Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 19:41, лекция
Понятие формы государства и их элементы
Форма правления
Форма государственного устройства
Политика правовой режим
Соотношение типа и формы государства
ТЕМА 4
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
1. Категория форы государства характеризует государство с точки зрения трёх составных частей, а именно: порядок образования и функционировния высших органов государства, разделение государства на составные части по тем или иным признакам, а так же совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Таким образом формы государства – это сложное общественное явление состоящее из трех составных частей форма правления, форма государственного устройства, политико-правовой режим.
Форма государства зависит от конкретно исторических условий его возникновения и развития, от сущности исторического типа государства, от национального состава, исторических традиций, территориальных размеров страны и других факторов.
Небольшие по территории государства обычно являются унитарными, как РБ, многонациональный состав населения и значительная территория обычно является федерацией, тем не менее каждому народу должна быть свойственна своя особая индивидуальная форма и своя конституция. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание может быть гибельным для государства.
2.
Форма правления – это политико-правовая категория, которая характеризует порядок организации функционирования высших органов государства, их структуру, компетенцию, взаимоотношения между собой, с местными органами власти и с населением. По форме правления все государства подразделяются: монархии и республики.
Монархия – произошло от греческого единовластие – это такая форма правления, при которой, монарх является главой государства, обладает всей полнотой власти, его власть верховная и суверенна, при решении вопросов монарх формально политически и юридически независим, его власть передаётся по наследству, свой пост он занимает на неопределенный срок, т.е. пожизненно.
Приведенные признаки монархии являются типичными, идеальными на практике имеет место различные отступления от перечисленных признаков, различные сочетания этих признаков и различные распределения верховной власти между монархом, правительством и парламентом дают различные виды монархий.
Наиболее общая классификация:
Не типичные монархии:
Республика – произошло от латинского – общественное дело – это такая форма правления, при которой глава государства является выборным, изменяемым, а его власть считается производной, т.е. зависимой от избирателей или представительного органа. Признаки республики:
1. Выборность на определенный срок главы государства и других органов государственной власти.
2. Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа.
3. Юридическая
ответственность главы
4. Преимущественная защита интересов граждан.
5. Взаимная ответственность государства и личности.
Республики подразделяются на парламентские и президентские. Различие между ними в положении главы государства. Президент – сидящий впереди. Первый президент – Джордж Вашингтон 1789 год.
Парламентская республика. Италия, Германия, Индия, Турция. Характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов принадлежащих к тем партиям которые располагают большинством голосов в парламенте. Глава государства, т.е. президент так же избирается парламентом. Участие президента в формировании правительства номинальное, реальной властью он не обладает, любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, а его акты приобретают юридическую силу только после одобрения парламентом.
Президентская республика. Представляет собой:
В зависимости от распределения полномочий между президентом и другими высшими органами государства президентские республики бывают:
1. Президентские ( президент имеет полномочия вышеперечисленные) США
2. Полупезидентские или парламентско-президентские (президент обладает меньшими полномочиями) Франция
3. Суперпрезидентские (президент обладает большими полномочиями по сравнению с выше указанными. Некоторые страны Латинской Амерки.
Республиканские монархии Азербайджан.
3.
Полиико-правовая
категория которая характеризует деление
государства на составные части по политическому
и административно-
Унитарные гос-ва(от лат Унус- один)-это единое цельное государственное образование состоящее из админ-террит едениц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками гос суверенитета не обладают.
Признаки унитарного гос-ва:
1.Единые
и общие для всей страны
высшие представительные,
2.Действует одна конституция, одна систем законодательства, одно гражданство.
3.Единая нологавая и кредитная политика
4.Составные
части унитарного гос-ва
5.Все внешние междунородные отнош. Осуществл. Центральные органы
Унитарные
гос-ва бывают:централизованные(
Федерация
От лат объединение ,союз.
Представляет собой добровольное объединение нескольких самост. Образований в одно союзное гос-во. Федеративное гос. Устройство не однородно, в разных странах имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями их образования и вместе с тем можно выделить наиболее общие черты:
1.Организация гос. власти и система органов в нем определяется федеральным законодательством
2.На федеральном
уровне функционируют общие
3.Разграничение
предметов ведения, полномочий и
компетенции между
4.Субъекты
федерации обладают
5.Субъекты
федерации могут обладать
6.Субъекты
федерации представлены в
7.На ряду,
с единым союзным гражданством,
может существовать и
8.Территория
федерации состоит из
Территориальные федерации- образованы без учета национального состава населения. Эти федерации характеризуются значительным ограничением гос суверенитета субъектов. Деятельность субъектов таких федераций в значительной степенени зависит от центральных федеральных органов.федеральные органы устанавливают перечень вопросов по которым только фед центр имеет право издавать правовые акты.
Национальная федерация- образована с учетом национального состава населения.
Как правило, для субъектов федерации предусмотрено право нации на самоопределение, т.е право самостоятельно решать вопрос о своей государственности.
В современный период имеется 23 федерации на территории которых проживает одна треть Земли.
Конфедерация-это временный юридический союз суверенных государств, исключающий политическую централизацию и созданный для решения общих задач, Члены конфедерации полностью сохраняют свои суверенные права. Члены конфед могут создавать свои законодательные исп и судебные органы.Конфедерация не имеет единой системы налогов, единого гос бюджета, единой армии.
Они не долговечны, они или распадаются или перерастают в федерации.
Судружество…весьма
редкое объединение со слабыми
связями их объед может
Сообщества – это межгос образование в основе которого лежит межгос договор,оно явл своеобразным переходной формой в гос организации(европейское сообщество) порядок вступления и выхода из сообщества устанавливается членами сообщества, бюджет формир из отчисления гос членов, может введена единая валюто .
Протекторат – это межгос
Уния – это объединение гос-в….2 вида унии:
Империя – это сложное гос-во сложенное насильств путем(герман империя, испания, португалия).
Фузия – это слияние ранне разделенного гос-ва(германия).
Инкорпорация – это внешне оформляемоя как, добровольное фактически насильств енное присоединение одного гс-ва к другому.(40 г..ссср, литва, латвия и эстония.)
4.вопрос.
В нормальных услов, при стабильности в общ-ве гос.власти осуществляется демократическими методами насилие применяется лишь в точном соответсвии с нормами права в рамках законности. С обострением противоречия в общ-ве гос может применять насильственные методы подавления. Права и свободы ликвидируются аппозиционные партия запрещаются. Дело может дойти до организации массовых убийств.(закон Чили).
Существуют 2 основных типа политических режимов:
1.демократический- по мнению запад
политологов в наст.время