Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:27, реферат
Базовая ценность либерализма, как следует уже из названия этой идеологии, состоит в свободе личности. Духовная свобода – это право на выбор в религиозном вопросе, свобода слова. Материальная свобода – это право на собственность, право купить и продать из соображений собственной выгоды. Политическая свобода – свобода в буквальном смысле слова при соблюдении законов, свобода в политическом волеизъявлении. Права и свободы личности имеют приоритет над интересами общества и государства.
1. Введение. История возникновения идеологии либерализма 3
2. Основная часть 5
2.1 Либеральная Беларусь 5
2.2 Мировоззрение: умом его надо понять 7
2.3 Государство: лучше меньше да лучше 8
2.4 Экономика: умения и труд все перетрут 10
2.5 Внешняя политика: трезвость спасет мир 11
3. Заключение 12
Литература: 14
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Полоцкий государственный университет» | ||
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин | ||
Реферат по предмету «Основы
идеологии белорусского государства» | ||
Выполнил |
Щепельков Владимир Валерьевич, студент гр. 09-ТЭА, МСФ | |
Проверила |
Прокофьева Юлия Сергеевна | |
Новополоцк, |
Содержание
1. Введение. История возникновения идеологии либерализма 3
2. Основная часть 5
2.1 Либеральная Беларусь 5
2.2 Мировоззрение: умом его надо понять 7
2.3 Государство: лучше меньше да лучше 8
2.4 Экономика: умения и труд все перетрут 10
2.5 Внешняя политика: трезвость спасет мир 11
3. Заключение 12
Литература: 14
Исторически первой сформулированной политической идеологией была идеология либерализма, возникшая в XVIII веке. К этому времени в европейских городах созрел класс свободных собственников, не принадлежавших к дворянству и духовенству, так называемое третье сословие или буржуазия. Это была активная часть общества, не удовлетворявшаяся собственным хорошим материальным положением и видевшая свой путь в политическом влиянии.
Родоначальниками
Базовая ценность либерализма, как следует уже из названия этой идеологии, состоит в свободе личности. Духовная свобода – это право на выбор в религиозном вопросе, свобода слова. Материальная свобода – это право на собственность, право купить и продать из соображений собственной выгоды. Политическая свобода – свобода в буквальном смысле слова при соблюдении законов, свобода в политическом волеизъявлении. Права и свободы личности имеют приоритет над интересами общества и государства.
Отсюда следуют многие важные следствия, например утверждение о том, что свободная конкуренция является мощным средством развития не только в экономике, но и в политике, а любой монополизм ведет к застою.
Что говорят о либерализме его противники?
«Либералы были и остаются идеологами буржуазии, которая не может мириться с крепостничеством, но которая боится революции, боится движения масс, способного свергнуть монархию и уничтожить власть помещиков. Либералы ограничиваются поэтому «борьбой за реформы», «борьбой за права», т.е. дележом власти между крепостниками и буржуазией» Ленин, 1911г.
«Наряду со своим основным
значением, термин «либерализм» применяется
в широком смысле как синоним
примиренчества, терпимости к вредным,
отрицательным явлениям и действиям,
наносящим ущерб интересам
Это говорят левые коммунисты. Центристы считают: «… более сильный должен пробиться в борьбе за существование, даже за счет слабых. Менее трудолюбивые, менее приспособленные, менее умные и менее энергичные должны спокойно уступить место в борьбе за выживание и быть исключены из процесса продолжения рода или довольствоваться добровольными пожертвованиями победителей. Либерализм по существу нравственно оправдывает любую инициативу, вплоть до преступной, общество резко разделяется на сверхбогатых и бедных».
В этом же ряду можно вспомнить и знаменитый рассказ О’Генри «Дороги, которые мы выбираем» и фразу Додсона «Боливару не снести двоих».
Приведенные высказывания имеют характер агитации против либерализма, поэтому их нельзя воспринимать как истину. Однако, утрируя характеристику, они позволяют выделить стержневые черты либерализма, помня о том, что принцип свободы личности не абсолютен, ибо он учитывает, что человек живет в обществе. «Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого».
Критика либерализма никогда не прекращалась. И особенно яростно она стала звучать, когда эта идеология воплотилась в тот общественный строй, тот социально-экономический уклад, который назвали капитализмом. Капитализм обеспечил небывалый экономический рост и, соответственно, среднее благосостояние в тех странах, где осуществлялись идеи либерализма. Но при этом многим показалось, что они живут хуже, что противоречило фактам. В прежнем обществе бедняки только издали могли наблюдать, как живут богатые, их голос был вовсе не слышен, теперь же, в более открытом обществе, чужое богатство, несущееся мимо тебя на автомобиле, вызывало хроническую зависть, но главное – ты имеешь возможность публично высказаться по этому поводу.
Формирование либеральной идеологии было тесно связано с таким направлением социального творчества, которое иногда называется конструктивизмом. Социальный конструктивизм – методология действия, подразумевающая сознательное формирование различных элементов общества как системы, общественных отношений и институтов, целенаправленное улучшение общественной жизни, ее усовершенствование, подчинение идеалу. [1;45]
Основными принципами либерализма являются:
Как утверждают идеологи либерализма, группу подлинно гражданских прав, создаваемых государством, составляют политические права. Основными политическими права считаются избирательное право, свобода слова, свобода печати, свобода собраний и объединений, свобода митингов и демонстраций. Их основные особенности – законодательное происхождение и стремление уравновесить личность и государственную власть. Именно в этом обнаруживается гарантия индивидуальной свободы.
Либеральная Беларусь – это нечто совершенно немыслимое и невозможное. Ведь, казалось бы, история так долго и так настойчиво прививала нам всеми мыслимыми и немыслимыми средствами любовь ко всему, что, к сожалению, не имеет ничего общего с ценностями либерализма (т.е. ценностями свободы). Если бы существовали критерии, позволяющие определить народы, наиболее подверженные влиянию антилиберального популизма, белорусы наверняка вошли бы в «лидирующую» группу по степени уязвимости, так как каждый из нас уже с молоком матери усваивает «азбуку социалистической справедливости». То, что справедливость может быть какой-то другой большинству населения страны даже сложно представить.
Разумеется, убежденные приверженцы либеральной идеи имеют чрезвычайно большой соблазн дать свой ответ на главный вопрос: либеральная Беларусь – это наше будущее, наше спасение; лишь с помощью либерализма можно покончить с мраком.
Очевидно, что оба ответа, а вместе с тем и позиции, которые они представляют, помимо более или менее понятной аргументации имеют очень большую эмоциональную составляющую. В результате споры о том, что есть хорошо для Беларуси и какой «цивилизационный выбор» мы должны сделать, зачастую превращаются в своего рода «диспут на базаре». Эмоции настолько сильно затмевают всякую рациональную основу и в целом сознание, что практически каждый такой «диспут» рискует закончиться либо не совсем благозвучными обвинениями в измене Родине, либо вообще полноценной дракой.
В тех редких случаях, когда
среднестатистический белорус все-таки
задумывается, в какой стране ему
хотелось бы жить, он, как правило, оперирует
двумя категориями: капиталистический
Запад и «как у нас». Так как
что такое «как у нас» мы не можем
понять на протяжении уже очень долгого
времени (хотя, по крайней мере, подсознательно
чувствуем, что у нас не так, как
бы нам хотелось), следует разобраться,
что такое капиталистический
Запад. Чтобы наши рассуждения не
принимали какой-то абстрактной
формы типа «а вот у них…», попробуем
предположить, что этот самый капиталистический
Запад пришел к нам в Беларусь,
и смоделировать, что из этого
получится. Здесь, правда, следует иметь
в виду, что Запад, называемый нами
капиталистическим, настолько неоднороден,
что некоторых его
Многие люди имеют привычку (или даже природный дар) вести жаркие, а порой и ожесточенные споры, не имея особого понятия ни о предмете спора, ни о значении употребляемых терминов. Чтобы не допускать разночтений и двусмысленных толкований, дадим определение ключевым для нашего рассуждения понятиям.
Либерализм – философская и экономическая теория, а также политическая идеология, основанная на положении о том, что человек свободен распоряжаться собой и принадлежащей ему собственностью. Институциональной основой либерализма являются частная собственность на средства производства и рыночная экономика.
Либеральное государство XXI века – демократическое правовое государство с рыночной экономикой, политическим плюрализмом, организованное по принципу «разделение властей». Экономические функции государства ограничиваются монетарной политикой и защитой свободной конкуренции.
Итак, что же собой представляет
либеральное белорусское
На протяжении нескольких
столетий белорусам активно прививали
типично русское мировосприятие
(то самое, которое, как говорится, умом
не понять). Постоянно твердили и
продолжают твердить о чуть ли ни особой
миссии на земле, какой-то очень загадочной,
но, безусловно, избранной «русской
душе» и т.д. Понять, в чем заключается
эта «особенность», очень сложно.
Скорее всего, в том, что в системе
мировосприятия, созданной русским
народом и активно
Беларусь до ужаса обезображена
этой мировоззренческой коррозией.
Даже в стремительный век
Единственным проверенным
временем антикоррозийным «препаратом»
является идеология либерализма. Свою
конечную ценность либерализм видит
в свободе индивида. Это значит,
что основой идеологии
Культовое значение в либеральной Беларуси приобретает интеллект. Сила человека определяется его разумом, знанием, образованностью, но никак не силой дубинки, потому что все проблемы в этой стране решаются по закону, а не по понятиям. Успешный предприимчивый человек начинает восприниматься в качестве идеального образа, на который хотят быть похожими. Мировосприятие белоруса перестает быть черно-белым. Он попадает в чудесный мир разнообразия мнений и оттенков, форм и идеалов, и уже не понимает, как можно воспринимать мир на основе таких первобытных категорий, как «свои - чужие», «народные - антинародные», «правительственные - оппозиционные». Двигателем прогресса в обществе становится правда (научная и повседневной жизни), на том простом основании, что ложь и маразмы горе идеологов просто не могут способствовать развитию.
Традиционная белорусская
толерантность будет
Информация о работе Функции государства в идеологии либерализма