Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является правовой анализ форм государства и анализ их современных проблем. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2. Исследовать каждую форму государства как элемент формы государства;
3. Проанализировать понятие, признаки и разновидности форм государства;
4. Выявить понятие, особенности каждой формы и ее разновидности;
5. Определить проблему каждой формы.

Содержание работы

Введение
1. Понятие формы государства и ее характеристика
2. Форма политического устройства, понятие, виды и их характеристика:
- унитарное государство;
- федерация;
- конфедерация;
3. Форма политического режима, понятие, виды и их характеристика:
- тоталитаризм;
- демократия;
- авторитаризм;
4. Форма правления, понятие и виды и их характеристика:
- монархия;
- республика;
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 69.13 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время в мире осталось только 3 государства, форму правления в которых  можно безо всяких условностей назвать  абсолютной монархией - это Бруней, Оман и Свазиленд. В них власть безраздельно принадлежит королю, а самое главное - он ничем не ограничен.

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная  у парламента. Последний, однако, в ряде случаев фактически подчиняется монарху. Он обладает правом вето на принимаемые парламентом законы, что не дает возможности им вступить в силу. Кроме того, «монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих, даже большую нормативную силу по сравнению с ними».

При ограниченной монархии дуалистическая монархия представляет форму правления, которая возникает  в переходные периоды развития общества, в частности, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия настолько  слаба, что не в силах взять  всю полноту власти в свои руки. В результате возникает политический компромисс между феодалами и  буржуазией. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма в прошлом существовала в Российской Империи (1905-1917), Австро-Венгрии, Италии, Румынии; в настоящее время  – в Марокко, Иордании, Кувейте  и некоторых других странах арабского  мира.

Парламентарная  монархия (конституционная) обладает рядом  юридических признаков:

  1. Характер власти монарха наследственный и пожизненный;
  2. Монарх лишь формально обладает властью;
  3. Режим взаимодействия законодательной власти (парламента) и исполнительной (правительства) основан на принципе сотрудничества;
  4. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним;
  5. Монарх юридически безответственен (принцип контрасигнатуры).

Иногда  парламенты даже ограничивают свободу  монархов в чисто личных делах. Юридически за монархом остается громадная власть: и окончательное утверждение  законов, и их исполнение, и назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение мира — все это лежит на нем, однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; однако и он представляет свое государство, является его символом.

В настоящее  время представителями конституционной  монархии являются: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Япония, Камбоджа, Малайзия, Таиланд, Бутан, Иордания, Кувейт, ОАЭ, Марокко, Лесото.

 

Республика

 

Республика (от лат. Res publika – публичное, общенародное дело) – это форма правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublika est res populi» (республика – дело народа).

Юридическими  свойствами республиканской формы  правления являются:

  1. Ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;
  2. Выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;
  3. Ответственность главы государства в случаях, определенным законом;
  4. Представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;
  5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  6. Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность.

Республиканская форма правления сложилась в  древнем мире (римская сенатская  республика в V-I вв. до н.э.).

Античные  рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и  демократических республик. В Древнем  Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц  – аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической  республике к формированию высших органов  государственной власти допускались  широкие слои населения.

Современные республики бывают трех видов:

  1. Президентская республика;
  2. Парламентская республика;
  3. Парламентско-президентская (смешанная) республика.

Главное различие между ними состоит в  юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке  выборов главы государства. В  классической президентской республике (США, Сирия) президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти. Он самостоятельно формирует правительство, которое  несет перед ним ответственность  за свою деятельность. Президент вправе отправить правительство в отставку, а также освободить от должности  отдельных министров. Президент  в президентской республике избирается населением, и ответственности перед  парламентом не несет. Для обеспечения  эффективного действия принципа разделения властей и взаимоотношений между президентом и парламентом в президентских республиках существует сдержек и противовесов.

Они включают в себя отлагательное вето, налагаемое президентом на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено квалифицированным  большинством голосов депутатов  парламента; импичмент (англ. Impeachment – досрочное отрешение от должности) президента; судебный контроль за его деятельностью и др.

Главным признаком президентской республике является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся, прежде всего  в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

В классической парламентской республике правительство  формируется партиями, обладающими  большинством или даже меньшинством в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом  политическую ответственность. В случае необходимости парламент может  объявить правительству вотум недоверия.

Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей  из членов парламента. Формально он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальной главой государства.

Характерной чертой смешанных (полупризедентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Теоретиками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности  путем устранения правительственных  кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способов организации  и взаимоотношений высших органов  государственной власти, центральных  и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь  образованных государствах, появившихся  в результате интеграционных и дезинтеграционных  процессов.

 

 

 

Заключение

 

Проблема формы государства  приобретает не только теоретическое  и первостепенное практически - политическое значение. От того, как организованна  и как реализуется государственная  власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы  государства имеет весьма существенный политический аспект.

Проблема формы государства  приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная  власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.

Форма правления, которую выше мы охарактеризовали как способ организации и взаимоотношений  высших органов государства (хотя такое  определение не охватывает всех моделей, в частности Республики Советов) зависит от многих факторов. Серьезное  влияние на форму государства  оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности природные условия  проживания, зарубежный опыт, субъективные факторы и т.д. Социальные причины  выдвигаются на первый план чаще всего  в периоды революционных событий, как, например, во время и после  буржуазных революций в Европе и  Америке: молодая, прогрессивная буржуазия, возглавлявшая широкие слои населения, добилась ограничения власти монарха, ликвидации абсолютизма, установления дуалистической или парламентарной монархии, а иногда и республики (например, в США). Вслед за США  президентские республики утвердились  в странах Латинской Америки. Наконец, повышение роли парламента в ряде стран Европы и Азии привело к возникновению парламентарной республики. После крушения тоталитарных режимов с начала 90-х годов такой процесс развивается во многих странах Африки. В ходе этого исторического развития были и своеобразные зигзаги: республика при фашизме во главе с фюрером, дуче, каудильо мало чем по существу отличалась от монархии (хотя юридически форма была иной), а республики в социалистических странах, странах социалистической и капиталистической ориентации (преимущественно в Африке) с однопартийной системой и провозглашенной конституциями руководящей ролью одной партии мало сохраняли подлинно республиканских черт.

Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер.

Приведенные в предыдущей главе  критерии для различения форм правления  и сегодня сохраняют свое значение, все они (кроме явственно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними путем  совмещения и появления новых  признаков создаются неизвестные  ранее формы, причем эта тенденция  набирает силу: '"чистых", традиционных форм остается все меньше, а формы  правления во вновь возникающих  государствах (например, при распаде  СССР, Югославии, Чехословакии), как  правило, соединяют разные черты. В  данном случае речь идет не о том, что  в развитых капиталистических странах, а иногда и в некоторых развивающихся  государствах на основе демократизации политических режимов практически  утратились различия между монархией  и республикой (по своему характеру  монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик  Франции или Италии). Говоря о смешанных и "гибридных" формах правления, мы отмечаем тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.).

Тому есть несколько причин. Во-первых, практика последних десятилетий  показывает, что для управляемости  государством важно не столько разделение властей и система взаимных сдержек  и противовесов (эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают  концентрацию власти в руках какого-либо одного органа), сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Отсутствие этого, как свидетельствует опыт противоборства законодательной и исполнительной власти в России (а отчасти - и внутри исполнительной власти), ведет к кризису всей политической системы. Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, что создает известную неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами, как, например, тенденция вытеснения роли правительства единоличной властью премьер-министра в условиях парламентарной формы правления.

Во-вторых, "чистые" формы правления  имеют недостатки, присущие форме  как таковой. Например, президентская  республика имеет тенденцию к  президентскому авторитаризму. 06 этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Для парламентарной же республики характерна нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства (а оно нередко достигается путем коалиций различных политических партий), то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. В Италии, например, правительство удерживается у власти в среднем меньше года, хотя партийный состав правительства обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее, выступления в пользу изменения формы правления в этой стране в последнее время резко усилились, и похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными. Включение элементов президентской республики в парламентарную, а парламентаризма - в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки "чистых" форм.

В-третьих, возникновение смешанных, "гибридных" форм связано с  распространением и восприятием  во все большем числе стран  мира общечеловеческих ценностей, влиянием гуманистических идей и институтов. Под влиянием таких идей в эмиратах Персидского залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ, в 1992 г. в Саудовской Аравии – государстве, наиболее упорно сопротивляющемся идеям конституционализма) приняты  конституции. Однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха, ибо даже там, где они не приостановлены, а парламенты не распущены (в Кувейте, например, проводятся выборы), основные законы провозглашают, что вся власть исходит от монарха, парламент фактически и даже юридически (Катар, ОАЭ и др.) является лишь консультативным учреждением.

Информация о работе Формы государства