Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 14:16, курсовая работа
Во все времена людей интересовал вопрос: откуда проистекает право, каков его источник?
Существует много точек зрения на природу права. И можно выделить два основных направления:
1) Право - естественный продукт человеческой истории;
2) Право - искусственный результат деятельности определенных социальных сил.
Введение
1. Понятие формы права. Соотношение формы права и источника права
2. Виды форм права
3. Система нормативных актов в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Широкому использованию
нормативно-правовых актов способствуют
такие их качества, как способность
централизовано регулировать различные
общественные отношения, быстро реагировать
на изменения потребностей общественного
развития, четкость и доступность
изложения выраженных в нем испытаний.
Документально-письменная форма нормативно-правовых
актов позволяет
Нормативно-правовой акт принимается специально уполномоченным на это органом государства. Однако, основным и принципиальным признаком нормативно-правового акта является то, что он устанавливает, из- меняет или отменяет юридические нормы, т.е. издание нормативно-правового акта любого уровня всегда означает установление, изменение или отмену юридической нормы.
Нормативно-правовые акты принимаются в рамках специальной процедуры, для большинства из них в законодательном порядке установлен - но наименование.
Нормативно-правовой акт - это «кирпичик» действующей в стране системы законодательства. В Конституции Российской Федерации 1993 года установлены следующие виды правовых актов: «Конституция», «федеральный конституционный закон», «федеральный закон», «закон», «правовые акты», «нормативно-правовые акты», «указы», «постановления», «распоряжения», «решения», «акт», «международные договоры», «устав», «договор», «соглашение». Фактически, здесь перечислены все виды нормативно-правовых актов, которые в своей совокупности и составляют законодательство страны. Однако, это не механическая совокупность актов, а некоторая их система, поскольку массив нормативно-правовых актов время от времени специально упорядочивается.
Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия для конкретных субъектов (акт о регистрации брака, договор купли-продажи, постановление о наложении штрафа и т.д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на должность и т.д.).
Таким образом, можно выделить следующие признаки нормативно-правовых актов:
1) нормативные акты есть
результат правотворческой
2) они содержат в себе
общеобязательные правила
3) содержащиеся в них
предписания являются
4) принимаются и реализуются
в особом процессуальном
5) имеют строго определенную
документальную форму и
6) направлены на регулирование
наиболее типичных, массовых отношений,
в то время как акты
7) рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные акты - на однократную реализацию;
8) нормативные акты не
персонифицированы, адресуются
9) может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии.
3. Система нормативных актов в Российской Федерации
Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система. Эта система характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.
Система нормативных актов
в Российской Федерации включает
в себя правовые акты общефедеральных
органов, акты субъектов Федерации,
акты местного самоуправления, а также
акты прямого народного
В зависимости
от особенности правового
• нормативные акты законодательных органов;
• нормативные акты исполнительных органов;
• нормативные акты правоохранительных органов;
• нормативные акты органов местного самоуправления;
• нормативные акты контрольно-надзорных органов;
• нормативные акты, принятые в порядке референдума.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:
• общефедеральные;
• акты субъектов Федерации;
• акты органов местного самоуправления.
В зависимости от срока действия различают:
• акты неопределенно длительного действия;
• временные акты.
В зависимости от способов установления нормативно-правовые акты подразделяются на:
• принятые государством;
• санкционированные
• признанные государством.
По юридической силе нормативно-правовые акты классифицируют:
• законы;
• подзаконные нормативные акты.
Таким образом, общему построению
системы законодательств в
Заключение
В заключении хотелось бы сделать акцент на том, что своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.
Например, юридическими источниками
рабовладельческого права были различные
религиозные правила, обычаи, решение
судебных органов, распоряжения должностных
лиц, а также доктринальное
Юридическими источниками феодального права были и возродившиеся нормы обычного права (Русская правда, Салическая правда), и, получившие особенно широкое распространение, религиозные правила (каноническое право, Коран), и судебная практика, и прецеденты, и труды крупных ученых-юристов.
Пришедшая к власти буржуазия
сохраняет в отдельных странах
юридическую значимость судебной практики,
религиозных норм и обычаев. Но, постепенно,
в связи с укреплением
Таким образом, взаимосвязь системы источников и форм внешнего выражения права определяет специфику конкретных правовых систем. В одних государствах преимущественное распространение получили правовые акты парламентов, в других - делегированное законодательство органов управления, в третьих - прецеденты и судебные решения, в четвертых - религиозные нормы (Коран, сунна, иджма) и т.д.
Список использованных источников:
1. Конституция России. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 1; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 2; Российская газета. – 2009. – 21 января. – № 7; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. от 28.12.2010 № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712.
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. от 27.12.2009 № 9-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1.
4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (с изм. от 28.12.2010 № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
5. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (с изм. от 21.02.2011 № 94) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 33. – Ст. 3895.
6. Матузов, Н.И.; Малько, А.В. Теория государства и права: Учеб. – М. : Юристъ, 2009. – 542 с.
7. Перевалов, В.Д. Теория государства и права : учебник / В.Д. Перевалов. – М. : Высшее образование, 2008. – 379с.
8. Теория государства и права : учебник / под ред. А.Г. Хабибулина, В.В. Лазарева . – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 624с.
9. Алексеев, С.С. Общая теория права. В 2-х т. – М. : Юрид. лит-ра, 1981 – 1982. – 359с. (т.1); 360с. (т.2).
10. Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права. Учебник. – М. : Высшее образование, 2008. – 325 с.
11. Зивс, С.Л. Источники права. – М. : Наука, 1982. – 239 с.
12. Истоки и источники права: Очерки / Под ред. Р.А. Ромашева, Н.С. Нижник. – СПб. : СПб. ун-т МВД РФ, 2006. – 840 с.
13. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учеб. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : Омега-Л, 2009. – 607 с.
14. Марченко, М.Н. Источники права: Учеб. пособ. – М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. – 760 с.
15. Морозова, Л.А. Теория государства и права: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Эксмо, 2008. – 288 с.
16. Нерсесянц, В.С. Философия права: Учеб. для вузов. – М. : Норма, 2004. – 656 с.
17. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: Учеб. для вузов. 3-е изд. – М. : Инфра-М, 2008. – 484 с.
18. Поляков, А.В.; Тимошина, Е.В. Общая теория права: Учеб. для вузов. – СПб. : Изд. Дом с.-Петерб. гос. ун-та: Изд-во Юрид. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. – 472 с.
19. Фаткуллин, Ф.Н., Фаткуллин, Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. – Казань : Спектр, 2007. – 340 с.
20. Теория государства и права: Учеб. / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; под ред. А.С. Пиголкина. – М. : Юрайт-издат, 2006. – 613 с.
21. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2-х т. / Авт.-сост. М.Н. Марченко. – М. : Городец, 2004.
Интернет – источники:
1. http://www.constitution.ru/ – Конституция Российской Федерации. Содержит Конституцию Российской Федерации (оптическая копия официального издания); информацию о Государственной власти PФ; Государственные символы PФ; Постановления Конституционного Суда PФ; Постановления Пленума Верховного Суда PФ.
2. http://www.garant.ru/ - Правовая информационная система «Гарант».
3. http://www.rubricon.com/ – «Рубрикон» - крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.
4. http:// www.lawlibrary.ru/ – Библиотека юридического издательства «Спарк».
http://www.google.ru/ – «Google» - многоязычная поисковая система.
5. http://www.rg.ru/ – Российская газета.
6. http://www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека (РГБ).