Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 19:41, лекция

Описание работы

Понятие формы государства и их элементы
Форма правления
Форма государственного устройства
Политика правовой режим
Соотношение типа и формы государства

Файлы: 1 файл

Тема 4. Формы государства.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 4

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

  1. Понятие формы государства и их элементы
  2. Форма правления
  3. Форма государственного устройства
  4. Политика правовой режим
  5. Соотношение типа и формы государства

 

1.  Категория форы государства характеризует государство с точки зрения трёх составных частей, а именно: порядок образования и функционировния высших органов государства, разделение государства на составные части по тем или иным признакам,  а так же совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Таким образом формы государства – это сложное общественное явление состоящее из трех составных частей форма правления, форма государственного устройства, политико-правовой режим. 

Форма государства зависит от конкретно исторических условий его возникновения и развития, от сущности исторического типа государства, от национального состава, исторических традиций, территориальных размеров страны и других факторов.

Небольшие по территории государства обычно являются унитарными, как РБ, многонациональный состав населения и значительная территория обычно является федерацией, тем не менее каждому народу должна быть свойственна своя особая индивидуальная форма и своя конституция. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание может быть гибельным для государства.

2.

Форма правления – это политико-правовая категория, которая характеризует порядок организации функционирования высших органов государства, их структуру, компетенцию, взаимоотношения между собой, с местными органами власти и с населением. По форме правления все государства подразделяются: монархии и республики.

Монархия – произошло от греческого единовластие – это такая форма правления, при которой, монарх является главой государства, обладает всей полнотой власти, его власть верховная и суверенна, при решении вопросов монарх формально политически и юридически независим, его власть передаётся по наследству, свой пост он занимает на неопределенный срок, т.е. пожизненно.

Приведенные признаки монархии являются типичными, идеальными на практике имеет место различные отступления от перечисленных признаков, различные сочетания этих признаков и различные распределения верховной власти между монархом, правительством и парламентом дают различные виды монархий.

Наиболее общая классификация:

  1. Неограниченная или абсолютная монархия, т.е. верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства.
  2. Ограниченная монархия, т.е. власть разделяется между несколькими высшими органами государства.

 

  1. Древневосточная монархия – это форма правления в таких странах как др. Египет, Китай, Индия и тд которые называются восточными деспатиями, неограниченные, наследственные власть деспота, которая опирается но-бюрократического аппарата.
  2. Сословно-представительная монархия. Власть монарха ограничена сословно-представительным органом, который состоит из дворянства, духовенства, представителей третьего сословия (купцы), имеет место двойственность государственной власти, т.е. монарх юридически независим от парламента в сфере исполнительной власти, вынужден считаться с парламентом как с законодательным органом
  3. Абсолютная. Все властья главы государства, выборный представительный орган вообще отсутствует. Монарх выступает единоличным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах.
  4. Конституционная монархия. Власть монарха значительно ограничена парламентом и независимым судом. Монарх не в праве изменить конституцию. Такая форма правления возникает в период становления буржуазного строя. Парламентская монархия как разновидность конституционной, власть главы государства не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху, имеет место формула монарх царствует,но не правит.

Не типичные монархии:

  1. Выборная монархия в Малайзии. Король избирается на 5 лет из числа наследственных султана. Фактически выборов нет по списку совета правителей они занимают пост монарха по очереди. Выборность главы государства на определенный срок сближает данную форму с республикой, но все таки это монархия т.к. выборными могут быть только наследственные султаны.
  2. Коллективная монархия ОАЭ. ОАЭ состоят из 7 эмиратов и полномочия монарха принадлежат совету эмиров. Полномочия главы государства осуществляются ими совместно на заседании совета эмиров. Совет выбирает своего                         который выполняет некоторые полномочия единолично.

 

Республика – произошло от латинского – общественное дело – это такая форма правления, при которой глава государства является выборным, изменяемым, а его власть считается производной, т.е. зависимой от избирателей или представительного органа. Признаки республики:

1. Выборность  на определенный срок главы государства и других органов государственной власти.

2. Осуществление  государственной власти не по  собственному праву, а по поручению  народа.

3. Юридическая  ответственность главы государства  в случаях предусмотренных законом.

4. Преимущественная  защита интересов граждан.

5. Взаимная  ответственность государства и  личности.

Республики подразделяются на парламентские и президентские. Различие между ними  в положении главы государства. Президент – сидящий впереди. Первый президент – Джордж Вашингтон 1789 год.

Парламентская республика. Италия, Германия, Индия, Турция. Характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов принадлежащих к тем партиям которые располагают большинством голосов в парламенте. Глава государства, т.е. президент так же избирается парламентом. Участие президента в формировании правительства номинальное, реальной властью он не обладает, любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, а его акты приобретают юридическую силу только после одобрения парламентом.

Президентская республика. Представляет собой:

  1. Жесткое разделение полномочий между президентом, парламентом и судебными органами.
  2. Президент соединяет полномочия главы государства и главы правительства.
  3. Внепарламентский способ избрания президента.
  4. Правительство ответственно перед президентом и фактически является совещательным органом при президенте. При решении вопросов решающее значение имеет мнение президента под председательством которого проходят наиболее важные заседания правительства.
  5. Президент имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим объявляет чрезвычайные положения, утверждает законы путем их подписания.
  6. По своему усмотрению назначает и отрешает от должности членов правительства и других высших руководителей, имеет право вето.
  7. Представляет страну на международной арене и подписывает международные соглашения.
  8. Обладает правом сессии.

В зависимости от распределения полномочий между президентом и другими высшими органами государства президентские республики бывают:

1. Президентские ( президент имеет полномочия  вышеперечисленные) США

2. Полупезидентские или парламентско-президентские (президент обладает меньшими полномочиями) Франция

3. Суперпрезидентские (президент обладает большими  полномочиями по сравнению с  выше указанными. Некоторые страны  Латинской Амерки.

Республиканские монархии Азербайджан.

3.

Полиико-правовая категория которая характеризует деление государства на составные части по политическому и административно-территориальным признакам, определяет правовое положение частей гос-ва, взаимоотношения их органов между собой и с центральными органами. в соответствии с органами государства устройства гос- ва подраздел на простые(унитарные) и сложные: к которым относят федерации,  конфедерации и др.

Унитарные гос-ва(от лат Унус- один)-это единое цельное государственное образование состоящее из админ-террит едениц, которые подчиняются центральным органам власти  и признаками гос суверенитета не обладают.

Признаки унитарного гос-ва:

1.Единые  и общие для всей страны  высшие представительные,исполнительные  и судебные органы.

2.Действует  одна конституция, одна систем законодательства, одно гражданство.

3.Единая  нологавая и кредитная политика

4.Составные  части унитарного гос-ва суверен  не облад)

5.Все внешние  междунородные отнош. Осуществл. Центральные  органы

Унитарные гос-ва бывают:централизованные(чиновники на места назначаются из центра), децентрализованные(чиновники выбираются населением),частично централизованны

Федерация

От лат объединение ,союз.

Представляет собой добровольное объединение нескольких самост. Образований в одно союзное гос-во. Федеративное гос. Устройство не однородно, в разных странах имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями их образования и вместе с тем можно выделить наиболее общие черты:

1.Организация  гос. власти и система органов в нем определяется федеральным законодательством

2.На федеральном  уровне функционируют общие для  всей федерации властные структуры, предписания которых обязательны для всех субъектов.

3.Разграничение  предметов ведения, полномочий и  компетенции между федеральными  органами и субъектами федерации осуществляется федеральной конституцией или спец федеральным законом.

4.Субъекты  федерации обладают собственным  законодательством.

5.Субъекты  федерации могут обладать одинаковым  полит и правовым положением, но могут быть неравноправными.

6.Субъекты  федерации представлены в федеральных  органах государственной власти.

7.На ряду, с единым союзным гражданством, может существовать и гражданство  субъектов.

8.Территория  федерации состоит из территории  ее отдельных субъектов.

 

Территориальные федерации- образованы без учета национального состава населения. Эти федерации характеризуются значительным ограничением гос суверенитета субъектов. Деятельность субъектов таких федераций в значительной степенени зависит от центральных федеральных органов.федеральные органы устанавливают перечень вопросов по которым только фед центр имеет право издавать правовые акты.

Национальная федерация- образована с учетом национального состава населения.

Как правило, для субъектов федерации предусмотрено право нации на самоопределение, т.е право самостоятельно решать вопрос о своей государственности.

В современный период имеется 23 федерации на территории которых проживает одна треть Земли.

Конфедерация-это временный юридический союз суверенных  государств, исключающий политическую централизацию и созданный для решения общих задач, Члены конфедерации полностью сохраняют свои суверенные права. Члены конфед могут создавать свои законодательные исп и судебные органы.Конфедерация не имеет единой системы налогов, единого гос бюджета, единой армии.

Они не долговечны, они или распадаются или перерастают в федерации.

   Судружество…весьма  редкое объединение со слабыми  связями их объед может основываться  на вопросах экономики, культуры, языка и т.д.(британское содруж  нации).

Сообщества – это межгос образование в основе которого лежит межгос договор,оно явл своеобразным переходной формой в гос организации(европейское сообщество) порядок вступления и выхода из сообщества устанавливается членами сообщества, бюджет формир из отчисления гос членов, может введена единая валюто .

    Протекторат – это межгос договор  по- которому одно гос обязывается  оказывать покравительство другому  более слабому гос-ву, осущест  его представительство во внешних  делах, обеспечить вооружонную защиту, а также эконом, культурную помощь(Великобритания оказала помощь Кипру).

    Уния – это объединение гос-в….2 вида унии:

  1. Личная(персольная) уния – это случайная совподение независимых друг от друга прав на корону нескольких гос-вах, на основе различных порядков престола наследия.
  2. Реальная уния – возникает в результате соглашения гос-в. В силу которого у них появляется общий монарх(Австровенгрия).

Империя – это сложное гос-во сложенное насильств путем(герман империя, испания, португалия).

 Фузия – это слияние ранне разделенного гос-ва(германия).

 Инкорпорация – это внешне  оформляемоя как, добровольное фактически  насильств енное присоединение  одного гс-ва к другому.(40 г..ссср, литва, латвия и эстония.)

 

 

4.вопрос.

В нормальных услов, при стабильности в общ-ве гос.власти осуществляется демократическими методами насилие применяется лишь в точном соответсвии с нормами права в рамках законности. С обострением противоречия в общ-ве гос может применять насильственные методы подавления. Права  и свободы ликвидируются аппозиционные  партия запрещаются. Дело может дойти до организации массовых убийств.(закон Чили).

  Существуют 2 основных типа  политических режимов:

1.демократический- по мнению запад  политологов в наст.время имеется  «20 старых демократий» и около  «40 новых демократий» все остальные гос-ва имеют недемократический режим

Информация о работе Формы государства