Формы государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует, его как конституционное государство.
В основу концепции конституционного строя РФ в ее действующей Конституции положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Гражданин не ставится под иго всевластного государства, государство же рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.

Содержание работы

Введение 3
1. Политические основы конституционного строя Российской Федерации 4
2. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации 9
3. Социальные основы конституционного строя в Российской Федерации 13
4. Российская Федерация – светское, федеративное, суверенное государство. Свобода совести 18
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Конституционный строй России.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Федеративная природа российской государственности отличается следующими признаками:

  1. Российская Федерация имеет Конституцию, принятую путем всенародного голосования, что придает ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, город федерального значения, автономный округ, автономная область – свой устав и законодательство. В указанных актах закрепляется правовой статус субъектов РФ.
  2. Российская Федерация обладает своей территорией, которая включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территорию России распространяется ее суверенитет, и в ее пределах Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. В лице своих властных структур она обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
  3. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, основания, условия и порядок приобретения и прекращения российского гражданства определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».
  4. Российская Федерация имеет общие для всей страны высшие органы государственной власти. Акты, принимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязательными для каждого субъекта РФ и действуют на их территории.
  5. Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

6. Российская Федерация как суверенное государство строит свои отношения с другими государствами, вправе участвовать в межгосударственных объединениях. Одновременно субъекты РФ имеют право внешнеполитических и внешнеэкономических связей, координация которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

7. Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их предметов ведения. Причем Конституция РФ закрепляет исключительное ведение Российской Федерации (ст. 71) и совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Вне отмеченных предметов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).12

Российская Федерация – суверенное государство. Суверенитет РФ – свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства.

Суверенитет РФ получил свое правовое закрепление и воплощение в Конституции РФ 1993 г. В ее нормах провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3), суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ст. 4), Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России (ст. 4), Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ст. 67).

Суверенитет РФ характеризуется тремя неотъемлемыми чертами: самостоятельностью государственной власти, ее независимостью при осуществлении внутренних и внешних функций государства, дифференцированным содержанием государственной власти, осуществляемой на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реализует свое назначение без вмешательства в ее деятельность негосударственных структур.

Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотрению, без вмешательства других государств, осуществляет внутренние и внешние функции Российской Федерации.

Дифференциация государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет ее узурпацию со стороны соответствующих структур государства или должностных лиц и придает незыблемый характер конституционному положению, согласно которому носителем суверенитета в РФ является ее многонациональный народ.

Свобода вероисповедания означает беспрепятственную возможность каждого принадлежать к какой-либо религии, церкви, конфессии и свободную деятельность образуемых верующими религиозных объединений.

Политико-правовое содержание свободы совести и свободы вероисповедания, гарантированных ст. 28 Конституции РФ, заключается в праве каждого исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения.

Граждане, придерживающиеся материалистических убеждений, вправе создавать соответствующие объединения согласно законодательству об общественных объединениях, а также беспрепятственно осуществлять свою деятельность.

Наказываются по закону нарушения равноправия граждан по признаку отношения их к религии (ст. 136 УК РФ), нарушение свободы совести и вероисповедания и организация религиозных и общественных объединений, посягающих наличность и права граждан (ст. 239 УК РФ).13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

К основам конституционного строя, согласно Конституции Российской Федерации, относятся, прежде всего, основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ; социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства; и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным; федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.

Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме  имеет большое значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркивается особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие, качественные связи, которые свойственны ее организации.

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.
  2. Бутусова Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования //Вестник Московского университета. Серия 11 Право. 2003. – № 6.
  3. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997г.
  4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004.
  5. Научно-практический комментарий к Конституции РоссийскойФедерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 1997.
  6. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России – М., Юрист, 1994.
  7. Сандуца Г.И. Применение общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России//Международное публичное и частное право, 2001. – № 3.
  8. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 143 с.

2 Сандуца Г.И. Применение общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России.//Международное публичное и частное право.2001.№ 3 – 10 с.

3 Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 146 с.

4 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России – М., Юрист, 1994. – 48 с.

5 Научно-практический комментарий к Конституции РоссийскойФедерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 1997 г. – 34 с.

6 Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 150 с.

7 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997г. – 125 с.

8 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России – М., Юрист, 1994. – 59 с.

9 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997г. – 110 с.

10 Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 163 с.

11 Федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», правовая система Гарант.

12 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.,2004. – 187 с.

13 Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 168 с.


Информация о работе Формы государственного правления