Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:07, реферат
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры, то форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.
Введение……………………………………………………………………….…...3
1.Понятие формы государства…………………………………………………...4
2. Исторический опыт становления института формы государства ………….6
3. Современные проблемы института формы государства …………………...8
Заключение………………………………………………………………..........…12
Список использованной литературы………………………………………...…13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра гуманитарного образования и социологии
Реферат
по курсу «Основы государства и права»
на тему: «Формы государства:исторический опыт и современные проблемы»
Альметьевск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие формы государства…………………………………………………
2. Исторический опыт становления института формы государства ………….6
3. Современные проблемы института формы государства …………………...8
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...…
Введение
Форма государства зависит
от конкретно-исторических условий
его возникновения и развития.
Решающее влияние на нее оказывают
сущность, исторический тип государства.
Форма государства во многом зависит
от соотношения политических сил
в стране, особенно в период его возникновения.
Рассматривая
формы государства, необходимо учитывать
их динамическую изменчивость, чуткую
реакцию на перемены, происходящие в социально-экономической
и политической структуре общества. На
форму государства влияют национальный
состав, исторические традиции, территориальные
размеры страны и другие факторы.
Если форма
правления отвечает на вопрос о том, кто
и как правит, осуществляет государственную
власть в государственно-организованном
обществе, как устроены, организованы
и действуют в нем государственно-властные
структуры (органы государства), то форма
государственного устройства раскрывает
способы объединения населения на определенной
территории, связь этого населения через
различные территориальные и политические
образования с государством в целом. Политический
же режим характеризует, как, каким способом
осуществляется государственная власть
в конкретном обществе, с помощью каких
приёмов и методов государство выполняет
своё социальное назначение - обеспечивает
экономическую жизнь, общественный порядок,
защиту граждан, решает другие общесоциальные,
национальные, классовые задачи.
1. Понятие формы государства
От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Сущность государства проявляется в его форме, типе.
Понятие формы государства включает одновременно понятие «формы» и «содержания», которые раскрываются в философских концепциях.
Содержание – упорядоченная определенным образом совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление.
Форма – внешнее выражение содержания предмета, его внешние пространственные и временные границы.
Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. История многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно главным образом относится к его форме. Проявления понятия «форма» применительно к государству многолики: от униформы представителя власти, государственного служащего до внутренней организации государства, его структуры. От пренебрежения формальной стороной юридической сферы в значительной степени берет свое начало государственно-правовой нигилизм — тяжелый социальный недуг нашего времени.
На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука держала в центре своего внимания два вопроса: 1) какие формы государства знает история и современность и 2) какая из известных государственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данное время.
Древние греки не
случайно подчеркивали
Римские юристы полагали, что именно форма дает бытие вещи. Форма есть способ существования и выражения содержания, именно форма, а не что-либо другое, содержательна.
Марксистская философия
выдвинула тезис о
2.Исторический опыт становления института формы государства
Формы государства под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов всегда изменялись и развивались. Менялось и представление о них. За всю историю развития государства были высказаны десятки различных мнений по вопросу о формах государства. Один из величайших мыслителей античности Платон исходил из того,что идеальной формой правления "идеального государства" как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих»- аристократия. Кроме того, им выделялась «законная монархия»- царская власть и «незаконная» - олигархия.Платон создал учение о динамике государственной жизни и смене,в силу испорченности человеческой натуры. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны.
О многообразии форм государства развивал свои взгляды и Аристотель - ученик Платона.Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих, как монархию,аристократию или политию-демократию.Эти формы государства считались им "правильными", ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных "правильных" форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие "неправильные" формы -тиранию, олигархию или охлократию. "Неправильные" формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.
Традиции
древнегреческой мысли в исследовании
форм государства развивались и в Древнем
Риме. Цицерон (106-43гг. до н.э.) выделял, в
зависимости от числа правителей, три
простые формы государства (царскую власть-монархию,
власть оптиматов-аристократию, а также
народную власть - демократию) и смешанную
форму. Когда верховная власть находится
в руках одного человека, писал он, мы называем
такую форму государства "царской властью".
Когда она находится в руках у выборных
лиц, то говорят, что "эта гражданская
община управляется волей оптиматов. Народной
же является такая община, в которой все
находится в руках народа.
В более поздний
период в научной литературе добавился
еще составляющий элемент формы государства:
государственный политический режим.
Показательно следующее
положение В.И.Ленина: «и самодержавие,и
конституционная монархия, и республика
- суть лишь разные формы классовой борьбы».Это
утверждение воспринималось как аксиома.
Разумеется, среди авторов-современников, также как и среди их древних предшественников, нет единого взгляда и представления о понятии, видах и содержании форм государства. Высказываются разные точки зрения, различные подходы к определению понятия и содержания формы государства. В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство.
Форма государства,т.е.
устройство государственной власти, ее
организация, в содержательном отношении
выступает в разных аспектах.Во-первых,это
определенный порядок образования и организации
высших органов государственной власти
и управления.Во-вторых-это способ территориального
устройства государства, определенный
порядок взаимоотношений центральной,
региональной и местных властей.В-третьих,
это приемы и методы осуществления государственной
власти.Таким образом, традиционно отечественная
теория государства и права всегда выделяла
в форме государства три основных, взаимосвязанных
блока: форму правления, форму национально-государственного
и административно-
Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым в последствии добавлялись политический режим, политическая динамика.
Таким образом, многообразие форм государства, их развитие издавна привлекали внимание ученых. Уже в древние и средние века анализировались особенности различных форм государства, делались попытки определить наилучшие из них, давались практические рекомендации, предлагались модели идеальных форм государства. Они многовариантны и изменчивы даже при государственной власти одинаковых социальных сил.Во всех подходах к формам государства подчеркивалось значение классовой сущности государства, соотношения классовых сил в обществе, их борьбы. Формы государства и их динамика рассматривалась как проявление, итогов этой борьбы.
3.Современные проблемы института формы государства
Политические формы
Форма государства зависит
от конкретно-исторических условий его
возникновения и развития, от соотношения
политических сил, особенно в период возникновения.
Ранние буржуазные революции (Англия)
привели к компромиссу между буржуазией
и феодалами, следствием которого стала
конституционная монархия. Конституция-требование
молодой буржуазии, монархия-уступка феодалам.
На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны. «Многонациональный состав населения,- писал И.А.Ильин,-предъявляет к государственной форме свои требования.Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». Межнациональные распри в бывших республиках СССР, события в Чечне, в Абхазии подтверждают слова И. А. Ильина: каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным». Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.
Вопрос выбора
форм государства существенно важен не
только для тех сил, которые с помощью
государства организуют свое господство
(лидерство), осуществляют государственную
власть. Он важен для всех социальных слоев
общества. Монархия или республика, их
конкретные разновидности, унитарное
или федеративное государственное устройство,демократические
или антидемократические методы осуществление
власти - выбор конкретных форм государства
предопределяет систему государственных
органов, принципы их организации и деятельности,
а тем самым отражаются в жизни общества
в правовом и фактическом положении граждан,
затрагивают их интересы.
На выбор новых и изменение
существующих форм государства оказывают
влияние разные внутренние и внешние факторы,
включая ступень и своеобразие экономического
развития, уровень культуры, особенно
политической, опыт других стран, их влияние
и даже вмешательство во внутренние дела
других государств.
Информация о работе Формы государства:исторический опыт и современные проблемы