Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:22, реферат
Данная работа представляет огромный интерес и является актуальной на сегодняшний день.
Цель работы: рассмотреть формы (источники) права. Задачи данной работы: изучить особенности нормативно-правовых актов, правового обычая, прецедента, правового договора.
I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. Формы (источники) права 4
1.1. Понятие формы права и его соотношение с источником права 4
1.2. Виды форм(источников) права 7
1.3. Понятие и особенности нормативно-правовых актов 8
1.4. Законы и подзаконные акты: их виды и особенности 12
III. Иные формы (источники) права 23
2.1. Правовой обычай 23
2.2. Прецедент 24
2.3. Правовой договор 25
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 28
Согласно Конституции Российской Федерации «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам», принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации или же по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным Российской Федерацией, действует федеральный закон» (ч. 5 ст. 76). В случае же противоречия между федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов Федерации, изданными по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации» (ч. 6 ст. 76).
Законы как основные, главенствующие нормативно-правовые акты очень тесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-правовыми актами. Возьмем для примера законодательство России. На основе законов и в развитие содержащихся в них положений издаются постановления Правительства Российской Федерации. Они принимаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции (наряду с распоряжениями Правительства, имеющими, как правило, индивидуальный характер), «обязательны к исполнению в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 115). В случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента они «могут быть отменены Президентом Российской Федерации» (ч. 3 ст. 115).
В рамках
действующей Конституции и
Наряду с названными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне Федерации — это акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов Федерации — это республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, другие нормативные акты республиканских органов исполнительной власти. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов Федерации, Конституцией Российской Федерации отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов Федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов.
Законы как основные главенствующие нормативно-правовые акты очень тесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-правовыми актами.
На примере законодательства России можно видеть, как на их основе и в развитие содержащихся в них положений издаются такие нормативные акты, как постановления Правительства РФ. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции, наряду с распоряжениями Правительства, имеющими, как правило, индивидуальный характер, «обязательны к исполнению в Российской Федерации» (ст. 115, п. 2).
В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также указы Президента РФ, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с другими актами Президента — распоряжениями, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации» (ст. 90, п. 2).
Наряду с названными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются также и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне федерации — это акты центральных органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов федерации — это республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских органов государственного управления. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов федерации, Конституцией России отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти и управления городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов распространяется на федеральные законы. Все это так называемые подзаконные акты.
Для подзаконных актов, как и для любых НПА существуют свои требования:
1) При
подготовке и принятии
-в органах
осуществляющих свою
-коллегиальные
центральные органы, решающие вопросы
межотраслевого и
2) Вид
нормативного акта должен
-инструкция устанавливает порядок исполнения другого нормативного акта или регулирует деятельность самого органа управления, его структурных подразделений, должностных лиц, подчиненных организаций;
-устав содержит нормы, определяющие компетенцию того или иного органа управления;
-разъяснение издается только в случаях, предусмотренных действующим законодательством и определяет порядок применения актов министерств и ведомств, а также законов и постановлений правительства.
3) Необходимо
придерживаться стандартных
-приказы, постановления, инструкции имеют самостоятельное значение;
-уставы, нормы технического, методического характера, стандарты, нормативы являются актами организационно зависимыми;
-не следует облекать нормативные предписания в такие формы, как письма, указания, распоряжения, ибо это акты индивидуального информационного, разового характера.
Помимо нормативно-правовых актов значительный теоретический и практический интерес представляют и другие формы, или источники, права. Среди них особо выделяются правовой обычай, прецедент и правовой договор.
Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и важнейших источников права.
Правовые обычаи в основном имеют те же характерные черты и особенности, что и неправовые обычаи, с одной, весьма существенной разницей. Первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. Вторые, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечиваются лишь общественным мнением.
На ранних стадиях развития общества обычаи были основными источниками права. Однако по мере развития общества и государства правовой обычай, а вместе с ним и обычное право постепенно вытеснялись законами и другими формами права, становились второстепенными его источниками.
С возникновением
крупных государственных
В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место
в системе форм (источников) права большинства стран. Однако их не следует недооценивать. Особенно когда речь идет, например, об обычаях, действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи
и др.).9
Важнейшее место среди форм (источников) права ряда стран занимает
прецедент. Под прецедентом понимается решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Существует два вида прецедентов: судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемое административным органом или административным судом).
Наиболее распространенной формой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права.
Прецедент как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме в качестве прецедентов выступали, например, устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел лишь для самих магистратов, их принявших, и в течение срока (как правило, один год) пребывания их у власти.
Однако постепенно многие, наиболее удачные с точки зрения интересов господствующего класса рабовладельцев положения эдиктов одних магистратов повторялись в эдиктах вновь избранных магистратов и приобретали, таким образом, устойчивый характер. В частности, решения и правила, сформулированные преторами в разное время, постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права.
Прецедент как источник права широко использовался также в Средние века и во все последующие столетия. В настоящее время это один из
основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других стран.
В дореволюционной России отношение к прецеденту было неоднозначным. Одни теоретики права и практики признавали его в качестве
формы права, хотя и с оговорками о том, что это некая дополнительная,
вспомогательная по отношению к закону форма. Другие же полностью отрицали его как самостоятельный источник права.
В послереволюционный период отечественная юридическая наука
продолжала традиции непризнания прецедента в качестве самостоятельной формы (источника) права. Аналогичное отношение к прецеденту наблюдалось и в большинстве стран Восточной Европы, называвших себя
социалистическими.
В тех правовых системах, где прецедент традиционно признается, он
пользуется, по заверению западных авторов, неизменным уважением,
а в случае нарушения содержащихся в нем предписаний обеспечивается
государственным принуждением.
Определенную роль в правовых системах разных стран играет правовой договор. Он отличается от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами и других, тем, что содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех.
В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют
место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями. На основе правовых договоров нередко строятся взаимоотношения между государствами и государственными образованиями — субъектами Федерации. Всегда — между государствами, образующими конфедерацию.
В качестве примера можно сослаться на Договор об образовании
СССР от 30 декабря 1922 г., Договор об образовании Закавказской федерации, заключенный в марте 1922 г., и на другие аналогичные акты. На основе Федеративного договора от 31 марта 1992 г. строятся взаимоотношения между субъектами Федерации в настоящее время.
Действующая Конституция РФ устанавливает, что с помощью договоров могут регулироваться, кроме того, взаимоотношения внутри субъектов Федерации. Так, согласно ч. 4 ст. 66 федеральным законом и договором могут регулироваться взаимоотношения входящих в состав края или области автономных округов. Такие договоры заключаются между органами государственной власти автономного округа, с одной стороны, и соответственно органами государственной власти края или области — с другой.
Допуская
широкую возможность
Ярко выраженным примером правового договора может служить коллективный договор, регулирующий на предприятиях и в учреждениях между работодателем (администрацией) и работниками трудовые, социально-экономические и иные взаимоотношения.10