Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – наиболее полное раскрытие понятия и признаков функций современного государства, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления.
Введение 3
1. Понятие и признаки функций государства и их соответствие историческому типу государства, его целям и задачам 5
1.1. Понятие и признаки функций государства 5
1.2 Соответствие функций государства историческому типу государства, его целям и задачам 8
2. Виды функций государства и их характеристика 10
2.1. Внутренние функции государства 11
2.2. Внешние функции государства 16
3. Формы и методы осуществления функций государства 20
3.1 Формы осуществления функций государства 20
3.2 Методы осуществления функций государства 23
4. Эволюция функций Российского государства на современном этапе. 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Кулапов В.Л. и Малько А.В. выделяют основные задачи в сфере экономики, стоящие перед Российским государством: установление основных правил и координация экономических взаимоотношений; контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота; непосредственное осуществление экономической деятельности; поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте8.
Обобщая результаты исследований правоведов, экономистов можно выделить основные пути решения поставленных задач:
- структурная
перестройка российской
- поддержка
стратегических и социально
- централизованная инвестиционная политика;
- приватизация, демонополизация и управление государственной собственностью;
- отстаивание
интересов российских компаний
на внутреннем и мировом
- создание
правовых основ организации (
Экономическая
функция государства имеет
С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение – устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.
Содержание социальной функции отражено в большинстве статей Конституции Российской Федерации (ст.7, 38 - 41, 43 и др9.).
Для выполнения
социальной функции государство
создает фонды, которые расходуются
на пенсии, пособия, здравоохранение, образование.
Оно разрабатывает и реализует
программы, стабилизирующие занятость
населения и сокращающие
Автор статьи Хачиров Р.Б. отмечает, что согласно Конституции РФ социальная функция при ее должной реализации означала бы достижение высокого уровня социальной сферы, удовлетворение или хотя бы создание реальных условий для реализации социальных потребностей граждан. Приоритетные национальные проекты призваны ускорить решение этих и многих других находящихся в социальной сфере задач10.
Однако в решении данных задач имеются проблемы, которые ежедневно фиксируются в статистике Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в регионах, об этом свидетельствует и практика Европейского суда по правам человека. Своеобразным социальным барометром являются и бесплатные юридические консультации при юридических факультетах вузов, куда нередко обращаются малоимущие слои населения. Большинство вопросов, с которыми обращаются сюда граждане, затрагивают их социальные права11.
Правовому обеспечению социальной функции служат Семейный кодекс РФ12, федеральные законы «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999г. № 165-ФЗ13, а также указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ.
Содержание
функции составляют формирование и
пополнение казны, прежде всего государственного
бюджета как федерального, так
и субъектов Федерации и
В содержание этой функции сегодня входит государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек16.
В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию по обеспечению научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям17.
Основы государственной политики в данной области закреплены ст.43,44 Конституции РФ18, в законах Российской Федерации «Об образовании19» и др.
Государственная функция в области экологии заключается в разработке экологических программ страны, принятии и осуществлении национальных программ охраны окружающей среды, установлении правового режима природопользования, установлении экологических стандартов, контроле за соблюдением природоохранного законодательства20.
Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются Конституция РФ (ст.42,58) и федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ21, «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-122 и др.
6) Функция охраны правопорядка
Данная функция подразумевает охрану прав и свобод граждан, защиту всех форм собственности, обеспечение режима законности, борьбу с преступностью, охрану общественного порядка, исполнение наказаний, профилактику правонарушений и др.
Охрана правопорядка – необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества.
По мнению авторов Хабибулина А.Г. и Чернобель Т.Г. охранная функция государства, касающаяся всех сторон правового бытия, является важной институциональной частью полифункционального по своей векторной природе государственного управления, в ценностном отношении определяется социальной сущностью государства, уровнем развития демократии, общественного правосознания. Вне этой функции государства как такового нет и не может быть23.
В последнее
время некоторые правоведы
Например, Леонидова Т.И. определяет миграционную сферу «…как лакмусовую бумажку, универсальное мерило, позволяющее дать довольно точную оценку социальной, демографической и экономической работе государства» и даёт общее понятие и признаки миграционной функции как направление деятельности государства, его органов по контролю за пребыванием на территории государства в целях восполнения и воспроизводства общества24.
В процессе развития общества появились определенные факторы, которые привели к возрастанию роли информации, а следовательно, к более четкому выделению информационной функции государства. Речь идет о некоторой новой, информационной, стадии развития общества, которое может быть названо информационным обществом, где основным предметом труда большей части людей являются информация и знания, а орудием труда - информационные технологии. Существующие общественные отношения привели к новой эволюции функций государства, к повышенному интересу к этой сфере деятельности государства. Информационная функция обладает всеми существенными признаками основных функций государства, выделяемыми в науке. С точки зрения классификации её смело можно отнести к основным постоянным функциям, но является одновременно и внутренней, и внешней, т.к. государство регулирует информационные процессы как внутри страны, так и за ее пределами в отношениях с другими государствами25.
Таким образом, внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. Внутренние функции характеризуют внутреннюю политику государства.
2.2. Внешние функции государства
Внешние функции государства – это направления его деятельности по решению внешнеполитических задач.
Коренные изменения, произошедшие в мире и в России в последние десятилетия, существенно изменили внешние функции государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам), другие – получили дальнейшее развитие в новых условиях (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи – возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику)26.
Внешними функциями
государства традиционно
Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Оборона страны, формирование и функционирование Вооруженных Сил России, других войск и воинских формирований, привлекаемых к обороне, осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ее законами по военным вопросам. Впервые в истории России приняты Федеральные законы «Об обороне27», «О статусе военнослужащих28» и другие акты. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и др.
Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка предполагает: политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений; участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов; сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т.д.)29.
В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния на Россию возлагается особая ответственность за поддержание стабильности и порядка в современном мире. Сообразно этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ. Правовому обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23.06.1995 № 93-ФЗ30.
Не менее
важной формой участия России в преодолении
возникающих в мире межнациональных
и иных вооруженных конфликтов является
соответствующая
Функция интеграции
в мировую экономику и
Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответствующего правового обеспечения. В этих целях были приняты такие Федеральные законы как «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. № 173-ФЗ32, «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» от 23.02.1996г. № 19-ФЗ33 и др.
Некоторые авторы
применительно к России выделяют
отдельную функцию, появившуюся
относительно недавно - функцию сотрудничества
и укрепления связей со странами СНГ.
Осуществляя рассматриваемую