Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:37, курсовая работа
Цель исследования: определить и выявить общее и особенное в современных формах государственного правления.
В соответствии с выбранной целью были поставлены следующие основные задачи:
1. Определить формы правления как самостоятельного элемента формы государства.
2. Классифицировать современные формы правления.
3. Рассмотреть монархические и республиканские формы правления.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Форма государственного правления…………………………...5
1.1. Понятие формы государственного правления………………………..5
1.2. Проблемы классификации форм правления………………………….7
Глава 2. Основные формы правления…………………………………..12
2.1. Монархия………………………………………………………………12
2.2. Республика…………………………………………………………….18
Глава 3. Нетипичные (смешанные) формы правления……………….25
3.1. Монархия с республиканскими элементами………………………..25
3.2. Республика с монархическими элементами………………………...26
3.3. Теократическая республика………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………...29
Библиографический список……………………………………………………..31
Приложения………………………………………………………………………..33
Поэтому смешанную республику
следует считать
Глава 3. Нетипичные (смешанные) формы правления
Глава государства в монархии – наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система, как уже существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации.
В Малайзии 9 из 13 субъектов
федерации возглавляются
Вместе с тем, в современном
мире в условиях тоталитарных систем
появились разновидности
Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же греческие "черные полковники" в июне 1973 г. ликвидировали монархию, однако демократии стране такая "республика" отнюдь не добавила. "Социалистические" республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального первого секретаря компартии или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента, и формально независимых судов, власть президента практически неограниченна (т.н. монократические республики). Смена президентов здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. Например, в Малавии президент вообще находится в должности пожизненно. В отличие от суперпрезидентских президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, и пожизненное пребывание у власти президента было предусмотрено конституцией.
Начало этому явлению было положено, видимо, в Индонезии (президент Сукарно), затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркос на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). В 60-80-х годах пожизненными президентами провозгласили себя главы государств в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах, а пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса стал императором. Впоследствии почти все они были свергнуты в результате военных переворотов, лишь президент Туниса Бургиба был смещен конституционным путем в возрасте 84 лет после заключения медицинского консилиума о его неспособности выполнять обязанности президента. Ныне осталось лишь два пожизненных президента - в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником.
Исламская республика — распространенная на Ближнем
востоке форма теократического или близкого к нему государственного
устройства, при которой роль в управлении
государством играет исламское духовенство
(в Иране, где эти принципы проведены наиболее
последовательно, фактическим главой
государства является высший по рангу исламский религиозный деятель). Представляет
собой компромисс между традиционной
исламской монархией (так или иначе восходящей
к принципам халифата или национальным традициям)
и европейским принципом республиканского стр
Законы в исламской
республике по большей части основаны
на Шариате. К исламским республикам относятся
прежде всего Иран, а также Афганистан, Коморские
Острова, Мавритания и Пакистан
Правительство, утверждаемое президентом, формирует и возглавляет премьер-министр, обычно представляющий партию или коалицию большинства в Национальной ассамблее. Премьер-министр должен обязательно являться мусульманином, он назначается президентом из числа членов Национального собрания. Премьер должен пользоваться доверием большинства его депутатов. По его совету президент назначает министров.
Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Формы правления" можно сделать ряд выводов:
Под формой правления понимается
организация высшей власти государства,
компетенция, взаимодействие высших органов
государства, степень участия населения
в их образовании. Форма государственного
правления дает возможность уяснить:
как создаются высшие органы государства
и какого их строение; как строятся
взаимоотношения между высшими
и другими государственными органами;
как строятся взаимоотношения между
верховной государственной
Форма государственного правления,
как существенный элемент формы
государства, складывается из фактической
и юридической сторон образования
и организации (структуры, правового
положения и взаимоотношения) высших
органов государственной
С этой точки зрения, государства подразделяются на монархии и республики.
Монархия (греч. μοναρχία — «единовластие») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и обычно передаётся по наследству. Монарх не несёт ответственности за свои деяния.
Республика (от лат. res publica - общественное дело) – представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.
Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне развития государств, степени причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, положении в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др.
В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная (президентско-парламенская), хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике).
Как показывает исторический
опыт, общественный прогресс обуславливается
не столько тем, какая разновидность
монархии или республики установлена
в стране, а в большей степени
тем, насколько приемлема и
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:
Научные статьи и другие публикации периодических изданий:
Источники статистических данных и электронные ресурсы:
Приложение А
Рисунок 2 – Схема форм правления
Приложение Б
Назначение
Отлагательное вето
Рисунок 3 – Схема формы правления в Великобритании
Приложение В