Формы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Во все времена людей интересовал вопрос: откуда проистекает право, каков его источник?
Существует много точек зрения на природу права. И можно выделить два основных направления:
1) Право - естественный продукт человеческой истории;
2) Право - искусственный результат деятельности определенных социальных сил.

Содержание работы

Введение
1. Понятие формы права. Соотношение формы права и источника права
2. Виды форм права
3. Система нормативных актов в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Гумерова 232-у Формы права.docx

— 54.17 Кб (Скачать файл)

Широкому использованию  нормативно-правовых актов способствуют такие их качества, как способность  централизовано регулировать различные  общественные отношения, быстро реагировать  на изменения потребностей общественного  развития, четкость и доступность  изложения выраженных в нем испытаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно  и оперативно знакомить с их содержанием  население.

Нормативно-правовой акт  принимается специально уполномоченным на это органом государства. Однако, основным и принципиальным признаком  нормативно-правового акта является то, что он устанавливает, из- меняет или отменяет юридические нормы, т.е. издание нормативно-правового акта любого уровня всегда означает установление, изменение или отмену юридической нормы.

Нормативно-правовые акты принимаются  в рамках специальной процедуры, для большинства из них в законодательном  порядке установлен - но наименование.

Нормативно-правовой акт - это  «кирпичик» действующей в стране системы законодательства. В Конституции  Российской Федерации 1993 года установлены  следующие виды правовых актов: «Конституция», «федеральный конституционный закон», «федеральный закон», «закон», «правовые  акты», «нормативно-правовые акты», «указы», «постановления», «распоряжения», «решения», «акт», «международные договоры», «устав», «договор», «соглашение». Фактически, здесь перечислены все виды нормативно-правовых актов, которые в своей совокупности и составляют законодательство страны. Однако, это не механическая совокупность актов, а некоторая их система, поскольку  массив нормативно-правовых актов время  от времени специально упорядочивается.

Нормативно-правовые акты следует  отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных  и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия для конкретных субъектов (акт о регистрации  брака, договор купли-продажи, постановление  о наложении штрафа и т.д.). Среди  индивидуальных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные  акты. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны  для исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на должность и т.д.).

Таким образом, можно выделить следующие признаки нормативно-правовых актов:

1) нормативные акты есть  результат правотворческой деятельности  компетентных органов и должностных  лиц государства, а также уполномоченных  на то общественных объединений  и организаций;

2) они содержат в себе  общеобязательные правила поведения  (нормы);

3) содержащиеся в них  предписания являются выражением  государственной воли;

4) принимаются и реализуются  в особом процессуальном порядке;

5) имеют строго определенную  документальную форму и реквизиты,  порядок вступления в силу  и сферу действия;

6) направлены на регулирование  наиболее типичных, массовых отношений,  в то время как акты применения  норм права касаются в основном  лишь конкретных жизненных случаев,  ситуаций, обстоятельств;

7) рассчитаны на постоянное  либо длительное действие, тогда  как правоприменительные акты - на  однократную реализацию;

8) нормативные акты не  персонифицированы, адресуются либо  ко всем, либо к неопределенно  большому числу субъектов, а  акт применения правовой нормы  имеет конкретного адресата;

9) может быть быстро  изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии.

 

3. Система нормативных  актов в Российской Федерации

Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система. Эта система характеризуется  согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Система нормативных актов  в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных  органов, акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления, а также  акты прямого народного волеизъявления, т.е. референдумы. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением  государства, своеобразием правотворческих  органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими  основаниями для их классификации.

В зависимости  от особенности правового положения  субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

• нормативные акты законодательных  органов;

• нормативные акты исполнительных органов;

• нормативные акты правоохранительных органов;

• нормативные акты органов  местного самоуправления;

• нормативные акты контрольно-надзорных  органов;

• нормативные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости  от сферы действия нормативные акты делятся на:

• общефедеральные;

• акты субъектов Федерации;

• акты органов местного самоуправления.

В зависимости  от срока действия различают:

• акты неопределенно длительного  действия;

• временные акты.

В зависимости  от способов установления нормативно-правовые акты подразделяются на:

• принятые государством;

• санкционированные государством;

• признанные государством.

По юридической  силе нормативно-правовые акты классифицируют:

• законы;

• подзаконные нормативные  акты.

Таким образом, общему построению системы законодательств в любом  государстве свойственно деление  на законы и подзаконные нормативно- правовые акты. Такое деление отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержание законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения  по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни.

 

Заключение

В заключении хотелось бы сделать  акцент на том, что своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.

Например, юридическими источниками  рабовладельческого права были различные  религиозные правила, обычаи, решение  судебных органов, распоряжения должностных  лиц, а также доктринальное толкование юридических предписаний выдающимися  правоведами того времени.

Юридическими источниками  феодального права были и возродившиеся  нормы обычного права (Русская правда, Салическая правда), и, получившие особенно широкое распространение, религиозные  правила (каноническое право, Коран), и  судебная практика, и прецеденты, и  труды крупных ученых-юристов.

Пришедшая к власти буржуазия  сохраняет в отдельных странах  юридическую значимость судебной практики, религиозных норм и обычаев. Но, постепенно, в связи с укреплением государственных  начал в управлении обществом  в качестве основной формы права  становится нормативно-правовой акт, т.е. законодательство.

Таким образом, взаимосвязь системы источников и форм внешнего выражения права определяет специфику конкретных правовых систем. В одних государствах преимущественное распространение получили правовые акты парламентов, в других - делегированное законодательство органов управления, в третьих - прецеденты и судебные решения, в четвертых - религиозные нормы (Коран, сунна, иджма) и т.д.

 

Список использованных источников:

1. Конституция России. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 1; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 2; Российская газета. – 2009. – 21 января. – № 7; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. от 28.12.2010 № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712.

3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. от 27.12.2009 № 9-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1.

4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (с изм. от 28.12.2010 № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.

5. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (с изм. от 21.02.2011 № 94) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 33. – Ст. 3895.

6. Матузов, Н.И.; Малько, А.В. Теория государства и права: Учеб. – М. : Юристъ, 2009. – 542 с.

7. Перевалов, В.Д. Теория государства и права : учебник / В.Д. Перевалов. – М. : Высшее образование, 2008. – 379с.

8. Теория государства и права : учебник / под ред. А.Г. Хабибулина, В.В. Лазарева . – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 624с.

9. Алексеев, С.С. Общая теория права. В 2-х т. – М. : Юрид. лит-ра, 1981 – 1982. – 359с. (т.1); 360с. (т.2).

10. Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права. Учебник. – М. : Высшее образование, 2008. – 325 с.

11. Зивс, С.Л. Источники права. – М. : Наука, 1982. – 239 с.

12. Истоки и источники права: Очерки / Под ред. Р.А. Ромашева, Н.С. Нижник. – СПб. : СПб. ун-т МВД РФ, 2006. – 840 с.

13. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учеб. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : Омега-Л, 2009. – 607 с.

14. Марченко, М.Н. Источники права: Учеб. пособ. – М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. – 760 с.

15. Морозова, Л.А. Теория государства и права: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Эксмо, 2008. – 288 с.

16. Нерсесянц, В.С. Философия права: Учеб. для вузов. – М. : Норма, 2004. – 656 с.

17. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: Учеб. для вузов. 3-е изд. – М. : Инфра-М, 2008. – 484 с.

18. Поляков, А.В.; Тимошина, Е.В. Общая теория права: Учеб. для вузов. – СПб. : Изд. Дом с.-Петерб. гос. ун-та: Изд-во Юрид. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. – 472 с.

19. Фаткуллин, Ф.Н., Фаткуллин, Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. – Казань : Спектр, 2007. – 340 с.

20. Теория государства и права: Учеб. / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; под ред. А.С. Пиголкина. – М. : Юрайт-издат, 2006. – 613 с.

21. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2-х т. / Авт.-сост. М.Н. Марченко. – М. : Городец, 2004.

Интернет –  источники:

1. http://www.constitution.ru/ – Конституция Российской Федерации. Содержит Конституцию Российской Федерации (оптическая копия официального издания); информацию о Государственной власти PФ; Государственные символы PФ; Постановления Конституционного Суда PФ; Постановления Пленума Верховного Суда PФ.

2. http://www.garant.ru/ - Правовая информационная система «Гарант».

3. http://www.rubricon.com/ – «Рубрикон» - крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.

4. http:// www.lawlibrary.ru/ – Библиотека юридического издательства «Спарк».

http://www.google.ru/ – «Google» - многоязычная поисковая система.

5. http://www.rg.ru/ – Российская газета.

6. http://www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека (РГБ).


Информация о работе Формы права