Формы территориалиное устройство зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:02, реферат

Описание работы

В отличие от формы правления, форма государственного устройства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.Форма государственного устройства - национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.

Файлы: 1 файл

Формы территориального устройства зарубежных государств.docx

— 39.66 Кб (Скачать файл)

Субъекты федераций имеют  собственные территорию, конституции  и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой степенью независимости.

Федеральные конституции  включают в предметы ведения федерации  важнейшие вопросы государственной  жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе - организация местных органов власти, общественный порядок и охрана окружающей среды, общественно необходимые работы и службы.

Конституции федеративных государств по-разному, с учетом уровня развития экономики, исторических традиций, соотношения  политических сил определяют объем  предметов ведения федерации  и ее субъектов. Различным образом  они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, в Швейцарии  и Мексике они подпадают под  юрисдикцию федерации. В Австралии  и Канаде земля и недра принадлежат  субъектам федерации. Под юрисдикцией  субъектов федерации находится  земля и в Соединенных Штатах Америки, но здесь необходимо учитывать  то обстоятельство, что более 30% всей территории США принадлежит федерации  на правах собственности. Во многих сферах федерация и ее субъекты тесно  взаимодействуют. Об этом свидетельствует, в частности, решение вопроса  охраны окружающей среды, ставшей в  отсутствие каких-либо конкретных конституционных  указаний объектом скоординированной  политики федерации и ее субъектов  во многих государствах мира. В целом  взаимоотношения между федерациями  и их субъектами развиваются противоречиво. Во многих областях происходит усиление центральной власти, в ряде других - ее ослабление. Эти процессы затрудняют объективную оценку федеративных отношений - задачу, решение которой необходимо искать в срезе федеративных отношений в области экономики, политики, национальных отношений и права.

Развитие современного федерализма  свидетельствует о том, что преобладающей  является тенденция к интеграции (при сохранении определенных гарантий прав и интересов субъектов федерации). В то же время наблюдаются и  весьма серьезные всплески сепаратизма. Причем они имеют место и в  высокоразвитых странах (Австралии, Канаде), и в странах со средним уровнем  развития (Индии), и в экономически слаборазвитых государствах (Нигерии).

Квазиконфедерация - более  тесный союз, чем конфедерация, и  менее тесный, чем федерация, при  этом это союз между неравными, и  часто - отдаленными друг от друга  частями.

Квазиконфедеративные отношения  обычно существуют:

• между бывшей метрополией  и ее бывшими колониями, которые  уже не колонии, но и не государства, и желают сохранить экономическую  и политико-правовую связь с метрополией, но в то же время обладать суверенитетом;

• в силу давних исторических традиций.

• В качестве примеров квазиконфедеративных отношений можно привести:

• Данию и Фарерские  о-ва, Гренландию;

• Голландию и Нидерландские  Антильские о-ва (Кюрасао и Бокайро);

• США и Пуэрто-Рико

• Великобританию и о-ва Пролива, о-в Мэн.

В формах государственного устройства,  находит выражение  действие некоторых общих, свойственных всем социумам тенденций. С одной  стороны, народы, отдельные части  общества территориально обосабливаются. Иногда это вызвано желанием больших  групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы. Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению.

С другой стороны, действует  и противоположный вектор. Общность экономических интересов, развитие рынка требуют единого правового  пространства, которое необходимо для  эффективного хозяйствования. Взаимопроникновение  культур, религий (в частности - экуменистическое движение), вытеснение старых традиций сглаживают различия, которые в прошлом  разделяли людей. Самосознание человеческого  «я» приводит к тому, что личность воспринимает окружающее все больше через призму собственных оценок, личной морали. Человек становится не столько единицей общества, сколько  личностью, способной самостоятельно определять свои интересы и принимать собственные решения. Это снижает роль национальных и прочих факторов, определяющих поведение человека и консолидирующих людей в общности, разделенные территориальными границами. Высокий уровень жизни, развитие средств коммуникации, просвещения подвигают народы к единению на больших пространствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основы конституционного  права США

Соединенные Штаты Америки  — крупнейшая мировая держава с развитой демократической государственностью и прочными правовыми традициями. Источником конституционного права этой страны на федеральном уровне выступают Конституция, законы и резолюции Конгресса, нормативные правовые акты Президента, решения Верховного суда, некоторые обычаи. Аналогичные источники образуют конституционные системы штатов. Государственный строй США, его концепция и правовые институты, основанные на идеях демократии и защиты прав человека, оказали большое влияние на конституционное развитие многих стран мира.

Действующая Конституция США была принята в 1787 г. в г. Филадельфии конвентом - своего рода учредительным собранием, состоявшим из представителей штатов - государств, которыми провозгласили себя в 1776 г. в ходе борьбы за независимость британские колонии в Северной Америке. Тогда же в штатах были приняты первые конституции (в некоторых штатах раньше). Штаты создали конфедерацию США (13 штатов). Ее конституционный документ  «Статьи конфедерации» был принят в 1777 г. и вступил в силу в 1781 г. Филадельфийский конвент был созван в обстановке острого недовольства народных масс внутренней политикой конфедерации (происходили даже восстания). Главной целью конвента было реформирование конфедерации, этой «веревки из песка», и прежде всего укрепление государственной власти. Однако на деле было учреждено новое государство - федерация США. После ратификации необходимым большинством штатов (3/4) в 1789 г. Конституция вступила в силу.6

Конституция США  сравнительно краткий документ. В ней содержится приблизительно 7 тыс. слов. Она состоит из преамбулы, в которой говорится, что народ США принимает эту конституцию в целях создания более совершенного союза, утверждения правосудия и внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и свободе, а также из семи довольно пространных статей, обозначенных римскими цифрами (некоторые из статей занимают несколько страниц). Большинство статей делятся на разделы.

Важнейшими конституционными документами  являются также Декларация независимости 1776 г. и поправки к конституции. Декларация независимости 1776 г. заявила о независимости от британской короны и, исходя из концепции естественных прав, закрепляла некоторые неотъемлемые права человека - на жизнь, свободу и стремление к счастью. Она впервые провозгласила коллективное право народа на восстание против угнетения (имелись в виду колониальные угнетения со стороны короны Великобритании). Поправки к Конституции США обозначаются римскими цифрами. Они не включаются в текст Конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято 27 поправок, последняя из них - в 1992 году.

Конституция США - первая в истории писаная конституция государства, прогрессивный документ, который оказал влияние на конституции многих стран мира. Она закрепила образование суверенного федеративного государства, произошедшее в результате освободительной борьбы народа против британской короны, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности (народное представительство, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и др.), установила, что федеральное право имеет приоритет над правом штатов. Под влиянием этой Конституции в мире стала распространяться доктрина конституционализма. 7

Вместе с тем Конституция 1787 г. имела исторически ограниченный характер, и реакционные черты, обусловленные интересами правящих кругов, в основном плантаторов-рабовладельцев южных штатов. В соответствии с представлениями того времени Конституция ограничивалась регулированием отношений государственной власти и человека (преимущественно в судебной сфере и в рамках некоторых личных прав индивида), а также установлением структуры и взаимоотношений высших органов государства. В тексте Конституции не было положений об основах общественного строя, статей о политических и социально-экономических правах личности. Политические права были включены первыми десятью поправками, получившими название Билля о правах, а положения о многих социальных, экономических, культурных правах отсутствуют в тексте Конституции и сейчас. Конституция молчаливо закрепляла рабство негров, позволяя голосовать за них их хозяевам - плантаторам, лишала избирательных прав женщин (последнее ограничение действовало до 1919 г.). Во многих отношениях (вопросы непосредственной демократии, принципы демократического режима и др.) Конституция США пробельна. Иногда ее формулировки имеют казуальный, недостаточно обобщающий характер.

США в соответствии с Конституцией являются по форме правления президентской республикой, по форме государственно-территориального устройства - относительно централизованной федерацией, страной с демократическим государственным режимом.

Вопросы конституционного права регулируются также конституциями штатов. Они более осовременены, подвижны, детальны (иногда излишне детальны). Конституции штатов должны соответствовать Конституции США, но вместе с тем содержат многие важные институты конституционного права, которых нет в Конституции США (отзыв депутатов законодательных собраний штатов и избранных должностных лиц, референдум, народная законодательная инициатива, положения о партиях и др.). Нормы конституционного права содержатся в федеральных законах, законах штатов (по отношению к штатам), в решениях верховных судов штатов (они затрагивают и вопросы федерального конституционного права, но их решения по этим вопросам не окончательны и могут быть обжалованы в Верховный суд США). Решения Верховного суда США имеют особое значе-ние для конституционного права. Своими толкованиями без изменения текста Конституции США он создает новые конституционные нормы и конституционные доктрины («живая конституция»), ибо акт 1787 г. был принят в совершенно иной обстановке и в ряде случаев не отвечает современным общественным отношениям.

Конституция США относится к категории жестких. Поправки к ней могут быть приняты 2/3 членов обеих палат высшего законодательного органа - Конгресса - либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев такого созыва не было). Они подлежат ратификации (утверждению) законодательными собраниями штатов либо конвентами 3/4 штатов, созванных по решению федерального Конгресса. В результате этих сложностей за два с половиной столетия, как отмечалось, принято лишь 27 поправок, (были предложены тысячи поправок, Конгресс принял около 40 из них, штаты ратифицировали 27). Единичные поправки не имеют принципиального значения, так как посвящены частным вопросам, некоторые вводят, а затем отменяют какие-либо положения (например, 18-я и 21-я поправки вводят и отменяют «сухой закон»).

Впервые Конституция США была дополнена  Биллем о правах (первые десять поправок), принятым в 1789 г. и ратифицированным требуемым числом штатов в 1791 г. Билль о правах закрепляет важнейшие политические и личные свободы (рассматриваются, ниже). Из области социально-экономических прав в нем говорится только о некоторых гарантиях частной собственности: никакая собственность не может отбираться для общего блага без справедливого возмещения. Принципиальное значение имеют три «послевоенные поправки», принятые после Гражданской войны 1861 -- 1865 гг. Это 13-я поправка (1865 г.), отменившая рабство и признавшая бывших рабов-негров гражданами США, XIV поправка (принята в 1866 г., ратифицирована в 1868 г.) о расовом и национальном равноправии граждан, о запрещении лишения жизни, свободы, собственности без должной судебной процедуры, о лишении прав определенных должностных лиц за участие в мятеже, о некоторых вопросах государственного долга и 15-я поправка (принята в 1869 г., ратифицирована в 1870 г.) о равенстве из-бирательных прав граждан-мужчин. 19-я поправка (принята в 1917 г., ратифицирована в 1919 г.) предоставила избирательные права женщинам, 24-я - запрещает лишение избирательных прав за неуплату налогов, 27-я -запрещает данному составу Сената и Палаты представителей увеличивать размер своего жалованья (закон об изменении размера вознаграждения сенаторов и членов Палаты представителей не вступает в силу до следующих выборов в Палату представителей). Другие поправки касаются способа избрания Президента и сенаторов, преемственности власти в случае досрочного прекращения своих полномочий президентом, отдельных вопросов правосудия и т.д.

Поправки к конституциям штатов принимаются 2/3, 3/5 голосов, в полутора десятках штатов - простым большинством, но в последнем случае затем подлежат утверждению на референдуме.

 

 

 

Список использованных источников:

1. Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [Текст]: учебник / А.С. Автономов. – М.: Проспект, 2006. – 552 с.

2.Алебастрова, И.А. Конституционное право зарубежных стран [Текст]: учебник / И.А. Алебастрова. – М.: Юриспруденция, 2003.

3. Мишин А.А. Конституционное  (государственное) право зарубежных  стран: учебник. - 9-е изд., испр., доп.- М.: Юстицинформ, 2002.- 490 с.

4. Чиркин В.Е. Конституционное  право зарубежных стран: Учебник. - 4-изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 669 с.

5. Чиркин В.Е. Конституционное  право зарубежных стран: Учебник. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Юристь, 2002.- 622 с.

6.Чудаков М.Ф. Конституционное  (государственное) право зарубежных  стран: Учебное пособие. - Минск:  Новое знание, 2001.- 574 с.

Информация о работе Формы территориалиное устройство зарубежных стран