Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 22:28, контрольная работа

Описание работы

Государство это определенный способ организации общества, а также
организация публичной политической власти, распространяющаяся на все
общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в
необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая
обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет
специальные органы для реализации своих полномочий.

Содержание работы

1 Введение.
1. Форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим ).
2 Форма правления.
2.1. Монархия

2.2. Республика
3 Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное

3.2. Федеративное

3.3. Конфедеративное
4 Форма политического режима.
4.1. Антидемократический

4.2. Демократический
5 Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима.
6 Заключение.
7 Список литературы.

Файлы: 1 файл

КР2.docx

— 56.70 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1           Введение.   

1. Форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим ).

2       Форма правления.    

2.1. Монархия 

 

 

    2.2. Республика 

  1.        Форма государственного устройства.

 

     3.1. Унитарное 

 

 

     3.2. Федеративное 

 

 

     3.3. Конфедеративное 

           4         Форма политического режима.      

4.1. Антидемократический 

 

 

      4.2. Демократический 

           5          Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима.

          6           Заключение.

          7           Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.             ВВЕДЕНИЕ

 

 

               

Государство это определенный  способ  организации  общества,  а  также

организация  публичной  политической  власти,  распространяющаяся   на   все

общество,  выступающая  его официальным представителем  и опирающаяся   в

необходимых  случаях  на  средства  и меры  принуждения.  Как   управляющая

обществом  система,  государство  обладает  внутренней   структурой,   имеет

специальные органы для реализации  своих  полномочий.  Основные  направления

деятельности  государства  подразделяются  на  внутренние  (деятельность   в

пределах  данного общества)  и внешние   (межгосударственные   отношения),

которые взаимосвязаны и  взаимозависимы.

      Для постижения  такого сложного социального  института, как  государство

в  отечественной  теории  государства  и  права  особое  внимание  уделяется

изучению формы государства. Изучать государство с  точки  зрения  его  формы

означает изучение в первую очередь  его  строения,  его  основных  составных

частей, внутренней структуры, основных методов осуществления  власти.

      В  отечественной   и  зарубежной  теории   государства   нет   единого,

общепризнанного учения  о  том,  что  такое  форма  государства.  Существуют

различные точки зрения, разные подходы к определению  понятия  и  содержания

формы государства. В тоже  время  было  бы  неверным  отрицать  все  научные

теории, концепции и знания, созданные ранее и признанные ныне  не  полностью

отражающими те общественные  отношения и их  субъектов изучением которых

занимается юридическая  наука.  Истина,  как  правила  находится  в  «золотой

середине», в совокупности знаний, в их взаимодополнении.

      В различных  странах  государственные   формы  имеют  свои  особенности,

характерные признаки, которые  по  мере  общественного  развития  наполняются

новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с  тем

форма существующих  государств,  особенно  современных,  имеет  много  общих

признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы  государства.

В процессе развития юридической  науки  произошла  систематизация  проявления

признаков государства, и  его форма стала рассматриваться  как единство  формы

правления, формы государственного устройства и политического режима.  Это  и

есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

  

   Краткое определение формы государства :

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное  общественное явление, которое включает в

себя три взаимосвязанных  элемента : форму правления , форму государственного

устройства и форму  государственного режима.

 

 

 

 

 

 

 

    1.        ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.

 

Форма   правления представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределение компетенции между ними .

 

Форма государственного правления  дает возможность уяснить:

 

· как создаются высшие органы государства и каково их строение;

 

· как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами ;

 

· как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны ;

 

· в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина .

 

По указанным признакам  формы государственного правления  подразделяются на :

 

· монархические ( единоличные, наследственные )

 

· республиканские (коллегиальные, выборные )

 

2.1. Монархия     

 

Монархия - это такая форма  правления , при которой верховная власть единолична и переходит , как правило , по наследству.

 

Основными признаками классической монархической формы управления являются :

 

-     существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно ( царь, король, император , шах ) ;

 

-     наследственный порядок преемственности верховной власти ;

 

-     представительство государства монарха по своему усмотрению ;

 

-     юридическая безответственность монарха .

 

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления . В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархическогоуправления .

 

В свою очередь монархия делится на :

 

- абсолютную

 

- ограниченную ( парламентскую)

 

- дуалистическую

 

- теократическую

 

- парламентскую

 

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу .

 

По формуле Петровского  воинского устава - “ самовластный монарх ,

который никому на свете о своих делах ответу дать не должен“. Основным

признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных

органов, ограничивающих компетенцию монарха. Возникновение абсолютизма

связано с процессом зарождения  буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий . К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции и развитого бюрократического аппарата .

 

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы , получает юридическое   закрепление, хотя   по - прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.

 

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления , при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом . Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же

не в праве изменить конституцию.

 

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период

становления буржуазного общества. Формально она не   утратила своего значения

в ряде стран Европы и  Азии и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).

 

Конституционная монархия характеризуется  следующими основными признаками :

 

- правительство формируется из представителей определенной партии ( или партий ), получивших большинство голосов на выборах в парламент ;

 

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства ;

 

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

 

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом ;

 

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом , а перед парламентом .

 

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии   государственная власть носит двойственный характер . Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом , и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов , а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг. ), сейчас в Марокко .

 

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной . Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

 

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической

формы государственного правления.

 

2.2. Республика 

 

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами , избираемыми населением на определенный срок.

 

Общими признаками республиканской  формы правления являются :

 

- существование единоличного и коллегиального главы государства ;

 

- выборность на определенный срок главы государства и   других верховных органов государственной власти ;

 

- осуществление государственной власти не по своему велению , а по поручению народа ;

 

- юридическая ответственность главы государства в   случаях, предусмотренных законом;

 

- обязательность решений верховной государственной власти.

 

Республиканская форма правления  в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

 

Насчитывается несколько  основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

 

-             парламентарные

 

-              президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы  государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту .

 

В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям , которые располагают большинством голосов в парламенте . Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в  парламенте они обладают большинством . В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку , либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов .

 

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией . Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках   неодинакова. В Италии , например , президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании , но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и  такого же числа лиц , выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства . Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

 

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

 

Глава правительства ( премьер - министр, председатель совета министра, канцлер ) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительств , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед   парламентом . Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством , когда оно пользуется доверием парламента.

 

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы   развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности , создает справедливые условия человеческого  общежития, основанные на началах правовой законности . К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию, Швейцарию , Исландию , Индию и др.

 

Президентская республика - одна из разновидностей современной  формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Информация о работе Формы государства