, которые могут продолжаться на протяжении множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

 Унитаризм исторически  по сравнению с феодальным  дроблением на уделы, княжества,  иной партикуляризм – явление,  безусловно, прогрессивное, способствует  становлению единого рынка, развитию  на определенных этапах буржуазных  экономических отношений.

С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем  и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и  их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д.

Вторая форма государственного устройства: федеративное государство.

Федеративное государство  является суверенным государством, объединяющим территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на дуализме государственной и правовой системы, проявляющегося в разделение полномочий и предметов ведения  между федерацией и ее субъектами, которое основано на федеральных  законах и договорах между  федерацией и ее субъектами. Но напомню - федерация всегда имеет приоритет  осуществления государственной  власти на своей территории.

Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму  с государственным союзом. 

Исторически эта форма  сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается  крайне редко. Это все-таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом  Гражданской войны в США (1861 - 1865 годов).

Следует также указать  на юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно  заключается в том, что федерация  — это форма территориального устройства государства, а конфедерация — форма межгосударственного  союза, то есть объединения независимых  государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто.

Вышеперечисленные три формы  государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства  выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании   экономических предпосылок (общего рынка) и единой   правовой среды

(создаваемой, в частности,  судом ЕС в Люксембурге), происходит  углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе  к конфедеративному государственному  устройству, а то и к федеративному  государственному образованию 

(интеграционные процессы  последних лет в рамках Европейского  Сообщества говорят о том, что  его страны шаг за шагом  приближаются к уровню государственной  интеграции, характерной для федерации).

Мое исследование подошло к концу. Я постарался  проанализировать большое количество разнообразных нормативных и литературных источников и, думаю, смог представить объективную работу на тему «Форма государственного устройства». В своей работе обобщил разные знания о государственно-территориальном устройстве в науках «Теории государства и права» и «Конституционного права».

 

 

 

Список литературы.

1. Большая Советская Энциклопедия. М. 1978

2. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.

3. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

4. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. -  М.: Проспект, 1993 г.

5. Теория государства и права - Марченко М. Н.

6.Кистяковский Ф. Лекция  по общему государственному праву. 1999 г.334 стр.

7. Соотношение понятий «федерация» и «федерализм» в науке конституционного права / Личность и государство на рубеже веков: Сборник научных статей. [Текст]: / Под ред. В.В. Невинского. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2009 г.

8. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М.: Белые Альвы, 1999

9. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1997

10. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010

11. Алексеев С. С. “Государство и право”, М, 1997

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маклаков В.В. Конституция зарубежных государств М., 1999. С.864

Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с. 119

Кистяковский  Ф. Лекция по общему государственному праву. 1999 г.334 стр.

Кушнир А. Унитарное  государство. - М.: Наука, 1991. С. 15-16.

Чиркин В.Е. Модели современного федерализма. М., 1994. С. 150.

Радько Т.Н. Теория государства и права в  схемах и определениях. – М. Проспект, 2011 г. – 135 стр.


Информация о работе Формы государства