Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 22:28, контрольная работа
Государство это определенный способ организации общества, а также
организация публичной политической власти, распространяющаяся на все
общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в
необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая
обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет
специальные органы для реализации своих полномочий.
1 Введение.
1. Форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим ).
2 Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
3 Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
4 Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
5 Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима.
6 Заключение.
7 Список литературы.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1 Введение.
1. Форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим ).
2 Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
4 Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
5 Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима.
6 Заключение.
7 Список литературы.
Государство это определенный способ организации общества, а также
организация публичной политической власти, распространяющаяся на все
общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в
необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая
обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет
специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления
деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в
пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения),
которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
Для постижения такого сложного социального института, как государство
в отечественной теории государства и права особое внимание уделяется
изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы
означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных
частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.
В отечественной и зарубежной теории государства нет единого,
общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют
различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания
формы государства. В тоже время было бы неверным отрицать все научные
теории, концепции и знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью
отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых
занимается юридическая наука. Истина, как правила находится в «золотой
середине», в совокупности знаний, в их взаимодополнении.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности,
характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются
новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем
форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих
признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства.
В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления
признаков государства, и
его форма стала
правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и
есть те три составляющие, которые образуют форму государства.
Краткое определение формы государства :
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в
себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного
устройства и форму государственного режима.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределение компетенции между ними .
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
· как создаются высшие органы государства и каково их строение;
· как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами ;
· как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны ;
· в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина .
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на :
· монархические ( единоличные, наследственные )
· республиканские (коллегиальные, выборные )
2.1. Монархия
Монархия - это такая форма правления , при которой верховная власть единолична и переходит , как правило , по наследству.
Основными признаками классической монархической формы управления являются :
- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно ( царь, король, император , шах ) ;
- наследственный порядок преемственности верховной власти ;
- представительство государства монарха по своему усмотрению ;
- юридическая безответственность монарха .
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления . В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархическогоуправления .
В свою очередь монархия делится на :
- абсолютную
- ограниченную ( парламентскую)
- дуалистическую
- теократическую
- парламентскую
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу .
По формуле Петровского воинского устава - “ самовластный монарх ,
который никому на свете о своих делах ответу дать не должен“. Основным
признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных
органов, ограничивающих компетенцию монарха. Возникновение абсолютизма
связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий . К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции и развитого бюрократического аппарата .
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы , получает юридическое закрепление, хотя по - прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления , при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом . Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же
не в праве изменить конституцию.
Как форма правления, конституционная монархия возникает в период
становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения
в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками :
- правительство формируется из представителей определенной партии ( или партий ), получивших большинство голосов на выборах в парламент ;
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства ;
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом ;
- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом , а перед парламентом .
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер . Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом , и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов , а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг. ), сейчас в Марокко .
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной . Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической
формы государственного правления.
2.2. Республика
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами , избираемыми населением на определенный срок.
Общими признаками республиканской формы правления являются :
- существование единоличного и коллегиального главы государства ;
- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти ;
- осуществление государственной власти не по своему велению , а по поручению народа ;
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязательность решений верховной государственной власти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
- парламентарные
- президентские
Парламентская республика -
разновидность современной
В такой республике правительство
формируется парламентским
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией . Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии , например , президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании , но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц , выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства . Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства ( премьер - министр, председатель совета министра, канцлер ) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительств , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом . Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством , когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности , создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности . К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию, Швейцарию , Исландию , Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.